«Подняв якори, пошли по морю… корабль сел на мель,… корма разбилась силою волн… Сотник, желая спасти Павла, велел умеющим плавать бросаться и выйти на землю. Прочим же спасаться, кому на досках, кому – на чем-нибудь от корабля, и таким образом все спаслись». (Деян. 27, 40-44).
Как же нам спастись в наше трудное время? Многие задают такой вопрос. История спасения апостола Павла подсказывает нам: «обломками» от апостольского корабля. По мнению учителей Церкви – это Священное Писание и творения святых отцов.
Одним из них, кто оставил нам свои «обломки» был преподобный Паисий (Величковский) Нямецкий чудотворец, возродитель сокровенной монашеской жизни.
Родился Петр Величковский (мирское имя старца) 21 декабря 1722 года на Украине от благочестивых родителей: полтавского протоиерея Иоанна и матушки Ирины, будучи 11 из 12 детей этого семейства.
Еще в детстве будущий подвижник отличался от своих сверстников. Те бегают и кричат, а он всегда о чем-то размышляет.
Когда ему исполнилось четыре года, ко Господу отходит его отец, а вскоре и старший брат. Весь груз ответственности за воспитание детей падает на маму.
Грамоте будущий святой научился в школе, расположенной при храме. С тех пор и до последних дней своей жизни он читал и собирал преимущественно книги о духовной жизни.
Вскоре молодой Петр поступает на учебу в Киево-Печерскую Лавру, где учился четыре года. Вопреки желанию родственников, которые стремились увидеть его священником того же храма, где служил его отец и старший брат, Петр Величковский все время мечтает и думает только о монашестве.
В 1740 году он уходит в Любечский монастырь, где подвизается около трех месяцев, затем переходит в Свято-Никольский Медведовский монастырь, где в 1741 году принимает рясофорный постриг с именем Платон. Но и эту обитель он должен вскоре покинуть, так как она оказалось под властью католической Польши. Опять он возвращается в Киев, а оттуда в Молдавию для несения более суровой иноческой жизни и в надежде найти духовного отца. Здесь он в 1742 году находит духовного наставника, старца Василия со скита Пояна Мэрулуй (нынешняя Румыния).
В 1746 году рясофор Платон уезжает на святую гору Афон. Он думал, что на Афоне найдет более мудрого старца и учителя сокровенной Иисусовой молитвы. Однако там он нашел другое: «обломки» от апостольского корабля – книги святых отцов о духовной жизни на греческом языке, которые он покупал за любые деньги и переводил на румынский и русский языки в своей келье. В них он находил ответ на многие волнующие его вопросы. Старец тогда прекрасно понимал, что для того чтобы не ошибиться и не уклониться с правильного пути, подвижники всегда беседовали между собой и со старцами о духовной жизни. Когда же старцы стали редки, чтобы избежать падений и отклонений в духовной жизни, необходимо читать святоотеческие книги. Так было положено начало созданию «Добротолюбия».
Еще тогда он утверждал, что почитание святых заключается не только в зажигании лампад и свечей пред их иконами, а также в чтении молитв и тропарей. Но, прежде всего – в серьезном и вдумчивом изучении их творений и жизнеописаний и следовании их заповедям.
В 1750 году на святую гору Афон прибыл его наставник старец Василий Румынский, который постриг его в монашество с именем Паисий. Вскоре к отцу Паисию стали стекаться ученики. Вместе с ними в 1757 году он переселился в заброшенный Ильинский скит. Со времени это место стало неузнаваемо. Скит превратился в своеобразный центр славяно-молдавской культуры на Афоне. По просьбе своих учеников монах Паисий принимает священнический сан.
Своих последователей он учил творить Иисусову молитву. Авва говорил: «Пусть будет известно, что это Божественное делание священной умной молитвы, было непрестанным делом древних Богоносных отцев. И на многих местах пустынных и в общежительных монастырях, как солнце, просияло оно между монахами. В Синайской горе, в Египетском ските, в Иерусалиме и в монастырях, которые окрест Иерусалима. И просто сказать – на всем Востоке, в Царьграде, на Афонской горе и на морских островах».
Кроме того, он утверждал, что молитву надо совершить со вниманием, благоговением и с целью покаяния. Сначала молитва долго остается только деятельной. Потом переходит в умную, а затем внедряется в сердце. Краткая, но часто творимая молитва более полезна, чем продолжительная.
«Молитва, - продолжает преподобный Паисий, - по своему качеству, есть общение и соединение с Богом, матерь и дщерь слез, очищение грехов и просвещение ума, богатство монахов и сокровище для безмолвников».
Если увидит Бог, что ты искренне желаешь успеха в молитве, даст тебе этот великий дар, говорил Богомудрый старец.
В 1763 году отец Паисий и часть его учеников возвращаются в Румынию, где преподобный становится сначала во главе Драгомирнского монастыря, а с 1778 года знаменитой Нямецкой Лавры. Среди перешедших с ним учеников были греки, русские и монахи других национальностей. По этой причине он вводит в монастыре совершение параллельного богослужения на румынском, греческом и церковно-славянском языках. Нямецкая Лавра с приходом отца Паисия стала процветать. В обитель отовсюду стали стекаться люди, прося остаться у него на послушание или получить советы о духовной жизни.
Авва Паисий стал известен во многих местах благодаря своей равноангельской жизни и своим мудрым наставлениям. Архипастыри и наместники монастырей и скитов отправляли к нему своих учеников, чтобы они заимствовали у него Божественный нектар о духовной жизни и передать его другим.
Он всегда, подобно святым отцам, не давал советы или наставления прямо от себя, но всегда ссылался на учение Священного Писания и святых отцов. Этим его советы имели большое значение для вопрошающих людей.
Еще при жизни старцу Паисию были присущи многие дары: дар премудрости и разума, дар глубоко знания языков и уразумения высокого смысла святоотеческих писаний, дар учительства и строительства монашеского общежития, дар совета, которыми он, согласно учениям святых отцов, предлагал всем требующим полезные наставления, а также дар чистоты сердца и внутренней молитвы. Благодаря этим дарованиям он смог обновит монашеское житие и возобновить умную молитву.
Мудро руководил он братьями Нямецкой обители до 1794 года когда отошел ко Господу. По его смерти многие скорбели, что он оставил их сиротами, но и радовались, что с его переходом в иной мир, у них будет свой ходатай пред престолом Всевышнего. Были также благодарны ему за то, что он оставил им свои «обломки» от апостольского корабля – более трехсот книг.
В 1988 году Русская Православная Церковь канонизировала преподобного Паисия, а в 1992 году в сонм святых возвела его и Румынская Православная Церковь.
Начиная со святой горы Афон старцу благодарны все монашествующие, ибо он возобновил сокровенную монашескую жизнь.
С особой благодарностью вспоминают о преподобном Паисии в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком монастыре в Молдове. В этой обители хранится великая святыня – «посох старца Паисия».
Чтят его здесь, как нигде в другом месте. Об этом свидетельствуют торжества, которые проходят в день памяти преподобного 28 ноября.
Благодарна ему и Россия, ведь среди учеников преподобного Паисия были и будущие Оптинские старцы, многие из которых, прославлены ныне в лике святых. Старцы, к которым ходили такие светочи России как: Достоевский, братья Киреевские, Хомяков и многие другие.
За все это, имя преподобного Паисия – великого старца, неустанного молитвенника и мудрого наставника увековечено, и память о нем не забыта.
Игумен Ириней (Тафуня), кандидат богословия.