Православный человек и Западный мир

Что ищет Православная Церковь на Западе, что представляет Европа, как протекает жизнь в Западных странах? Нередко такие вопросы задают люди тем, кто побывал на Западе.

Православная Церковь нередко находит в Европе союзников в деле защиты традиционных моральных ценностей - это вопросы семьи, рождения и воспитания детей, проблемы абортов, эвтаназии, клонирования и подобные. В этих вопросах позиции православных и католиков достаточно близки. Все представители традиционных конфессий спорят с представителями воинствующего секуляризма о роли человека, о его месте в этом мире и о будущей судьбе Европы. Это очень важно, ибо, по сути, Западные страны вымирают. Следует отметить особо, что кризисная ситуация в демографической сфере напрямую связана с отказом от традиционного понимания семьи. К сожалению, можно говорить и о том, что на Западе забываются представления о нравственной ответственности человека перед Богом и перед другими людьми, а также искореняется само понятие греха и нравственных ценностей.
Сегодня мы ратуем за то, чтобы Западный мир остался христианским. Если Европа потеряет христианскую веру, то она будет бессильна противостоять тревожным, даже страшным вызовам современности. Секулярная идеология не дает странам Европы той духовной основы, которая позволяла бы им сплотиться между собой и противостоять вызовам все более распространяющегося греха.
Страшно и то, что некоторые протестантские общины Европы "подстраивают" свое вероучение и нравственные нормы под современные, так называемые, "либеральные" стандарты. Порой кажется удивительным, как легко люди забывают о традиционном христианском понимании семьи. Грех распространен повсюду. Достаточно сказать о том, что основным принципом отношений мужчины и женщины в абсолютном большинстве европейских стран признана "свободная" любовь. Этот принцип предполагает свободу половых связей вне брака, право на измену, право супружеских пар на развод и даже признание однополого союза равноценным браку. Еще страшнее, что эти однополые пары добиваются права на усыновление и воспитание детей. Однако, страшнее всего то, что такие взгляды поддерживают некоторые протестантские общины. Они венчают и благословят однополые браки. Церкви протестантские не выступают против передачи детей на воспитание в "такие семьи".
Напротив, Православная Церковь настаивает на сохранении традиционного семейного уклада и защищает традиционные ценности, такие как семья, чадородие, супружеская верность и право на жизнь.
Кроме того, можно заметить, что многие граждане западноевропейских стран живут в состоянии внутренней, духовной пустоты. Часто потерю смысла жизни такие люди пытаются восполнить земными удовольствиями, наслаждениями, от самых "невинных", до совершенно недопустимых - наркотиков, алкоголя, "свободной любви" и иных "развлечений". Таким образом, желая того или нет, Западный мир "подписывает" себе смертный приговор.
Удивительно, почему такое случается в Европе, где уровень жизни довольно высок и люди имеют достаточно средств и возможностей для самореализации, полноценной личной и семейной жизни. Почему несмотря на это демографический кризис продолжает усугубляться? Для представителей нашей Церкви причины очевидны - утерян приоритет семейных ценностей, принципов и основ семейной жизни. Таким образом, всячески пропагандируя "либеральные ценности", такие как свободная любовь, аборты и право на смерть (эвтаназия), безбожники подрывают основы человеческого бытия и ведут целые народы, нации к вымиранию.
Увы, сегодня мы становимся свидетелями заката великой христианской цивилизации. Европа умирает. Умирает из-за демографического кризиса, в основе которого лежит отказ от традиционного понимания семьи. Люди перестали ценить семью и не воспринимают чадородие как Божие благословение.
Мы с тревогой смотрим на Европу, опасаясь за ее будущее. Страшно, что великое духовное, нравственное и культурное наследие христианского Запада игнорируется и отвергается, а безбожные и греховные нормы внедряются в сознание людей. Можно смело утверждать, что если Европа откажется от христианского наследия, она окончательно подпишет себе смертный приговор.
Особого внимания заслуживает отношение европейцев к смерти. Люди стремятся забыть о смерти, отвергнуть от себя даже мысль о ней. Мне доводилось присутствовать на церемонии отпевания и то, что я видел, только подтверждает сказанное. Проводить почивших в последний путь приходят совсем немногие. Живые будто опасаются близости смерти. Совсем иначе у православных. Так, на моей родине в Молдавии, если умирает поселянин, проститься и проводить его в последний путь приходят едва ли не все жители села. Ведь так важна общая молитва и для тех, кто жив, и для того, о чьей душе она возносится! Ничего подобного в Европе увидеть невозможно. На западных кладбищах заметны лишь искусственные, неживые цветы, а у нас - растут живые сады. В Европе родственники и близкие редко вспоминают о почивших. У нас же память о предках и близких жива - многие приходят к близким и молятся об упокоении их душ. Западный мир боится смерти, он старается всячески замалчивать, не думать и не говорить о ней. Умершего человека общество старается поскорее забыть.
Вспоминается, как однажды во время экскурсии в Парижском соборе Богоматери экскурсовод попросил меня написать несколько слов о моих впечатлениях от увиденного. Я согласился, но обещал написать правду. Он разрешил. Так в книге отзывов появились слова: "Холодно, отсутствует дух. Собор похож на музей, а не на храм. Франция, где твоя вера?".
В тот же день экскурсовод показывал нам изображения страшного суда у входа в собор. Он много говорил о композиции картины, о том, как изображены персонажи, но ни  разу не упомянул, что все это будет реально, что будет второе пришествие Господа Иисуса Христа и страшный суд. Кода же я спросил, почему картина страшного суда находится у входа или на западной стороне храма, то экскурсовод не смог ответить. А когда я задал вопрос о смерти и о смысле жизни ему стало тревожно, даже страшно. Люди, бывшие тогда со мной, просили меня ответить и я объяснил, что действительно картина страшного суда изображается у выхода или у входа в храм как напоминание о том, что нас ждет, где мы можем оказаться. А также и для того, чтобы, выходя из храма, человек осознавал, куда он идет, в какой мир вступает. Все искушения мира сего невозможно преодолеть без молитвы и помощи свыше.
Многие жители Западных стран поражаются глубиной, красотой и величием православного богослужения. Они порой удивляются, как благоговейно относятся православные к богослужению, как молятся наши люди. Удивлены они и тем, что мы совершаем паломничества ради поклонения святыням, которые хранит Европа. Наши поступки заставляют их иначе, глубже, сердечнее относиться к христианской вере.
Внимания заслуживают и те, обстоятельства, из-за которых лидеры многих сект и традиционных западных конфессий активно действуют в странах восточной Европы, в православных странах. Дело в том, что на Западе очень остро стоит проблема отсутствия священнослужителей. Порой в католических храмах некому служить, никто не желает принимать священнический сан, ибо служение предполагает очень серьезные нравственные ограничения, особую жизнь. Рукополагают в священнический сан представителей черного континента, но не всегда верующие люди стремятся идти к ним на службы и беседы. Западное священноначалие вынуждено искать служителей в православных странах. Пустуют монастыри, храмы и духовные учебные заведения в Европе, никто не желает учиться. Нашим верующим предоставляют стипендии и жилье для того, чтобы они учились, надеясь на то, что часть из них после обучения поменяют веру православную и останутся служить в Европе.
Из-за отсутствия пастырей и глубокого понимания истин веры весьма активно действуют многочисленные секты, о вреде которых говорилось и говорится более чем достаточно. Особенно опасны они тем, что используют разные методы контроля над сознанием людей, методы пропаганды и вербовки. Секты наносят сильный вред психическому, а часто и физическому здоровью людей, создают опасность распада семей, представляют серьезную угрозу обществу и государству. Проблема сект и новых религиозных движений нашла свое отражение в документах и решениях Ассамблеи Совета Европы, рекомендациях Европейской парламентской ассамблеи, решениях кабинета министров Совета Европы и Европарламента. Некоторые западные страны уже объявили запрет на деятельность части сектантских образований на своей территории, но они по-прежнему свободно действуют в соседних странах, например, в Молдавии их регистрации ничто не препятствует.
Увы, но иногда кажется, что Запад живет в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей будто перевернута. Где добро названо злом, а зло - добром, жизнь - смертью, а смерть - жизнью. Дух времени отнимает у одних жизнь еще до рождения (аборты), а других под предлогом "облегчения страданий" отправляет на тот свет с помощью эвтаназии.
И только искренно, глубоко верующие люди смогут исправить ситуацию в лучшую сторону, а значит, будущее Европы и всего мира зависит от них. Сегодня серьезно задумывается о своем будущем, о будущем своих детей, своей страны и человечества в целом только верующий человек.
Большая, крепкая семья, здоровье, благополучие и достаток - истинное счастье возможно, только если помнить об истинных ценностях и ответственности пред Богом и ближним. Если нет этого основания, не будет и всего остального. Только Церковь, которая защищает традиционные ценности, сможет продлить жизнь и дать Европе надежду на будущее.

Игумен Ириней (Тафуня), кандидат богословия,
29 марта 2011





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры