«Как выглядит или как должна выглядеть икона Самого Великого и Самого Главного Христианского Праздника – Воскресения Христова?» – спрашивают многие. Для православных важно, чтобы на Пасхальной иконе был изображен не только Воскресший из мертвых Иисус Христос, но и показано, что Он – Спаситель и Воскреситель людей. Ведь именно в этом и состоит смысл пришествия в мир Сына Божия. Перед иконописцем стоит сложная задача – связать Воскресение Иисуса Христа со спасением людей, показать эту связь, изобразить ее. В Православной Церкви есть множество различных икон, изображающих Воскресшего Христа Спасителя. Среди них особенно следует выделить икону «Сошествие во ад Иисуса Христа», которая описывает события Великой Субботы.
Что мы видим на этой иконе? Сошедшего во ад Победителя смерти – Христа Спасителя. Он держит за руку нашего праотца – Адама, а рядом со Иисусом Ева. Это тот момент, когда Господь готовится вывести из ада наших праотцев. Власть смерти и греха разрушена, двери ада сокрушены, а Спаситель снисходит в ад ко всем, томящимся в ожидании избавления. На иконе изображен момент встречи Нового Адама – Христа Спасителя и ветхого Адама – нашего праотца, момент освобождения от греха и избавления от смерти. Мы видим, насколько далеко пришлось пойти Самому Богу, чтобы спасти человека.
Воистину распятый в пятницу и воскресший в воскресение Иисус Христос в субботу пребывал во аде. Господь нисходит в глубины преисподней, для того чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Ведь с грехопадением первых людей прервалась связь людей с Богом. Даже праведники не избавлялись от власти греха после их смерти и ожидали в аду пришествия Избавителя. В преисподней мы видим людей в нимбах, все эти святые заключены в темнице ада и ожидают Спасителя. Ибо, как утверждает апостол Павел, Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4, 10).
Итак, на первом плане иконы «Сошествие во ад Иисуса Христа» мы видим наших праотцев Адама и Еву, первых согрешивших, людей, лишивших себя богообщения. Но они и те, кто дольше всех ожидали Спасителя! Рука Адама, за которую его держит Господь, совершенно ослабла – нет у падшего человека сил самому, без помощи Творца, вырваться из ада, освободиться от власти греха и победить смерть. Но другая рука Адама решительно протянута ко Христу, ибо Бог не может спасти человека без стремления самого человека ко спасению.
По другую сторону от Христа наша праматерь – Ева. Ее руки сокрыты под одеждой, но и они протянуты ко Спасителю. «Эти руки, – со слезами вспоминает Ева, – совершили великий грех, они сорвали запретный плод». А ныне она не дерзает самочинно коснуться Христа, но ждет, когда Податель жизни и Победитель смерти Иисус Христос Сам обратится к ней и возьмет ее за руку.
Святитель Григорий Нисский сравнивает тот запретный плод с Чашей со Святым Причастием. Как к Причастию необходимо подойти, будучи готовым, так и к тому плоду праотцам необходимо было приступить, будучи подготовленными. Богом для них был установлен пост (не вкушать) и послушание Творцу («возделывать рай» (Быт. 2, 15), чтобы духовно возрасти. Поэтому и нам необходимо, приступая ко Святому Причастию, держать пост, молиться и творить дела милосердия, чтобы духовно возрастать. Только тогда Причастие может нам послужить во спасение, а не во осуждение.
Покрытые руки Евы указывают и на покаяние, на отдаленность людей от Источника жизни – Бога. Горькие слезы проливали праотцы после греха и потери рая. Понимание своей отчужденности, отдаленности от Бога, осознание всей глубины падения и бессилия преодолеть адскую пропасть, печаль и тоска по раю заметны на лицах праотцев. Все изображенное на иконе: Сам Господь, праотцы, все люди, ожидающие спасения, сокрушенные врата ада – все, даже самые мельчайшие детали указывают на встречу Бога и человека, Вечного и временного, являют и покаяние людей, и величайшую радость избавления от греха и Воскресения.
Воскресение – это дарованная нам победа, это торжество жизни над смертью и грехом, обновление всей природы человеческой. По словам святителя Григория Паламы, «Воскресение Господне является обновлением человеческого естества, и оживлением, и воссозданием, и возвращением к бессмертной жизни». Да помнит каждый из нас слова святителя Иоанна Златоуста: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!»
Дай Бог надеяться «достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:11), достойно продолжая наше шествие по дороге жизни.
Ириней, епископ Орский и Гайский,
кандидат богословия.