Светлана МАСЛОВА
Впервые за последние десятилетия школьников систематически знакомят с историческими и культурологическими основами традиционных религий, составляющих фундамент тысячелетней культуры страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: «Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?».
Мы, учителя, глубоко, профессионально говорим с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрываем перед учащимися жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей. Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности, хранятся в мировых религиях. Источники нравственных заповедей определяются по-разному. Верующие считают, что они установлены Богом. Атеисты полагают, что каждая заповедь – это важное моральное правило жизни, истинность которого доказана опытом предшествующих поколений. При этом все соглашаются, что общество, не соблюдающее нравственные заповеди, обречено на гибель.
В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся IV классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. Возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества.
Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?
Современное российское общество разбито на мелкие социальные группы – семейно-родственные, дружеские, корпоративные, криминальные и другие. Внутри них действуют определенные нормы морали, основанные на обязательствах, интересах, страхе потерять поддержку группы. За пределами группы все позволено, хорошо (морально) то, что содействует решению ее задач. В этих условиях понятия «патриотизм», «гражданственность», «национальные, общественные интересы», «общественная нравственность» теряют смысл.
Школьный предмет, изучаемый в 4 классе, способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Что бы Вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зернышко – ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и получит обильный урожай.
Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И еще требуется любовь к нашим детям. Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем – чудо не произойдет. Но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения – унесем с собой свои пороки. Пусть наши дети придут в мир нравственно чистыми. Это позволит им в полную силу задействовать огромный потенциал российской нации, накопленный предыдущими поколениями. Нравственные заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку: люби ближнего своего, как самого себя; не убий; не кради; не лги; будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых; не помни зла.
В то же время, новый предмет имеет большое педагогическое значение и для семейного воспитания. Большинство родителей в той или иной мере ощущает недостаток содержания воспитания детей. Семья психологически и физически защищает ребенка, создает необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития. Семья в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки, но как только мы переходим в сферу семейного воспитания, то обнаруживаем здесь немалые проблемы.
Воспитание всегда содержательно наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания. Как объяснить ребенку, что брать чужое плохо, если кинопродукция, которую он поглощает ежедневно в больших количествах, заполнена привлекательными героями, ведущими легкую, сытую беззаботную жизнь, не отягощенную выполнением моральных норм?
Современные родители в воспитании детей преимущественно используют принцип «живи, как я». Родители и дети любят друг друга, первые стараются жить достойно, вторые им подражают. При таком способе семейного воспитания дети перенимают не только достоинства, но и все недостатки родителей. Не имея возможности говорить с детьми о нравственности, родители не могут корректировать их поведение в семье и обществе, целенаправленно формировать психологические механизмы защиты от зла, агрессии, лжи, порока и других социальных болезней, которые разрушают не только общество и семью, но и личность.
Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика). Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.
Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» велико. На уроках школьники получают домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых происходит на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.