При жизни ветхозаветного праведника Ноя из-за нравственного падения человечества, о котором в книге Бытия сказано, что «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), Бог попустил страшное бедствие. Всемирный потоп погубил всех людей, кроме Божиих избранников – самого Ноя и его семьи.
Благочестивый Ной заблаговременно получил от Господа повеление построить необычайной величины Ковчег – корабль, на котором спаслись праведники и некоторые животные (чтобы не была истреблена жизнь полностью), о чем также мы подробно узнаем из книги Бытия (см. Быт. 7:2). Ной трудился над Ковчегом, призывая современников к покаянию, но люди не образумились…
Поэтому вскоре после того, как Ковчег был готов и избранные вошли в него, «разверзлись все источники великой бездны» (см. Быт. 7:11) – на землю обрушился сильнейший ливень, который шел не преставая сорок дней. Так в бушующих водах погибла «всякая плоть, движущаяся по земле» (см. Быт. 7:21).
Через несколько месяцев после начала потопа из воды показалась вершина горы Арарата, к которой и пристал Ковчег. Спустя недолгое время Ной решился открыть окно и выпустить на волю ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор. Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку. Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на волю всех обитателей ковчега, а сам построил из камней на вершине горы жертвенник и принес жертву Богу.
Бог дал обещание Своему избраннику, что не будет больше посылать потоп на землю для уничтожения человечества. В знак того, что Он воздвигает завет (заключает союз) с Ноем и его потомками, Бог даровал творению радугу, которая является после дождя в напоминание об этом завете (см. Быт. 9:12-14).
Едва ли возможно нашему ограниченному разуму понять действия Промысла Божия, которые порой кажутся очень жестокими. Невозможно изменить человека, лишь понуждая его к чему-либо, нарушая его свободу. Где нет свободы – нет и любви. Поступки, совершаемые мною не по любви, а по принуждению, не могут быть в полной мере добрыми, даже если приносят радость и удовлетворение окружающим.
Человек сам должен увидеть свои недостатки «как песок на берегу моря», осознать их и стремиться стать другим. Бог по любви может помочь каждому духовно возрасти. Так было и во дни потопа, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст, рассуждая, почему вода на земле прибывала постепенно, а не сокрушила все в одно мгновение: «По великой Своей благости, Бог хотел, чтобы хотя бы некоторые из грешников вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия, 24.7, 25.3).
По любви же Бог избирает и защищает Своего «первенца» – Израильский народ, отделяя его от среды язычников, нечестие которых доходило до человеческих жертвоприношений идолам. Страшно представить, в каком состоянии духа пребывали люди времен потопа, если только лицезрение гибели всего мира и осознание своей скорой смерти могло пробудить их сердца и через покаяние избавить от вечной гибели. Не было на земле даже «десяти праведников», ради которых Господь готов пощадить грешный город (см. Быт. 18:32). Увы, но только Ной был праведным в очах Господа и лишь эти восемь душ обрели спасение.
Великим примером и уроком служит то, что от гибели спасся не самый сильный и хитрый, а самый благочестивый человек. Бог призывал к покаянию всех людей, все видели, что огромный корабль строился на суше, слышали проповедь праведника о покаянии. Но не хотели люди стать другими и лишь высмеивали труд Ноя.
В предостережение и напоминание о страшном падении и последовавшей гибели человечества мы, по милости Божией, имеем Его завет о том, что человечество никогда больше не будет уничтожаться водой. Символом дарованного Завета стала радуга. А образ голубя с ветвью в клюве повсеместно стал символом мира, ибо эта птица стала вестником примирения Бога и человека.
Ко времени жизни Ноя и его сыновей относится и появление понятия «хамства». Спасшиеся люди стали трудиться на опустевшей земле, они научились выращивать виноград и делать вино. Выпив вина, Ной опьянел и лежал в своем шатре обнаженным. Его младший сын Хам увидел отца и рассказал об этом братьям Симу и Иафету, чтобы те посмеялись над ним. Но они вошли в шатер, не глядя на Ноя, и укрыли его (см. Быт. 9:20-23). В ветхозаветные времена отношение к браку, зачатию и деторождению было особо трепетным. Хам, видя наготу своего отца, посмеялся над источником своей собственной жизни. Это надругательство над тайной жизни человека и над Подателем жизни – Богом. Когда Ной узнал о случившемся, он проклял Хама и его сына Ханаана и предсказал, что их потомки будут рабами потомков старших сыновей.
История свидетельствует, что человек может низко пасть, забыв даже великие чудеса, свидетелем которых он был, и которые совершались ради него… Но человек же способен, Божией милостью, и обрести святость!
Две силы – праведности и греха – извечно противостоят одна другой. В своем выборе каждый свободен. Такова история Ноя и его потомков.
Епископ Орский и Гайский Ириней