ДОКЛАД
«СВОБОДА СЛОВА И ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ»
на XI зональных Сретенских образовательных чтениях
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово...» в Кувандыке



СВОБОДА СЛОВА И ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ

Карикатуры мерзки, но убивать людей?!.. 

Начало двадцатого века, в России разгар гражданской войны... Совсем еще молодая женщина, лет двадцати, с двумя маленькими детьми, жена белого офицера оказалась в городе, который заняли красные войска. Они укрылись в лачуге на окраине, надеясь на скорое окончание облавы и спасение, но... ночью постучались. С ужасом открыла молодая мать дверь, ожидая самого страшного, но на пороге стояла молодая женщина, ровесница ей самой, которая рассказала, что ее предали и очень скоро в их убогое жилище ворвутся убийцы, чтобы расстрелять, поэтому надо бежать сейчас же. Мать посмотрела на детей и сказала: «Как же мне уйти! Нас сразу узнают, да дети и не смогут далеко пройти!» И тогда женщина, которая еще недавно была просто соседкой, вдруг стала самым близким человеком для матери и детей, возросла до той меры, которую Евангелие называет «ближним» - она ответила: Нет, вас не будут искать, – я останусь здесь и назовусь вашим именем... – Но вас расстреляют! – Да, но у меня нет детей...
И мать ушла... Какой ужас охватывал душу, сколько сомнений разрывали сердца обеих женщин: «А вдруг все напрасно?» - передать невозможно. Ведь Наталья (так ее звали) могла уйти, вновь стать собой, не принимать смерти ради тех, кого едва знала... Об этой женщине мы знаем только ее имя и то, что ее смерть спасла три жизни. Дети выросли, помня, какой ценой они живы, помня, что им надо так прожить, чтобы смерть Натальи не оказалась напрасной, и передав нам светлую память о подвиге человека, отдающего свою жизнь ради других. Ведь нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Но даже если бы было иначе и не спасся никто, - Наталья исполнила бы в полноте завет: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов» (Гал. 6, 2), разделив участь матери и детей.
Изменился бы смысл этого рассказа, если в роли палачей выступали белогвардейцы? Думаю, что нет. Жизнь человека важнее политических раскрасок и иных подобных проявлений. Террор не имеет оправдания, какой бы личиной не прикрывался.
В начале января 2015 г. в Париже были убиты двенадцать человек в знак мести за карикатуры на Мухаммеда в журнале «Шарли Эбдо». Реакция некоторых православных на эти события показала, что их мысли немногим отличаются от идеологии мусульманских радикалов, в глубине своей, по сути, являясь одним и тем же. Это лишь различие насильников. К большому прискорбию, среди православных есть и те, кто одобряет подобные действия по отношению к допустившим кощунство. Некоторые едва ли ни готовы к участию в подобных актах и уже мыслят себя палачами, забывая, что убивающие тело прежде уже убили свою душу, убивают души тех, кто одобряет их беззакония, и лишают возможности покаяния души своих жертв. Оправдывая убийство, никто не сможет остановить поток последующих тотальных мусульманских наступлений и требований. Радикалистов оскорбляет все, что не соответствует нормам шариата, в том числе и Крест. Своими акциями они доказали, что чувство соразмерности их «священному гневу» неведомо.
Спустя несколько дней, когда мир скорбел о погибших, в одной из французских школ произошли показательные инциденты: некоторые из учеников отказывались соблюдать минуту молчания, болтали, говорили ужасные вещи. Очевидно, что подобное дети слышали от своих родителей. Бурные дискуссии раскололи подростковое сообщество: одни ужасались терактами, называя их варварством, другие заявляли, что не позволят «никому оскорблять пророка» и будут всем мстить и в будущем, если подобное повторится. Преподаватели, будучи удручены таким накалом страстей, безуспешно старались донести до детей, что же такое «свобода слова»... В ответ только слышалось раздраженное: «Мы же им уже угрожали раньше, почему они продолжали рисовать свои картинки?»
Особо значимо из уст детей звучат слова: «Мы никому не позволим оскорблять пророка. Мы им отомстили. Мы же им уже угрожали раньше...». Несомненно, кощунственные выпады, такие как карикатуры, задевают чувства многих, это глубокая обида. Но и собственные эмоции необходимо сдерживать, чтобы не уподобиться кощунникам и не допустить умножения беззаконий. Если мы говорим о любви к ближнему, а сами не терпим его недолжного поведения, как призваны – с любовью и молитвой о нем, – то уподобляемся тем книжникам и фарисеям, которых обличал Сам Господь: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23,27).
Критика, не считающаяся ни с какими доводами оппонента, абсолютно вседозвольная – наследие языческого мира. Это в античных школах риторики в полемике дозволялись «всяческие вольности: хоть кричи во все горло, хоть руками размахивай, хоть ходуном ходи, хоть издевайся над противником и прочее подобное – все, что принято делать для победы в прениях» (Либаний. Надгробное слово по Юлиану, 189). Неужели мы воспримем и эти крайности?
Несомненно, крайности недопустимы с обеих сторон. Запрет изображения скоро обернется и в запрет слова. В таком случае, человек, критикуя сектантские взгляды и обычаи, не будет иметь морального права требовать запрета на аналогичное поведение по отношению к своей вере – а подобное может привести к самым негативным последствиям для общества в целом. Также некоторые атеисты выражают недовольство тем, что законодательство России говорит об оскорблении религиозных чувств, но не защищает чувств неверующих, и настаивают на введении в существующие законы соответствующих формулировок, таких как «потеря удовольствия от жизни» и подобных. Но эти люди совершенно не задумываются, насколько серьезные негативные последствия может повлечь подобное нововведение. Можно будет с легкостью публично заявить, что «увидев священнослужителя на улице, я потерял всякое удовольствие от прогулки» или «после просмотра фильма Звягинцева «Левиафан» мне расхотелось жить» – и такого рода заявления станут основанием для судебных разбирательств и обвинений. В конце концов, это законодательное новшество обернется против тех, кто на нем настаивал, поскольку от таких «обвинений», по большей части, безосновательных и пустых, окажется не застрахован совершенно никто.
Уместно вспомнить отношение к карикатурам христиан первых веков. Так, выдающийся раннехристианский мыслитель и богослов Тертуллиан, живший на рубеже II-III веков, свидетельствует: «Недавно появилось в этом городе совершенно новое изображение нашего Бога. Один гладиатор по найму выставил картину с такою надписью: «Бог христиан, ублюдок ослиный». Этот бог имел ослиные уши, на одной ноге у него было копыто, в руке он держал книгу, одет был в тогу. Мы посмеялись и над именем, и над изображением» (Апология, 16). Обратим внимание на этот пример – «мы посмеялись»… никто не стал устраивать публичных оскорблений и драк, выказывать свое негативное отношение к «творению» и в целом – практически никто не обратил даже и серьезного внимания на данный инцидент.
Подобное отношение не было чем-то уникальным, напротив – не только христиане, но и язычники-римляне вполне разумно считали, что если человек оскорбил Бога, то это не относится ни к кому, кроме оскорбившего и Самого Бога. Если Бог сочтет себя оскорбленным – кощунник примет должное наказание от Него. А людям и вовсе не подобает вмешиваться в столь высокие отношения. Об этом так говорит священномученик Киприан Карфагенский: «Если боги твои имеют сколько-нибудь Божественной силы и власти, то пусть сами мстят за себя, пусть сами защитят себя собственным величием… Стыдись почитать тех, кого сам защищаешь; стыдись ждать покровительства от тех, кого сам охраняешь» (Книга к Деметриану).
Итак, критика существовала во все времена. Если критика конструктивна – она может быть в чем-то полезной, но всему есть мера. Случившееся во Франции переходит все рамки дозволенного. Это серьезный вызов, кощунство, насилие над всеми верующими, в первую очередь, над христианами. Так быть не должно. Важнейшая черта христианства и его особая ценность – быть с теми, кого убивают, а не с палачами. Жертва всегда более права, чем ее убийца. Террористы, если позиционируют себя верующими и при этом не глубоко больны, должны были знать, что месть человеческая не выше гнева Божия, и ставить на первое место свой «праведный гнев» чревато тем, что сам окажешься маловером и пред Богом, и перед людьми. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья», - призывает нас Апостол (Римл, 12, 20).
Тем не менее, как уже отмечалось, принятие подобных негативных проявлений в жизни общества имеет свою меру. И если имеет место то, что переходит рамки этой меры, оно обязательно должно пресекаться. Святейший Патриарх Кирилл справедливо отмечает, что «свобода закачивается там, где начинается человеческое безобразие, где начинается пошлость, разврат, где начинается разрушение нравственных норм человека». Главной причиной кощунственных действий всегда является безнаказанность. Если люди будут понимать, что за акт вандализма или кощунства последует не символический штраф, а лишение свободы – они гораздо серьезнее отнесутся к своим действиям. Если, например, полуобнаженная женщина прилюдно бензопилой спиливает крест, то это такая степень морального разложения, которая не может оставаться безнаказанной. И если эта несчастная не страдает глубоким психическим расстройством, то, несомненно, это преступление, которое должно соответствующим образом караться.
Если сегодня осквернили православный храм – завтра смогут осквернить синагогу, послезавтра – мечеть. Сегодня убили мусульманского религиозного лидера – завтра то же может произойти с представителями иных религиозных традиций. Нам следует молиться обо всех пострадавших и о семьях погибших, призывая каждого, независимо от гражданства и отношения к религии, всеми возможными способами противостоять распространению ненависти и любой формы насилия, физического и морального, которое разрушает человеческую жизнь, попирает достоинство человеческой личности, подрывает основу мирного сожительства отдельных людей и целых народов.

 

ЗАКОНЫ О БОГОХУЛЬСТВЕ

Законы о богохульстве (оскорбление религиозных чувств, оскорбление верующих, кощунство) — существующие во многих странах законы, ограничивающие свободу слова и выражения своего мнения в отношении кощунства, неуважения к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям. Отношение законодателей к оскорблению религии варьируется от наказания в виде смертной казни за оскорбление ислама в некоторых мусульманских странах до полного отсутствия состава преступления в нескольких странах (так, в США в настоящее время суд считает преследование за оскорбление религии несоответствующим свободе слова, а в Великобритании соответствующие законы Англии и Уэльсa были отменены в 2008г.).
В России до 2013 года оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением. Статья КоАП5.26, часть 2, запрещает «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики».
В июне 2013 года приняты поправки об увеличении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ). Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьей 5.26 КоАП.
Также в связи с изменением величины штрафа поправки были внесены в статью 3.5 КоАП.

Федеральный закон от 30 июня 2013 г. N 136-ФЗ

«О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»
Опубликовано: 30 июня 2013 г.
Вступает в силу:1 июля 2013 г.
Принят Государственной Думой 11 июня 2013 года
Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года


Статья 1
Статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 50, ст. 7362) изложить в следующей редакции:
«Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»
1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, - наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
З. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет».

Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13,40; N 30, ст. 3131; N 52, ст. 5574;2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N45, ст. 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 29, ст. 3597; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4193; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714; N 47, ст. 6602; N 50, ст. 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, .N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «статьей 14.12» заменить словами «статьями 5.26, 14.12», слова «предусмотренных частью 2 статьи 6.21» заменить словами «предусмотренных статьей 5 .26, частью 2 статьи 6.21»;
2) статью 5.26 изложить в следующей редакции: «Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».

Статья 3
В абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2323) слова «статьей 14.12» заменить словами «статьями 5.26, 14.12», слова «предусмотренных частью 2 статьи 6.21» заменить словами «предусмотренных статьей 5.26, частью 2 статьи 6.21».

Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

 

Закон об уголовной ответственности оскорбление религиозных чувств.

Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Введенная Федеральным законом № 136-ФЗ от 29 июня 2013 года новая редакция статьи 148 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих.
Правовой основой внесения изменений в действующую статью 148 УК РФ явились положения пункта 6 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающие воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии.
Уголовная ответственность за данное деяние не является новой в постсоветском уголовном законодательстве: такая норма в 1993 году была включена в состав статьи 143 действовавшего УК РСФСР, а в 1996 году утратила силу вследствие принятия УК РФ.
В соответствии с новой редакцией статьи 148 УК РФ уголовному преследованию подлежат действия, совершенные публично. Это означает, что уголовно наказуемые действия должны совершаться в присутствии верующих лиц, религиозные чувства которых оскорбляются (при этом не имеет значения количество этих лиц), или в их отсутствии, но с последующим опубликованием деяния, например, в сети Интернет или с использованием иных средств массовой информации.
Под явным неуважением к обществу современная правоприменительная практика понимает нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованное желанием виновного лица противопоставить себя окружающим (в данном случае в отношении их религиозных чувств), продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см., например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Так, характер явного неуважения к обществу носил как сам танец на солее Храма Христа Спасителя, так и непристойные телодвижения танцующих.
Оскорбление религиозных чувств граждан ранее образовывало состав административного правонарушения (ст. 5.26 КоАП РФ). В настоящее время эта административная норма получила уголовно-правовую защиту, поэтому вполне оправданно использование прежних комментариев к ст. 5.26 КоАП в применении к ч. 1 ст. 148 УК в новой редакции.
Так, под оскорблением религиозных чувств понимаются неуважительный отзыв, грубое высмеивание религиозных догм и канонов, которые исповедует гражданин, или личных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью, осквернение почитаемых гражданами предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство).
Публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики или атрибутики или их порчу или уничтожение, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств граждан, также подпадает под ч.1 ст. 148 УК РФ. Под этот состав преступления подпадают «крестоповалы», рубка и осквернение икон в «культурных целях» и иные печально известные деяния.
Особые возражения при обсуждении проекта закона вызвало понятие «религиозные чувства». Высказывались даже суждения о невозможности определить, что относится к религиозным чувствам, и об отсутствии в данном понятии правового содержания.
Однако Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит понятия «религиозные убеждения», «религиозные чувства», «объекты религиозного почитания». Из анализа соотношения этих понятий явствует, что религиозными являются чувства благоговейного отношения лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом такой святыней для лица, несомненно, являются его религиозные убеждения, догматы религии, личности и деяния святых, а также священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения, места религиозного почитания (паломничества).
Часть 2 статьи 148 в новой редакции регулирует случаи, когда эти действия (оскорбление религиозных чувств) совершаются в местах, специально предназначенных для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (например, нашумевший «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя). Также поджоги храмов, нанесение на культовые здания богохульных и оскорбительных надписей подпадают под этот состав преступления.
Для данных деяний устанавливается достаточно строгое наказание — до трех лет лишения свободы с ограничением свободы на срок 1 год или без такового.
К местам, специально предназначенным для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит не только культовые здания и сооружения, но и иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в которых религиозные организации вправе беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии — учреждения и предприятия религиозных организаций, кладбища и крематории, а также жилые помещения (п. 2 ст. 16).
Кроме того, это места, специально предоставленные религиозным организациям для целей совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, например, специально выделяемые администрацией:
лечебно-профилактических и больничных учреждений
домов-интернатов для престарелых и инвалидов
детских домов
учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
мест содержания под стражей
воинских частей
Части 3 и 4 статьи 148 в новой редакции устанавливают уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Незаконным является такое воспрепятствование, которое нарушает положения статьи 28 Конституции Российской Федерации и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». При этом правомерные действия органов государственной власти по предусмотренному законом контролю за деятельностью религиозных организаций, совершенные в пределах компетенции этих органов, не охватываются составом частей 3 и 4 статьи 148 УК РФ.
Под воспрепятствованием современная правоприменительная практика понимает ограничение деятельности религиозных организаций в каких бы то ни было формах. Это может быть создание препятствий для осуществления уставной деятельности религиозной организации (например, производству и распространению предметов религиозного назначения и религиозной литературы, благотворительной деятельности и т.д.) или реализации прав, вытекающих из содержания права на свободу совести и свободу вероисповедания (например, права обучать религии несовершеннолетних детей).
Под воспрепятствованием проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний понимается ограничение предусмотренной законом религиозной деятельности, выражающееся, например, в воспрепятствовании посещению храма верующими, проведению крестных ходов, а также бесчинства в храме во время проведения Божественной литургии и иные действия по срыву богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний.
В особый состав преступления, характеризуемый большей общественной опасностью и обеспечиваемый более строгим наказанием, законодатель выделил совершение указанных действий лицом с использование своего служебного положения, а также с применением насилия или с угрозой его применения.
Представляется, что под этот состав могут подпадать неправомерные действия должностных лиц, вследствие которых религиозная деятельность была ограничена (например, незаконное приостановление деятельности религиозной организации различными контролирующими органами).
Статья 2 Федерального закона № 136-ФЗ от 29 июня 2013 года устанавливает новую редакцию статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Изменения претерпел как размер санкции в части 1 (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него влечет сейчас наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей — увеличение размера штрафа до 100 раз), так и часть 2 указанной статьи.
Прежняя редакция (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики) заменена на новую: умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики или атрибутики или их порчу или уничтожение наказываются административным штрафом в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей для граждан либо обязательными работами на срок до 120 часов, а также административным штрафом в размере от ста тысяч до двухсот рублей для должностных лиц.
При этом серьезно уточнен перечень предметов, действия которых создают состав административного правонарушения, а также перечень самих этих действий.
Особо хотелось бы отметить, что частью 2 статьи 5.26 КоАП РФ предусмотрены только деяния, совершаемые без цели оскорбления религиозных чувств верующих. Те же действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, как уже отмечалось выше, являются уголовным преступлением, предусмотренным статьей 148 УК РФ.


Епископ Орский и Гайский
ИРИНЕЙ,
кандидат богословия,
г. Кувандык
17 февраля 2015 г.

 

 





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры