ДОКЛАД
«ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА – ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
на первых Сергиевских образовательных чтениях «Православные ценности и современный мир»

В латинском языке слово «cultura» имеет несколько значений, в частности: «возделывание», «воспитание», «образование», «поклонение». Последнее свидетельствует о том, что понятие «культура» изначально сакрально и имеет религиозные корни.
Ныне культура представляет собой систему ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм и приемов человеческой деятельности, передаваемых последующим поколениям. Образование же – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Культура определяет цели, задачи и содержание образования, а образование как часть культуры способствует ее сохранению и развитию.
Сохранение окружающего мира и участие в его развитии – это заповедь, которую получило человечество от Бога. Священное Писание говорит о том, что, создав человека, Бог поместил его в раю, повелев «возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).
Как Церковь относится к культуре и образованию?
Если культура и образование способствуют нравственному и духовному преображению человека и общества, то Церковь положительно относится. Если же культура становится антирелигиозной или античеловечной, преобразуется в антикультуру, неминуемо увлекая за собой и образование, то Церковь противостоит этому.
Важнейшей задачей и образования и культуры является формирование человека, его воспитание. Люди культуры должны возделывать души людей, начиная со своей души. Об этом говорил еще знаменитый греческий философ Аристотель, отмечая, что цель искусства не в удовольствии, а в нравственном совершенствовании человека.
Понятие культуры имеет различные аспекты. Под культурой разумеются и определенные способы поведения человека, и результаты творческой человеческой деятельности (литература, музыка и т.п.), а в самом обширном понимании – и вся наша цивилизация, все достижения научно-технического прогресса.
В каждом человеке можно различать сферы телесного, душевного и духовного. К душевному относятся литература, музыка и поэзия. К духовному – вера, молитва, покаяние, пост и другие христианские добродетели.
Поэт, художник, режиссер, сценарист – это люди душевного труда. Порой через труд этих людей человек растет духовно, становится лучше и ближе к Богу и к человеку.
Но что же такое духовность? Светские люди сводят духовность к совокупности моральных, правовых и других взглядов на человека, его место в мире и весь мир в целом с общечеловеческими ценностями.
Под духовностью в Православии разумеется чистота души, чистота от страстей, которая дает возможность человеку быть причастным самому Богу.
Эта чистота души выражается в действиях любви человека по отношению ко всему окружающему миру и противостоянию злу. Духовен тот человек, который свободен от греховных страстей и, напротив, нет культуры там, где в сердце человеческом господствуют страсти.
Верующий человек оценивает культуру с точки зрения ее плодов, по тому, как она воздействует на человека, что она приносит человеку и обществу. Если плод культуры – чистота, то она духовна.
Таким образом, культура с христианской точки зрения должна соответствовать нравственным принципам. Творчество должно порождать в человеке добро, а не зло, искореняя пороки. Труд одного человека может оказать сильнейшее воздействие на мнение и поведение множества людей.
Что представляет собой современная культура? Увы, порой она забыла свое предназначение и все чаще разжигает человеческие страсти. Часто культура превращается в антикультуру.
Сегодня нам все предлагают полистать бульварные детективы и сплетни о звездах вместо классической литературы, послушать шоу поп-звезд вместо настоящей музыки.
Чтобы спасти настоящую культуру, необходимы запреты. Так об этом рассуждает известный культуролог Юрий Лотман, который говорит, что в целом «культура начинается с запретов».
Эти запреты имеют религиозную точку отсчета. Они направлены на защиту ценностей, на понимание отличия добра и зла и отделение хорошего от плохого.
Ограничения нужны там, где нет понимания великого блага, подаваемого высшими ценностями. Необходимо ограничивать права тех, чьи действия могут негативно влиять на человека через так называемую культуру.
Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов говорит: «Созерцая бездну человеческого порока и небеса духовной красоты церковной, важно согласовать с государством объективные и для всех обязательные рамки приличия и светской культуры, которая бы не допускала пороку торжествовать в обществе и губить его».
Все фундаментальные ценности лежат в области нравственности. Именно эти ценности: честь, жертвенность, правда, ответственность, справедливость и другие — это сердце отечественной культуры в противоположность суррогатам. Культура, утратившая нравственные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой.
Внешнее безобразие неминуемо приводит и к внутреннему безобразию, поскольку безобразие и бескультурье – это вызов установленным нравственным ценностям. Система запретов вырастает из системы ценностей, из представлений о добре и зле. Зло запрещается, а добро поощряется. Общество как живой организм не должно питаться псевдокультурой, ибо такое общество очень скоро разрушится.
Очевидно, что псевдоценности и псевдокультура ведут к деградации общества, поэтому тем, кто стремится к благополучию и к светлому будущему нового поколения, следует быть внимательными к тому, что нас окружает и что нам предлагают изучать.

Епископ Орский и Гайский
ИРИНЕЙ,
кандидат богословия,

г. Новотроицк
16 мая 2014 г.





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры