Иеромонах Ириней (Тафуня), кандидат богословия

Основы духовной жизни в Православной
и Римо-католической традициях

I. Основы духовной жизни в Православной традиции.
Большие расхождения между православными и католиками можно заметить в основах духовной жизни. Причина тому – отход Запада от древних наставлений святых отцов, которые давались и принимались как восточными, так и западными отцами. Отклонения в основах духовной жизни произошли после того, как Римская Церковь отпала от Православной. Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина, - одна из необходимых условий для достижения Горнего Иерусалима. Знать эти законов необходимо ныне в наше время, ибо к нам бурными потоками нахлынули множество книг о лжедуховной жизни. Незнание этих законов приводит к тому, что многие, даже искренне ищущие в лучшем случае они остаются без плода, в худшем - губят свои души, расстраивая свое физическое и психическое здоровье.
По учениям Священного Писания и святых отцов главным признаком правильной духовной жизни является наличие в душе человека чувства покаяния и смирения. Чувство того, что я своими силами ничего не могу делать в борьбе со страстями, со своими немощами. И замечая это, человек начинает взывать к Богу о помощи. Правда, каждому человеку известно как тяжело увидеть и осознать свой грех. Однако именно с этого видения и начинается христианство", - говорит преподобный Макарий Египетский. А святитель Игнатий епископ Кавказский отмечал: "Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения".1. Увидевший себя по шею в болоте греха, соединяет свою молитву с одним и единственным воплем: "Господи Иисусе Христе, спаси мя грешного и погибающего". Только с этого момента, когда человек начинает исповедовать Христа своим Спасителем, и начинается жизнь христианина. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином".2. Таким образом, верующим может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство. Тот, кто замечает свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления и спасения. Видящий себя разумным и добродетельным не может еще быть христианином и не является им, хотя бы и считал себя таковым.
Профессор Осипов пишет: "На путь исцеления и спасения становятся лишь те, которые способны увидеть болезнь своей души, ее неисцельность собственными силами, и из этого состояния смирения обращаются к пострадавшему за них истинному Врачу - Христу. Вне этого состояния невозможна нормальная духовная жизнь".3.В последний миг перед уходом из этого мира преподобному Сисою Великому явились ангелы, с которыми он беседовал. Братья монастыря спросили его, с кем он разговаривает? На это старец ответил: "Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться". Когда же братия, зная, что Сисой совершен в добродетелях, возразила ему: "Тебе нет нужды в покаянии, отче", - то Сисой ответил так: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего"4.У преподобного Петра Дамаскина читаем: "Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку".5.Часто святитель Игнатий (Брянчанинов) повторял: "Смирение и рождающееся из него покаяние - единственное условие, при котором приемлется Христос!... Смирение и покаяние - единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества. Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христианами".6. Таким образом, молитву необходимо совершать со вниманием и благоговением и с целью покаяния. Кроме того, кто подвизается должен помнить, что нет конца покаянию до самой смерти. Делание его никогда не может достигнуть совершенства. Покаяние - значит, повернуться лицом к Богу, взглянуть Ему в лицо, вслушаться в Его слова, восстановить отношения любви и взаимной верности. Покаяние - задание на будущее, а не только взгляд в прошлое. Вот почему, задумавшись над прошлым и настоящим, мы можем повернуться к Богу и сказать: Благослови меня сегодня положить новое начало! Но "сегодня" зависит от нас. Благословение - от Бога, а решимость и готовность должны быть нашими. Поэтому для христианина каждый день – это новый год. С этого дня, с этого года я начну вести другую жизнь. Но часто человек, к сожалению, не может увидеть свои грехи, потому что живет и услаждается ими. "А тот человек, - по мысли преподобного Симеона Нового Богослова, - который исполняет заповеди Христовы и замечает свои немощи, видит себя таким, каким он есть на самом деле. И напротив, подвиг, не приводящий к такому результату, является лжеподвигом, а духовная жизнь без него - лжедуховной". Преподобный Марк подвижник говорит: "Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении. Смирение истребляет из души и тела все греховные страсти и привлекает в нее благодать Божию".7. Евангельские заповеди меняют человека, делают его смиренным и тем самым приближают к Богу. Каждому подвизающемуся необходимо помнить слова преподобного Исаака Сирина: "Воздаяние бывает... не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны".8. Святитель Феофан Затворник говорит: "Кто делает одни внешние подвиги, а себе не внимает, тот попадает в эгоизм... Необходимы внешние подвиги, но останавливаться на них одних - беда".9. Поэтому и святые отцы оплакивали свои добродетели, как грехи, чтобы не возгордиться. В патерике описывается следующий интересный случай. Однажды к преподобному Антонию Великому явился диавол, говоря ему: "Антоний, ты мало кушаешь, а я совсем не кушаю, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Но ты победил меня своим смирением". Бес говорит ему правду, но, будучи лукавым, сказал ему сия, чтобы победить подвижника. Вдруг он возгордится своим смирением, и все: мой. Поэтому всегда святые отцы, совершая добрые дела, помнили и говорили, что исполняют свои долг и больше ничего. В молитвенном подвиге необходимо быть внимательным. Ни в коем случае не надо гнаться за количеством молитвословий, а следить за качеством их. Новоначальные должны заниматься молитвой понемногу, но часто, чтобы сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы. Лучше видеть себя грешником, нежели быть по наружности "праведником" и почитать себя таковым. "Праведнику" не в чем исправляться, он видит одни добродетели в себе, а это очень плохо. Бог милует человека и спасает не за его добрые дела, а за его верующее, сокрушенное и смирившееся сердце. Молитва должна корениться в нашей жизни, и если жизнь наша противоречит нашим молитвам или наши молитвы не имеют ничего общего с нашей жизнью, они никогда не будут ни живыми, ни реальными. Митрополит Антоний Сурожский о молитве говорит следующее: "Мой духовник учил меня так выполнять вечернее и утреннее правило: встань перед Богом, закрой глаза, зная, что Он невидимо тут и что никакие видимые подпорки не помогут, а, наоборот, рассеют внимание. Постой безмолвно в Его присутствии, сознавая Его величие, но также и Его любовь. Затем перекрестись со всем вниманием, перекрестись - и постой спокойно. Потом произноси одну форму молитвы, неспешно, собранно, не стараясь возбудить в себе никаких эмоций, но со всем убеждением и отзываясь сердцем на произносимые слова. Затем снова постой спокойно, потом положи земной поклон, произнося эти же слова, встань и произнеси эти слова снова. И так - все утренние и вечерние молитвы. Потому что цель молитвы – запечатлеть эти слова так, чтобы они пронизали все наше существо, и произносить их со всей правдой, на которую мы способны. Единственное, что важно, это чтобы слова молитвы, мысль, которая в них содержится, чувство, которое она пробуждает, дошли до самых глубин нашего сознания. Очень важно научить свой ум быть совершенно устойчивым и собранным".1. Тот, кто ведет духовную жизнь, должен помнить, что добрые дела или подвиги могут быть крайне вредны и опасны, если они не приводят к видению своих недостатков. Иногда случалось, что подвижники, не очистившись от страстей, искали затворничества или уединения и обольщались, впадая в глубокую прелесть. Этот термин точно вскрывает само существо названной духовной болезни: лесть себе, обман себя, мечтательность, мнение о своем достоинстве и совершенстве, гордость. Причина прелести – гордость. Победить гордость можно смирением. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее из смирения. Все самообольшенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их гордость и бесовскую прелесть. Иные из них принимали бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им... Иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение, причислились по духу своему к духам отверженным".11. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны".12. Часто случается, что те, которые подвизаются неправильно, не очистившись от страстей, желают в скором времени иметь дар плача. И любыми способами заставляют себя плакать. Однако это очень опасно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает: "Должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нервов. Не ударять себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы - от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смягчающие сердца. Ожидай с покорностью слез от Бога... Придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица, от нее не покраснеют глаза - кроткое спокойствие прольется на выражение лица".13. Кроме того, необходимо помнить, что цена слез не водою, текущею из глаз, определяется, а тем, что бывает на душе при них после них. А причины слез должны быть - зрение и сознание своей греховности. Итак, в духовной жизни Православной Церкви особое внимание уделяется  качеству произнесения молитв и совершению подвигов, сокрушению сердца и изменению самого себя. Таков путь духовной жизни в Восточной традиции.
II. Основы духовной жизни в Римо-католической традиции.
А сейчас стоит посмотреть на духовную жизнь в Западной Церкви, чтобы оценить и сберечь то, что имеет наша Православная Церковь. Диакон Андрей Кураев говорит: "Важнейшее различие православия и латинства лежит не в горизонте споров о Филиокве или папском примате, а в практике медитативной молитвы. Духовные авторитеты Запада настойчиво рекомендуют тот путь духовного делания, который категорически запрещают духовные учителя Востока (причем еще во времена церковного единства)".14. О духовной жизни восточной Церкви я говорил, ссылаясь на высказывания святых отцов, потому что, они для нас пример для подражания. Святые отцы всегда являлись духовными вождями народа Божьего. Народ же, ведомый ими, идет их путем, ибо здесь - авторитет личности и авторитет духовного опыта, скрепленный веками. О духовной жизни в Западной Церкви буду говорить, ссылаясь на подвиги и наставления некоторых великих святых католической Церкви. Стоит сказать, что подобного рода практика духовной жизни является никак не исключением в католическом мире, а напротив, - нормой и идеалом. А пошли они по неверному пути из-за того, что не имели достойных руководителей в духовной жизни и не были знакомы с многочисленным аскетическим наследием нераздельной Церкви.
а). Франциск Ассизский (1182-1226 гг.) Франциск Ассизский родился в 1182 году. С самого раннего детства он начал мечтать о подвигах, славе и чести. Часто ему приходилось руководить вечеринками, где обычно много выпивали. На одной из них он всем заявлял: "Будет день, когда весь мир преклонится предо мною". 15. Франциск долго размышлял над тем, как ему "прославиться, и упорно искал возможности - буквально спал и грезил мыслями о славе и чести".16. Сначала он думал, что на рыцарском поприще сможет снискать честь и славу, но, осознав, что больших успехов не добьется, решил посвятить свою жизнь Церкви. Позже на суде по делу о краже им отцовских денег, Франциск публично отрекся от своих родителей и ушел в мир, организовав монашеский орден. Смыслом жизни Франциска с тех пор стало подражание Христу. Это подражание выражалось во внешних проявлениях. Он также как Спаситель, "избрал себе двенадцать учеников и посылал их по миру для проповеди, устроил последнюю вечерю, похожую на Тайную Вечерю, совершенную Господом".17. В будущем он желал подобно Христу "пострадать за других и искупить чужие грехи".18. Но прежде стоило бы ему посмотреть, что пишут святые отцы неразделенной церкви о духовной жизни, и в чем состоит подражание Христу, быть может, жизнь его, сложилось бы иначе. У святых отцов Православной Церкви, рассуждающих о стяжании подобия Христу, находим многочисленные выводы о том, что данное подобие состоит в смирении и человеколюбии, бескорыстии и целомудрии.
Преподобный Петр Дамаскин говорит: "Ищущий Христа должен Его искать не вне, но внутри себя, то есть телом и душою быть, как и Христос, безгрешным по возможности человеческой".19. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: "Подобие же Христу составляет истина, кротость, правда, и вместе с ними смирение и человеколюбие".20 Преподобный Амвросий Оптинский выделял в вопросе о подражании Христу три элемента: "во-первых, быть милосердным, прощая людям все недостатки и обиды; во-вторых, проводить святую жизнь, то есть хранить целомудрие и чистоту от всех страстей; и, в-третьих, стремиться к совершенству, которое состоит в глубине смирения".21. Франциск Ассизский находился в такой глубокой прелести, что говорил: "чудеса совершаются ради моих заслуг".22. Или: "По моим заслугам спасались души умерших братией Ордена".23. Прелестное состояние Франциска унаследовали и его последователи, которые говорили, что чудеса неоднократно совершаются "по заслугам Франциска и "святых" братией его Ордена".24. С его учениками случалось и такое: "Одному из них явился Христос и сказал ему, что тот до конца дней своих уже не будет ни тосковать, ни печалиться. А он настолько твердо уверился в своем спасении, что в дальнейшем только веселился и созерцал божественные тайны - думал о "возвышенном", совершенно забыв при этом о покаянии".25. Молясь однажды на горе Альверно словами: "Господи, что я пред Тобой?", Франциск получил на свой вопрос тот ответ, которого он и ожидал, а именно: "ему явились два больших света, в одном из которых он узнал Создателя, а в другом - самого себя". 26. Таким образом, ему казалось, что он равен Богу. Его ученики утверждали следующее о своем наставнике: "произошло новое воплощение Христа".27. Через определенное время на теле Франциска появились "стигматы - кровоточащие раны, подобно крестным ранам Спасителя".28. На смертном одре Франциску "казалось, что он - Христос, вновь снятый с креста".29. О себе он говорил: "Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием".30. Или: "Я исполнил то, что должен был исполнить".31. Здесь и видна большая разница в основах духовной жизни Запада и Востока. Восток помнит слова Христа Спасителя: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: "мы рабы не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17, 10).На смертном одре преподобный Сисой говорил окружающим: "Не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего".32. Авва Дорофей говорил: "Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным".33. Таким образом, человек, стоящий далеко от Бога, не замечает своих грехов и видит себя "праведником". Католики называют Франциска  "вторым Христом, дарованным миру для спасения людей".34. Как относился преподобный Серафим Саровский к Франциску Ассизскому, и как он отзывался о его молитвенной практике, мы не знаем. Но вот обратное свидетельство есть: "Однажды молодая женщина читала о жизни Франциска. Читая, она заснула... Видит: идет сам Франциск, а с ним - сгорбленный, весь сияющий старичок весь в белом. Франциск подходит и говорит ей: "Дочь моя! Ты ищешь истинную Церковь: она там, где он; она все поддерживает, а ни от кого не просит поддержки". Белый же старец молчал. Видение кончилось. Она очнулась... А вскоре они приняли к себе нового работника. Посетив его, женщина увидела у него икону и узнала в ней того старца, которого она видела в легком сне с Франциском. В удивлении и страхе она спросила: "Кто он, этот старичок?" - "Преподобный Серафим, наш православный святой", - ответил ей рабочий. Тут она поняла смысл слов святого Франциска, что Истина - в Православной Церкви".35.
в). Игнатий Лойола (1493-1556 гг.) Игнатий Лойола родился в Испании в 1493 году в обедневшей аристократической семье. С самого детства стал сиротой. Старший брат устроил его на службу при королевском дворце. В 1521 году на войне Игнатий получил ранение в ногу и был вынужден закончить военную карьеру. Прочитав, две книги о святых был поражен их героизмом и сказал себе: "неужели я не способен на подобные?"36. Восстановившись после ранения, Игнатий уезжает в Мансерат, где по дороге дает обет целомудрия. Чуть позже встречается со своим первым духовником, которому исповедуется и считает себя после исповеди посвященным в рыцари Царицы Небесной и отправляется в Манрезу, где усердно молится. "В это время Игнатия посещает ряд различных видений: Пресвятой Троицы, Господа, Пресвятой Богородицы, а также и сильные искушения: То он испытывал отвращение к молитве, то ему хотелось выброситься из окна кельи в пропасть".37. Стоит отметить, что  этого подвижника никто не учил молитве, не было у него духовного наставника, который смог бы разъяснить ему правила молитвы и научить практическому их осуществлению. И потому образ молитвы Игнатий создал себе сам, свои неправильные методы он изложил в книге под названием "Духовные упражнения", которая была одобрена папой Павлом III в 1548 году. В ней он излагает свой опыт духовной жизни и борьбы с искушениями. В частности он советует: "На первой неделе представлять себе грех и ад". Чтобы вникнуть в предмет, он советует: вызвать в памяти исследуемый грех, максимально воссоздавая обстоятельства, затем, включив ум, размышлять над ними, и, наконец, волей разбудить чувства. На второй неделе для медитации предлагается тема о жизни Христа до Воскресенья Ваий. Тема медитаций на третьей неделе - страдания и смерть Христа. Он рекомендует вообразить поведение Христа в ситуациях, связанных с пищей и питьем. Четвертая неделя включает медитации о событиях из жизни Христа от Воскресения  до Вознесения. Размышлять о смертных грехах и способностями души и тела медитировать над  отдельным словом".38. А сейчас посмотрим, как учат святые отцы о молитве, а также как высказался В. Печерин, один из самых известных русских католических деятелей (прошедший путь от профессора Московского Императорского Университета до священника-монаха ордена редемпционистов) о духовных упражнениях Игнатия Лойолы: "В духовных упражнениях святителя Игнатия человеческий ум похож на вола или быка, который ходит кругом и приводит в движение мельницу. Вечно в том же кругу вертится, не подвигается вперед, нет ничего нового, нет прогресса. Эти упражнения - наилучшее средство для скования человеческого ума".39
В православие самое главное в молитве - внимание, без которого любая молитва не молитва. Она мертва! Древняя и Церковь всегда учила, что молитва - это отвержение всякой мысли. Даже к благочестивым мыслям и самым глубоким и возвышенным богословским рассуждениям, если они возникают во время молитвы, следует относиться как к искушению и отгонять их. Ибо безрассудно думать о Боге и забывать, что находишься в Его присутствие. Все истинные духовные наставники предостерегают нас от подмены этой встречи с Богом размышлением о Нем. А у Лойолы все наоборот.
Преподобный Симеон Новый Богослов (X-XI вв.) пишет: "Когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых... и рассуждает о том тогда - во время молитвы, зря на небо, и подвигает там душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже слезы и плачет..., мало-помалу (молящийся так) начинает кичиться в сердце своем, сам того не понимая. Ему кажется, что делаемое им есть от благодати Божией в утешение ему, и он молит Бога сподобить его всегда пребывать в таком делании. А это есть знак прелести: ибо добро уже не добро, когда не бывает добрым и как следует... На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное".40. Преподобный Макарий (IV-V вв.) отмечает: "Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов, ни коленопреклонения... Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве - это приход Бога".41. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: "Относительно гласов и видений, нужна еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многие из святых и искусных отцов были обмануты бесами, хитро скрывающими и обличающими свою ложь и тьму призраками истины и света".42. Таким образом, необходимо помнить, что во время молитвы прорываются те мысли, в которые мы бываем погружены в нашей повседневной жизни. Но их мы должны немедленно отогнать от себя. Помня, что правильная молитва изменяет и обогащает нашу повседневную жизнь. Игнатий Лойола говорил, что "тот, кто придерживается его "Духовных упражнений", то для того и Евангелие становится излишним".43. Его книга пользуется большим авторитетом в католическом мире. Ведь недаром папа Бенедикт XV объявил Игнатия "покровителем занятий духовным самоуглублением в уединении". А в 1948 году папа Пий XII сказал, что "Упражнения Игнатия всегда будут самым действенным средством духовного возрождения мира, однако же, при условии сохранения в них подлинного духа их создателя".44. Однако у православных, ссылаясь на учение святых отцов о духовной жизни, существует иное мнение о его упражнениях. Профессор Осипов говорит: "Его книга представляет собой еще одну яркую иллюстрацию глубокой поврежденности понимания духовной жизни в римо-католицизме. Воображение распятого Христа, попытка проникнуть в мир Его чувств и страданий, мысленные беседы с Распятым и т. д. - все это принципиально противоречит основам духовного подвига, как он дан в опыте жизни святых Вселенской Церкви и приводит к полному духовному и душевному расстройству подвижника, а отсюда - и к каким угодно "откровениям".45. Часто Игнатий Лойола говорил, что ему стоит только захотеть и приложить некоторое напряжение, как перед его взором, по его желанию, появлялся ад или рай. По этому поводу читаем у святителя Игнатия (Брянчанинова): "Явление рая и ада совершалось не одним действием воображения человеческого. Одного действия человеческого недостаточно для этого. Явление совершалось действием демонов, присоединявших свое обильное действие к недостаточному действию человеческому, совокуплявших действие действием, на основании свободного произволения человеческого, избравшего и усвоившего себе ложные направления".46. В 1540 году папа Павел III утвердил проект нового ордена, во главе которого стоял Игнатий, который не был похож на другие ордена католической церкви. Его представители могли не носить монашескую одежду и даже скрывать свою принадлежность к нему. Этот орден представлял собой полумонашескую, полувоенную организацию. Некоторые даже называли этот орден: "Черная гвардия Ватикана". "В ордене Иезуитов аскетизм, удаление от мира - только средство к цели, цель - господство церкви, господство над миром. Удаление от света, отречение допускается в нем на столько, на сколько это нужно, чтобы иметь возможность повелевать миром, через церкви политически властвовать".47. Скончался Игнатий в июле 1556 года, и был канонизирован папой Григорием XV в 1622 году.
с). Тереза Авильская (1515-1582 гг.) Тереза Авильская родилась в 1515 году в городе Ла Монеда под Авилой в Испании. С ранних лет она потянулась к Богу. В 13 лет после смерти мамы ее отдали на воспитание в интернат, который управлялся монахинями-августинками. Выйдя из интерната уже зрелым человеком, Тереза Авильская приняла на себя обязанности управляющей в родительском доме. К 1536 года она пришла к убеждению, что ее призвание - монашеская жизнь. Вопреки воле возражавшего вначале отца, Тереза поступила в кармелитский монастырь. Там она заболела и находилась при смерти. Выздоровев, она решила изменить монашескую жизнь в Римо-католической Церкви. Для этого Тереза в 1562 году открывает в Авиле первый реформированный монастырь, и всю свою жизнь открывала монастыри по всей Испании. Скончалась она 4 октября 1582 году, папой Павлом VI Тереза Авильская была возведена в достоинство Учителей Церкви. О ней Омэн пишет: "Тереза была удостоена двух титулов, соответственно исключительно месту, занимаемому ею в истории духовного развития: Реформатор Кармеля и Учитель Церкви, непревзойденный по авторитету в богословии молитвы".48. Ее учение было изложено в трех главных работах: 1. "Книга о моей жизни". 2. "Путь совершенства и Внутренний замок". 3. "Трактаты о молитве". Стоит процитировать часть ее высказываний о молитве, чтобы увидеть большую разницу между православными и католиками в понимании духовной жизни. "По-моему, - говорит она, - мысленно творимая молитва есть не что иное, как дружеская беседа, часто происходящая наедине с Тем, Кто, как нам известно, любит нас. Для новоначальных молитвенная практика представляет собой исключительно молитву, произносимую вслух. Попадая во второй "покой", молящийся всерьез приступает к мысленно творимой молитве. Характерная для этого типа молитва - дискурсивная медитация. Хотя дискурсивная молитва - это, в сущности, молитва-размышление, она не просто состоит в умозаключениях, но и обязательно завершается в любви. Тем, кто имеет склонность к "продолжительной умственной работе", Тереза рекомендует прибегать к медитациям о Христе и беседовать с Ним. Перейдя в третий "покой", человек вступает в последнюю стадию естественной или стяжаемой молитвы, называемой "молитвой стяжаемой сосредоточенности". Этот тип молитвы представляет переход от аскетической к мистической молитве, и преодоление его может происходить с различной степенью напряженности. В четвертом "покое" молящийся знакомится с первым типом мистической молитвы-молитвы сверхъестественной, ниспосылаемой свыше, называемой общим термином - молитва покоя. И состоит в сокровенном соединении разума с Богом. А душа наслаждается осознанием Божьего присутствия. Однако совершенная молитва в четвертом "покое" - это, собственно говоря, молитва умиротворения. Это тип молитвы, когда воля наполняется божественной любовью и соединяется с Богом как со своим высшим благом. В  пятом "покое" молящийся узнает молитву соединения, которая допускает много степеней интенсивности. В молитве простого соединения все способности души собираются в Боге. Тогда человек осознает присутствие Бога в такой мере, "что, глядя внутрь себя, уже не сомневается в том, что он в Боге, а Бог в нем". По мере того, как Бог все больше и больше овладевает душой и наполняет ее Своим светом и утешением, человек переживает молитву экстатического соединения, которая являет собой вход в шестой "покой" и введение в "мистическое обручение". Нередко случается, что на этой ступени молитва сопровождается сверхественными мистическими явлениями, такими как: экстазы, восхищенность, видения и локации (состояния, связанные с восприятием голоса: речи, слов, выражений). В седьмом и последнем "покое", приходит осознание мольбы Христа к Своему Небесному Отцу: "Да будет едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне" (Ин. 17, 22-23). Это состояние мистического брака или преображающий союз".49. Ведя такой путь духовной жизни, Тереза и не сомневалась, что беседует с Богом и находится с Ним в мистическом браке. Однажды она восклицала: "О Бог мой, супруг мой, наконец-то я Тебя увижу".50. Этот возглас не случаен, он говорит о неправильной духовной жизни, и о неправильной молитве. Бог отвечает ей: "Отныне Я - твой, и ты - Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая... Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее".51. В другой раз Бог говорит Терезе: "С этого дня ты будешь Моей супругой... Я отныне не только Творец твой Бог, но и Супруг".52. После постоянных представлений о романе с Богом, то есть после так называемых молитв, она однажды говорит: "Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!" После такой молитвы она подобно сумасшедшей падает в изнеможение, закатывает глаза, дышит все чаше и чаще, и по всему телу ее пробегает содрогание. Мережковский пишет: "Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина увидела бы ее в ту минуту, то поняла бы... что все это значит, и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины. А если бы в колдовстве была эта женщина опытна, то подумала бы, что с Терезой вместо мужчины тот нечистый дух, который колдуны и ведьмы называют "инкубом".53. "Благодаря" таким молитвам, предполагаемым ею своим последовательницам, (она открыла очень много монастырей, где практиковались ее духовные упражнения), она восклицает: "Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. И этот зов, - говорит Мережковский, - действует на душу так, что она изнемогает от желания".54 Господи, как же несчастная ошибалась. Ой, если бы она знала основы духовной жизни нераздельной Церкви. Тереза бы знала, что не мистические чувства, которые мы можем испытывать, и не эмоциональные переживания составляют достоинство молитвы. Всю жизнь у Терезы были проблемы с духовниками. Опыт ее молитв их смущал. Они замечали, что Тереза находится на ложном пути, но изменить ничего не могли. Она часто говорила: "Духовники не могут этого видеть".55. Профессор Осипов отмечает: "Не случайно известный американский психолог Вильям Джемс, оценивая ее мистический опыт, писал, что ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством".56. Диакон Андрей Кураев говорит: "Если переживание Терезы воспринимать как религиозное, - то к нему придется приложить известное православной мистике состояние "блудной прелести". Это - резкое слово".57.
д). Блаженная Анжела (+1309 г.) Другой известной святой Римо-католической Церкви явилось блаженная Анжела (Анджела). О ее глубокой прелести пишет профессор Осипов, цитируя "Откровения блаженной Анжелы". Он пишет: "Дух Святой говорит ей: "Дочь Моя, сладостная Моя... очень Я люблю Тебя" (с. 95)... И такое открывает сама Анжела: "Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что я стою и пребываю в середине Ее" (с. 117). Свое отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: "могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа" (с. 176). Или: "Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть" (с. 101). При этом она начинала в ярости бить себя так, что монахини вынуждены были часто уносить ее из костела (с. 83)".58. Справедливую оценку молитвенной практике блаженной Анжелы дает русский религиозный мыслитель А. Ф. Лосев в книге: "Очерки античного символизма и мифологии". Он пишет: "Соблазненность и прельщенность плотью приводит к тому, что Дух Святой является блаженной Анжеле и нашептывает ей такие влюбленные речи: "Дочь Моя, сладостная Моя, дочь Моя, храм Мой, дочь Моя, услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня". Святая находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений. А возлюбленный все является, и все больше разжигает ее тело, ее сердце, ее кровь. Крест Христов представляется ей брачным ложем...В довершение всего Христос обнимает Анжелу рукою, которая пригвождена ко Кресту, а она, вся исходя от томления, муки и счастья, говорит: "Иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов. И ту радость, которую приемлет она там, и озарение рассказать невозможно. Ведь так они велики, что иногда я не могла стоять на ногах, но лежала, и отнимался у меня язык... И лежала я, и отнялись у меня язык и члены тела".59. После таких созерцаний Христос однажды говорит ей: "Был Я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты". Сама же Анжела столь живо переживает картины Страстей, проходящие перед ее глазами, что убеждена, что даже Дева Мария, стоявшая у Креста Своего Сына, не могла бы рассказать о них подробнее Анджелы".60. Бедная Анжела, если бы она знала советы святых отцов, или, если кто бы ей подсказал, что она на ложном пути, она бы остановилось. А ведь преподобный Исаак Сирин пишет: "Когда тело твое будет укрощено воздержанием, бдением и внимательностью безмолвия, но почувствуешь, что тело твое, без естественного движения, находится в остроте блудной страсти, тогда знай, что искушен ты помыслом гордыни".61. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Самообольщенные утратили способность к богоугодному жительству и к духовному преуспеянию... Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к ним печать адской бездны. Замки и затворы - гордость самообольщенных, глубоко таящаяся в сердце, тщеславие их, составляющее начальную причину деятельности их, лицемерство и лукавство, которыми прикрываются гордость и тщеславие, которыми облекаются они в личину благонамеренности, смирения, святости. Печать несокрушима - признание действий самообольщения действиями благодатными".62.
е). Екатерина Сиенская (1347-1380 гг.) Екатерина Сиенская родилась в 1347 году в очень большой семье. С шестилетнего возраста она посвятила свою жизнь Богу. Позднее она вступила в организацию женщин-мирянок, входящую в третий орден Доминиканцев. И всю жизнь оставалась мирянкой. Первое время она проживала в родительском доме. В 24 года Екатерина начала активную миротворческую деятельность, выступая также поборницей крестовых походов. Многое сделано ею для восстановления гражданского мира в Италии. В последний год своей жизни она ежедневно ходила в Ватикан молиться о прекращении схизмы и о церковном единстве. 29 апреля 1380 года, обессиленная, она ушла из этой жизни. В 1461 году папа Пий II причислил ее к лику святых, а в 1970 году папа Павел VI провозгласил ее Учителем Церкви. Главная ее работа - "Диалог", сохранились также около 400 писем и различные молитвы, которые были написаны, когда она находилось в состоянии экстаза. Всегда Екатерина в своих письмах употребляла следующие выражения: "Я, Екатерина, служительница и раба служителей Иисуса Христа, пишу вам во имя драгоценной Крови". Или: "Иисус кроткий, Иисус Любимый".63. Часто свои письма или послания Екатерина заканчивала следующими словами: "Это говорю я - Екатерина и Дух Святой". На первом месте я, а на втором Дух Святой. Здесь глубокая гордость. Воистину правы были святые отцы, когда говорили что гордость - это положение, когда мы ставим себя в центр всего и делаем себя критерием истины. Стоит отметить, что Екатерина не умела читать и писать. Все письма и наставления были записаны секретарями под ее диктовку. Балтер говорит, что "она часто диктовала одновременно двум-трем секретарям и без малейшей задержки".64. Человек в своем уме так не может поступать. Видимо ей какой-то дух (естественно не святой) диктовал. Ведь Омэн говорит: "Все работы были продиктованы ей в состоянии экстаза, а секретари с трудом справлялись, записывая поток ее речи".65. По мысли святых отцов человек находящийся в экстазе, находится во власти диавола. В состоянии экстаза Екатерина Сиенская находилась и во время молитвы. Об этом Балтер говорит: "Она во время молитвы очень часто впадала в экстаз. Это состояние особенно возмущало многих верующих католиков. Когда она причащалась, они требовали, чтобы она сейчас же кончала молиться и уходила из церкви. В это время она теряла представление обо всем окружающем, и, когда она впадала в такое состояние, душа, казалось, покидала ее тело, и она на время становилась нечувственной к происходящему вокруг нее".66. А однажды после такого сеанса ее вывели из церкви и бросили на лестнице в бессознательном состоянии. На протяжении всей жизни являлся Христос, Который однажды сказал ей: "Дочь Моя, подумай обо Мне; а Я буду думать о тебе... Если хочешь быть стойкой, должна подражать Мне. Если сможешь подражать Мне в страданиях, станешь подобно Мне в благодати и славе".67. Елена Бергадано пишет: "Однажды Бог подошел к ней, раскрыв ей грудь с левой стороны и засунув сердце Свое, которое держал в руках, сказав ей: "Моя любимая дочь: как и прежде, взяв твое сердце, Я отдаю Мое, с которым впредь ты будешь жить". Потом, закрыв обратно грудь, оставил ей навсегда воспоминание о том дне. На ее теле появилась язва, после чего Екатерина в течение четырех часов находилась вне себя".68. Случилось с ней все это из-за неправильной молитвы. Ей, как и другим "сумасшедшим" (святитель Игнатий (Брянчанинов), Крест Христов представляется брачным ложем. В православной аскетике это состояние расценивается как прелесть, то есть глубочайший самообман. Причина такой оценки этого чувства состоит в том, что истинная любовь духовная (1 Кор. 14, 1), согласно Священному Писанию, есть дар Духа Святого, а не результат нервно-психического напряжения падшего естества. Эта духовная любовь есть "совокупность совершенства" (Кол. 3, 14), высшая добродетель. Достижение этой любви невозможно без предварительного приобретения других добродетелей, особенно смирения, являющегося основанием всей лестницы добродетелей. Стремящийся пребывать в любви, но не познавший поврежденность своей природы, своего бессилия и не приложивший усилия, чтобы победить в себе все страсти, не может достичь правильной, совершенной любви, и там лишь мечтательность. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение".69. Преподобный Исаак Сирин отмечает: "Нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не победила страсти и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я "люблю", но "возлюбил любовь". И это не имеет места, если душа не достигла чистоты".70. Если бы эти изречения святых отцов знала Екатерина и ей подобные, то они до такого безумия не дошли бы представлять себе Бога своим любовником. А произошло это падение и потому, что она допускала во время молитвы образы и развивала свои непотребные мысли. Святитель Феофан Затворник говорит, что во время молитвы никаких образов держать не следует. "Если допустите образы, то есть опасность - начать молиться мечте".71.
В воскресенье 29 апреля 1380 года на 33 году жизни Екатерина скончалось. Возможно, католические священники и богословы тех времен понимали, что с ней происходит, оттого и требовали они ее удаления из храма, осознавая, что она – больной человек (сумасшедшая). Не понимал этого только папа Пий II, который в июле 1461 года канонизировал ее, и папа Павел VI, который 4 октября 1970 года провозгласил ее "Учителем Церкви". О себе она говорила: "Я, подобно апостолу Павлу, возносилась до седьмого неба, и видела то, о чем говорить есть беззаконие".72. После изучения духовной жизни Западных святых, полностью соглашаешься с мнением святителя Игнатия, епископа Кавказского, который сказал следующее: "Большая часть подвижников Западной Церкви, провозглашаемых ею за величайших святых – по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Духа Святого от нее – молились и достигали видений, разумеется, ложных... Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести".73.
Архиепископ Василий (Кривошевин) говорит, что Западные святые достигали стигматизации, пользуясь "молитвенными приемами, отвергнутыми великими учителями святоотеческого духовного делания".74. Католические святые, пройдя такой путь духовной жизни, добывали не святость, а прелестное состояние, которое востоком осуждалось, а западом благословлялось.
Игумен Никон (Воробьев) отмечает: "Чего искали восточные подвижники, и чего - западные? Того, что строго, решительно, с угрозами и убеждениями запрещают восточные отцы - западные подвижники всеми силами и средствами стремятся достичь".75. Искушения и падения бывают везде, как на Востоке, так и на Западе. Однако на Востоке они с болью признаются падениями, а на Западе они, к сожалению, канонизируются. К сожалению ныне книги о римских подвижниках издается на румынском и русском языках и распространяется в Православной Церкви. Вся эта литература свидетельствует о том, что у нас может начаться тот же самый процесс, который тысячу лет тому назад возник в Римо-католической Церкви. Там были оставлены творения святых отцов древней неразделенной Церкви о истинной духовной жизни и пошли новыми путями и получили лжесвятых.
Правильная духовная жизнь - это не мечты о благодатных дарах, но ревность к жизни по заповедям Евангелия, по учению святых отцов. Подвиги, посты, молитвы, дела милосердия, благотворительность - все лишь средства к познанию своей греховности, к приобретению смирения, без которого все добрые дела становится бесплодными. Без правильной духовной жизни внешние дела не только не спасут человека, но могут и погубить его, ввергнув в высокое мнение о себе.
Цитаты:
1. Святитель Игнатий (Брянчнинов). Сочинения. Спб., 1905. Т. 4, с.227.
2. Святитель Игнатий (Брянчнинов). Сочинения. Спб., 1905. Т. 4, с.378.
3. Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1999, с. 225.
4. Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1999, с. 207-208.
5. Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1999, с. 225.
6. Святитель Игнатий (Брянчнинов). Сочинения. СПб., 1905, с. 182-183.
7. Святитель Игнатий (Брянчнинов). Сочинения. М., 1998, Т. 5, с. 143.
8. Цит. по: Епископ Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. СПб., 1903, с. 246.
9. Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Письмо 28.
10. Митрополит Антоний Сурожский. Школа молитвы. Клин, 2001, с. 275-276.
11. Святитель Игнатий (Брянчнинов). Сочинения. Спб., 1905. Т. 2, с. 126.
12. Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 7. Оптина пустынь, 1908.
13. Архимандрит Лазарь. О тайных недугах души. М., 2001, с. 367.
14. Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 1998, с. 124.
15. Сикари А. Портреты святых. Милан, 1991, Т. 1-2. с. 29.
16. Диакон Алексей Бекорюков. Франциск Ассизский. М., 2001,  с. 13.
17. Сикари А. Портреты святых. Милан, 1991, Т. 1-2, с. 29.
18. Святой Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995, с. 20.
19. Цит. по: святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. М., 1993, Т. 1, с. 102.
20. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, Т. 1, с. 31.
21. Цит. по: диакон Алексей Бекорюков. Франциск Ассизский. М., 2001, с. 18.
22. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990, с. 27.
23. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990, с. 76.
24. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990, с. 64.
25. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990, с. 100.
26. Цит. по: диакон Алексей Бекорюков. Франциск Ассизский. М., 2001, с. 42.
27. Святой Франциск Ассизский. Сочинения. М., 2001, с. 275.
28. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990, с. 8.
29. Сикари А. Портреты святых. Милан, 1991, Т. 1-2, с. 29.
30. Лодыженский М. Свет Незримый. Петроград, 1915, с. 129.
31. Лодыженский М. Свет Незримый. Петроград, 1915, с. 112.
32. Цит. по: Осипов. Путь разума в поисках истины. М., 1999, с. 208.
33. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М. 1991, с. 48.
34. Честертон Г. Святой Франциск Ассизский в книге Вечный человек. М., 1991, с. 22.
35. Цит. по: диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 1998, с. 150-151.
36. Перроа. Святой Игнатий Лойола. Перевод с французского Н. Бока. "Символ", 1991, с. 138.
37. Перроа. Святой Игнатий Лойола. Перевод с французского Н. Бока. "Символ", 1991, с. 151.
38. Омэн. Христианская духовность в католической традиции. Рим-Люблин, 1994, с. 241-243.
39. Цит. по: диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 1998, с. 132.
40. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Т. 2, с. 189-191.
41. Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., 1994, с. 167.
42. Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказкого. СПб., 1995, с. 231.
43. Быков А. Игнатий Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1890, с. 28
44. Омэн. Христианская духовность в католической традиции. Рим-Люблин, 1994, с. 243.
45. Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1997, с. 191.
46. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т.1, М., 1993, с. 242.
47. Гарнак. Западное монашество его идеалы и история. "Странник". Сб., 1881, Т.3, с. 374-375.
48. Омэн. Христианская духовность в католической традиции. Рим-Люблин, 1994, с. 345.
49. Омэн. Христианская духовность в католической традиции. Рим-Люблин, 1994, с. 247-250.
50. Осипов. А. Путь разума в поисках истины. М., 1999, с. 190.
51. Мережковский Д. Испанские мистики. Брюссель, 1988, с. 72-75.
52. Мережковский Д. Испанские мистики. Брюссель, 1988, с. 88.
53. Мережковский Д. Испанские мистики. Брюссель, 1988, с. 88.
54. Мережковский Д. Испанские мистики. Брюссель, 1988, с. 69.
55. Тереза Авильская. Внутренний замок. Брюссель, 1992,  с. 124.
56. Осипов А. Путь разума в посках истины. М., 1999, с. 210.
57. Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 1998, 134.
58. Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1999, с. 208.
59. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, с. 867-868.
60. Цит. по: диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 1998, с. 130.
61. Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993, с. 360.
62. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 1, М., 1993, с. 104.
63. Elena Bergadano. Ecaterina de Siena. Bucuresti, 1998, p. 84.
64. Балтер. Екатерина Сиенская. СПб., 1907, с. 73.
65. Омэн. Христианская духовность в католической традиции. Рим-Люблин, 1994, с. 270.
66. Балтер. Екатерина Сиенская. СПб., 1907, с. 46.
67. Elena Bergadano. Ecaterina de Siena. Bucuresti, 1998, p. 41-42.
68. Elena Bergadano. Ecaterina de Siena. Bucuresti, 1998, p. 89.
69. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 2, СПб., 1905, с. 53.
70. Преподобный Исаак Сирин. Слово 55. с. 372-373.
71. Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. М., 1994, с. 25.
72. Балтер. Екатерина Сиенская. СПб., 1907, с. 47.
73. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 1, М., 1993, с. 241-242.
74. Архиепископ Василий (Кривошевин). Несколько слов по вопросу о стигмах. Журнал Московской Патриархии. 1986, 4, с. 68.
75. Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Собрание писем. М., 1997, с. 341.

 





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры