ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Сегодня мы стали свидетелями нового явления в жизни Церкви, общества и государства. Становится все более очевидным, что основной причиной кризисных явлений в социальной, экономической, политической и иных сферах общественной жизни является, прежде всего, кризис духовности. Особенно остро стоит проблема разрушения системы традиционных ценностей. Искажается само восприятие понятий добродетели и порока, наблюдается общий рост агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи, постепенно утрачиваются родственные связи. В этой связи все более возрастает роль Церкви в обществе.
Даже далекие от Церкви люди в большинстве своем считают, что религия необходима как основа национального самосознания и культуры, как носительница традиционных ценностей.
О деятельности Церкви активно говорят как в России, так и за ее пределами. Многим интересно знать, по какому пути пойдет дальше государство, будут ли представители власти строить свою внутреннюю и внешнюю политику, ссылаясь на нравственные законы, которые проповедует религия. Ведь голоса представителей духовных традиций громко сегодня звучат в обществе. На все эти вопросы будем сегодня и отвечать.
В авторской программе «Слово пастыря» от 20 октября 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал следующее заявление: «В адрес нашей передачи пришел такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то основание для утверждения о сращивании Церкви и государства в России? Как получилось, что даже на сессии ПАСЕ это обсуждали и хотели этот пункт внести в окончательную резолюцию? Это что-то беспрецедентное!».
На поставленный вопрос первосвятитель нашей Церкви ответил: «Я уже неоднократно имел возможность говорить о том, что тема сращивания Церкви с государством в нынешних условиях на пространствах канонической территории Русской Православной Церкви – это миф. Этот тезис очень легко доказывается, потому что для того, чтобы сказать о сращивании, нужно процитировать либо Патриарха, либо постановления Священного Синода или Архиерейского Собора, и показать, что Церковь имеет своей целью сращивание и осуществляет эту цель».
Теперь обратимся к истории вопроса – рассмотрим, как развивались отношения государства и Церкви в прошлом. С древнейших времен в человеческом обществе существует сакральное отношение к власти – любая власть считалась поставленной Богом, а правитель – почитался земным образом Царя Небесного.
В Ветхом Завете у пророка Даниила сказано: «Да будет благословенно имя Господа! Ибо у него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» (Дан. 2, 20).
Премудрый Соломон в своих притчах повторяет пророка: «Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Притч. 8, 5).
В древнем Шумере были выработаны все основные элементы государственного устройства. Действовали школы, больницы, общественные банки, тюрьмы. Существовали строгие нравственные законы. Преступники карались смертью не только за убийство, но и за прелюбодеяния и скотоложство. А свод шумерских законов заканчивается такими словами: «Я, Хаммурапи, царь правды, слова мои предназначены уничтожить высокомерного, смирить гордого, истребить высокомерие».
Подобные законы за тысячу лет до Рождества Христова были в Вавилоне и в империи Хеттов,  и в своде законов Хаммурапи. В ряде случаев в них встречаются нормы, известные нам по Ветхому Завету. Например, ответственность старейшин деревни, рядом с которой произошло убийство (Втор. 21, 1-9).
Однако все это не означает того, что государство претендует быть духовным институтом, равно как религия – институтом правовым. Государство необходимо для поддержания порядка, власть – для удержания людей от зла и для совершения правосудия. Особенно четко эта грань определена в Новом Завете. «Кесарево кесарю, а Божие – Богу» (Мф. 22:21). Но разделение не есть противостояние. Церковь и государство должны быть соработниками, а не противниками, ибо государственная и церковная власти, действуя каждая в своей сфере, имеют фактически одну и ту же цель – «украшать человеческую жизнь», заботиться о человеке.
Церковь с апостольских времен имеет свое собственное законодательство, свое управление и свой суд наряду с такими же учреждениями в государстве, которые не преобладают над церковными и не поглощают их.
Власть необходима для внешней защиты, поддержания внутреннего порядка и правосудия, о чем свидетельствует апостол Павел в послании к римлянам: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Рим. 13, 3-4).
Апостолы Петр и Павел призывают повиноваться гражданским властям. «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (1 Петр 2, 13).
«Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим.13, 5).
Они же призывают своих последователей оказывать правителям почтение и уважение: «Отдайте каждому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13, 7).
«Противящийся власти противится Божию установлению» ( Рим.13, 2 ).
«Бога бойтесь, царя чтите»: призывает апостол Петр (1 Петр 2, 17).
Апостол Павел также призывает христиан уважать тех, кого Бог поставил властвовать на земле, ибо «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13, 1).
Он же напоминает о необходимости молитвы «за всех человеков» (1 Тим. 2, 1), особо же – власть придержащих, «за царей и за всех начальствующих», даже стоящих вне церкви.
Эта молитва – плод принесенной жертвы «за всех и за вся». Позднее молитва за власть вошла в богослужебный канон, и возносится и по сей день. Христианская молитва должна даровать правителям настоящее понимание справедливости, укреплять власть в свершении правосудия.
Но что удивительно, апостол Павел призывал молиться с благодарением за царей в ту эпоху, когда правители были гонителями Церкви Христовой.
Святитель Иоанн Златоуст в начале пятого века говорит, что в данном месте у апостола Павла речь идет о самом принципе власти, а не о власти каждого начальствующего. «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Нет, речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Апостол не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти».
В параллель святитель приводит слова Соломона, - мол, от Господа «сочетается жена» (Прит.19,14). Речь не о том, что всякий конкретный брак неизбежно вызывает восторг на Небесах. Но сам институт брака дан Богом. Так же и власть.
Таким образом, принцип повиновения государственной власти имеет общее значение, и поэтому отказ в этом повиновении со стороны христиан как граждан на основании того, что власти предержащие не исповедуют их веры или враждебны ей, никогда не может считаться нормой.
За всю историю Российского государства от Крещения Руси в 988 году и по сегодняшний день отношения Церкви и светской власти развивались по-разному. Содержание этих отношений во многом зависели от исторического контекста и личности представителей высших как церковных, так и светских властей.
Например, в период от 988 года до автокефалии Русской Церкви в 1448 году государство содействовало распространению православной веры и практически не вмешивалось во внутренние церковные дела.
В Московский период (1448-1589 гг.) княжеская власть определяла назначения на архиерейские кафедры и зачастую меняла неугодных ей митрополитов.
В 1589 году в Москве под председательством Константинопольского Патриарха Иеремии II был поставлен первый русский патриарх Иов. С этого времени отношения между Церковью и государством на Руси строились по типу симфонии, сформированной св. императором Юстинианом Великим в VI веке в Византии. С избранием патриарха статус Церкви Русской повышается, а государственная власть берет на себя функции византийских императоров.
После смерти патриарха Адриана в 1700 году император Петр I упразднил Патриаршество и учредил Духовную Коллегию, а в 1721 году – Святейший Правительствующий Синод, который возглавлялся обер-прокурором. На эту должность назначались светские люди не всегда религиозные. Православная Церковь приобрела официальный статус, став государственной Церковью, по сути, преобразовавшись в ведомство православного исповедания.
Но эта формализация не коснулась неправославных конфессий, которые имели широкие права внутренней автономии: религиозно-культурной, а иногда и судебно-законодательной. Мусульмане жили по своим законам, судились у своих судей и сохраняли систему церковных имений. Иудейские общины очень долго управлялись кагалами, которые являлись посредниками между евреями и государством.
Новый период взаимоотношений начался в 1917 году. В 1918 году советская власть издает «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», утвердивший принцип отделения Церкви от государства и школы. С этого момента религиозные организации лишались статуса юридического лица. Они не имели права владеть собственностью.
Говоря о церковно-государственных отношениях этого периода, уместно вспомнить слова Блаженного Августина: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки? Где нет справедливости, там нет республики».
Вскоре изданная в 1918 году первая советская Конституция лишила избирательных прав духовных лиц и монахов, а детям духовенства закрыла путь в высшие учебные заведения. Этим решением новая власть пыталась втянуть в политическую борьбу духовенство.
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, сказал: «Российская Церковь ни «белая», ни «красная» и не будет ввергаться в политическую борьбу». Но, несмотря на это Церковь в те годы подвергалась разгрому, архипастыри, пастыри и верующие люди расстреливались без суда и следствия, храмы, монастыри и духовные школы закрывались. Религиозные организации были вне закона. Пики гонений на Церковь пришлись на 1929 – 1930, 1937 – 1938 и 1960 – 1961 годы.
В наше время патриарх Кирилл отмечает, что «Церковь в это время страдала по той причине, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание».
В тяжелые годы Великой Отечественной войны Церковь, как это бывало не раз в российской истории, стала духовной опорой сражающегося народа. Первый призыв встать на защиту Родины миллионы людей услышали из уст митрополита Сергия, будущего патриарха Московского и всея Руси. Его голос был услышан. Все, кто до этого момента страдали от рук безбожной власти, встали на защиту Родины и своих гонителей.
Новые гонения на Церковь начались с конца 1950-х – начала 1960-х годов при Хрущеве. В то и последующее время представителям Церкви говорили о том, что «молиться вы можете свободно, но только так, чтобы слышал Бог один». В этот период Церкви было практически невозможно заниматься благотворительной, социальной и какой-либо иной деятельностью. Но молитва о властях не прерывалась, в надежде, что времена испытаний вскоре завершатся. И это время настало.
Новый период церковно-государственных отношений наступает в конце XX века. Первые признаки нормализации отношений появились в 1983 году, когда было принято решение о передаче Церкви Свято-Данилова монастыря, где была создана официальная Патриаршая резиденция и куда в 1986 году был переведен Отдел внешних церковных связей.
Уже в ходе подготовки 1000-летия Крещения Руси стало ясно, что государство не в состоянии держать Церковь под тем прессом, который довлел над ней в течение предыдущих семи десятилетий.
В 1990 году в России были приняты «Закон о свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий». Этот закон дал возможность Церкви свободно выстраивать свои отношения с государством. В 1991 году был упразднен Совет по делам религий.
Роль Церкви в жизни общества стала очевидной в 1993 году, когда российское общество оказалось на грани гражданской войны. Только Церковь имела достаточный авторитет, чтобы усадить враждующие стороны за стол переговоров.
Но, несмотря на это, первые годы становления новых государственно-церковных отношений были достаточно сложными. Некоторые чиновники, моментально ставшие из убежденных коммунистов «демократами», старались препятствовать деятельности Русской Церкви, предпочитая сотрудничать с недавно возникшими религиозными объединениями.
Страну захлестнули многочисленные секты и заморские проповедники, которые по закону 1990 года получили те же права, что и традиционные религии России. Храмы, принадлежавшие до революции Русской Православной Церкви, в 1991 – 1992 годах решением местных властей иногда передавались раскольническим образованиям. Некоторые государственные деятели в начале 1990-х годов не понимали или недооценивали роль Церкви в жизни общества и государства.
В 1994 году была создана Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, а в 1995 году – Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
Ярким примером того, что ожидалось от Церкви в новых условиях, могут служить слова А.И. Солженицына, обращенные к духовенству и к мирянам: «В наше время, когда в стране почти нет сил, истинно озабоченных судьбой России, - народ особо нуждается в помощи Церкви, выходящей за приходские пределы. Законодательный принцип отделения Церкви от государства не означает вытеснения ее из общественной жизни, не должно быть отделения Церкви от общества».
В те годы Церковь обрела существенную свободу, религиозным организациям предоставлялись правовые основы для осуществления деятельности, прежде всего, им был возвращен статус юридического лица. Церковь получила право владеть недвижимостью, заниматься хозяйственной деятельностью, создавать учебные заведения для детей и взрослых, свободно распространять религиозную литературу.
В 1997 году был принят ныне действующий закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Этот закон закрепляет ряд принципиальных положений в области взаимодействия государства и религиозных общин. Закон развил основные принципы церковно-государственных отношений, закрепленных в Конституции России 1993 года.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году был принят важный документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В этом документе есть глава, посвященная церковно-государственным отношениям в современном и историческом контексте.
В частности там сказано, что Церковь признает, что государство является необходимым элементом жизни в поврежденном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха. Государство с точки зрения воли Божией является инструментом по ограничению господства греха в мире.
Христиане должны осознавать границы власти, признавать ее земной, временной и преходящей ценностью, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания. Власть без Бога способна злоупотреблять ею и обожествлять правителей, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры. Государство способно либо дать Церкви возможность исполнять свою миссию, либо ограничивать такую возможность вплоть до начала открытых гонений.
Природа государства и Церкви существенно отличаются. Целью Церкви является спасение людей для вечной жизни, а цель государства заключается в создании земного благополучия здесь и сейчас.
С точки зрения нашей Церкви мы утверждаем, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения нравственных норм. В связи с этим задачи Церкви и государства могут совпадать на данном направлении.
Церковь считает что, светский характер государства не должен означать выдавливания религии из всех сфер жизни общества, отстранения Церкви от участия в решении общественно значимых задач, лишения права давать оценку действиям властей.
Церковь является значимым институтом гражданского общества и вправе рассчитывать на то, чтобы ее голос звучал и чтобы к нему прислушивались. Духовные лидеры должны указать государству на недопустимость «распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни».
В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации – это во многом заслуга традиционных религий.
Цель государства в области отношений с религиозными организациями – не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций.
Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга.
Но важно заметить, что Церковь не имеет права противостоять греху путем насилия, взятия на себя властных полномочий, ограничительных или понуждающих функций государственной власти.
О взаимосвязи государства и Церкви так говорил один из известнейших православных философов прошлого столетия И.А. Ильин: «Духовная солидарность граждан является подлинной и реальной основой государства. Государство не только внешнее – законы, территория, налоги, оно есть духовное единство людей, которое и создает мотивы для их внешнего поведения».
Церковь и власть должны быть соработниками. Именно эта позиция и отражена в «Основах социальной концепции РПЦ».
Среди областей плодотворного соработничества следует особо выделить следующие: забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; поддержка института семьи, материнства и детства; противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества; миротворческая деятельность на международном и национальном уровнях.
Приведем некоторые примеры данного соработничества.
В сфере духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения Церковь активно взаимодействует с органами государственной власти – заключаются многочисленные соглашения о взаимодействии, проводятся совместные мероприятия.
В перечень учебных предметов государственного образовательного стандарта включен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет посвящен изучению нравственных принципов, исторических и культурных традиций Православия и иных мировых религий или альтернативных им курсов светской этики. Родители учащихся имеют право свободно выбирать один из таких предложенных модулей в рамках упомянутого курса.
Важно отметить, что Православная Церковь предложила, чтобы преподавались не только Основы православной культуры или иных конфессий, но и светская этика.
Также примерами соработничества в сфере образования и воспитания могут служить такие документы, как:
1). «Соглашение о взаимодействии в организации духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан между администрацией г. Орска Оренбургской области и Орской епархией Русской православной церкви».
2). «Соглашение Орской епархии Русской Православной Церкви и Орского гуманитарно-технологического института о взаимодействии в организации духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан».
Подобные соглашения были заключены практически со всеми главами администрации городов и районных центров нашей Орской епархии. То, что сегодня мы с вами встречаемся в учебной аудитории, тоже является подобным примером.
Совместно с органами местной администрации проводятся и такие мероприятия как объединенные игровые уроки для воспитанников воскресных школ епархии и учащихся средних общеобразовательных школ. Это урок-игра «Борьба со страстями» и другие интересные уроки и мероприятия, которые известны многим.
Стоит отметить, что Церковь и государство работают вместе и в других сферах.
Еще одним важнейшим направлением соработничества является социальная сфера: благотворительность, помощь социально незащищенным гражданам – малоимущим, больным, многодетным, престарелым, детям, воспитывающимся без попечения родителей, и прочее.
Сегодня существуют многие церковные приюты и детские дома, оказывается помощь старикам, инвалидам и бездомным. Создаются центры для лечения людей, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости.
Правда, некоторые чиновники на местах пытаются закрыть организованные Церковью детские приюты под предлогом их недостаточной материальной обеспеченности.
Они забывают, что дети, прежде всего, нуждаются в искренней любви, ласке и заботе, проявления чего трудно ожидать в государственных детских домах. А, кроме того, государство само должно оказывать материальную помощь таким приютам, которые в настоящее время вынуждены изыскивать средства на свое содержание, и несут на себе бремя, которое является обязанностью государства.
В Орске действует церковный приют, в котором проживают до семидесяти бездомных людей. Каждый день Орская епархия организует выездные обеды для более сотни бездомных граждан.
Наши священники посещают дома для престарелых людей, дома-интернаты, расположенные на территории Орской епархии, а также Гайский дом-интернат для умственно отсталых детей. Здесь представители духовенства совершают Таинства, проводят беседы, оказывают посильную помощь.
Особо следует сказать о взаимодействии с вооруженными силами. По словам патриарха Кирилла, на данный момент создано более двухсот вакансий для штатных священников и более восьмиста священников совершают свое служение в Вооруженных силах России на внештатной и добровольной основе. Штатных единиц для духовенства в настоящее время на всю российскую армию – всего около двадцати. По сравнению с другими странами это ничего. Например, в Польше и в США на деньги налогоплательщиков содержатся капелланы.
Примером сотрудничества в этой сфере может служить деятельность Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Орской епархии. Так, представители духовенства ведут просветительскую работу среди военнослужащих (уже неоднократно проводились занятия с офицерским составом и с солдатами срочной службы дивизии РВСН в г. Ясный), осуществляют их духовное окормление, участвуют в торжественных мероприятиях и т.п.
Не забываются и люди, лишенные свободы. На сегодня в Русской Православной Церкви почти тысяча священников осуществляет свое служение в пенитенциарных учреждениях. На территории Орской епархии священнослужителями духовно окормляются три подобных учреждения.
Церковь совместно с органами государственной власти ведет активную деятельность и в сфере культуры. Организуются многочисленные совместные мероприятия: Рождественские, Пасхальные и другие выставки в Доме-Музее Т.Г.Шевченко. Недавно проходила выставка «Храм» в городском выставочном зале.
Ведется работа по сохранению культурного наследия, прежде всего, реставрации, восстановлению памятников архитектуры. Проводятся совместные исторические и культурологические исследования.
Нельзя не отметить, что религиозные организации являются также и субъектами экономической деятельности. Практически каждый крупный приход, не говоря о монастырях, имеет собственное хозяйство, что влечет за собой необходимость активного взаимодействия с государственными учреждениями и в упомянутой сфере.
Немаловажной является духовная и материальная поддержка со стороны Церкви, которая оказывается людям, оказавшимся в беде или чрезвычайной ситуации. Церковь осуществляет благотворительную деятельность, оказывая посильную помощь населению. Значительные денежные суммы собраны Церковью в помощь семьям, пострадавшим от лесных пожаров и от наводнений.
Важную миссию несет Церковь и на международном уровне, активно представляя свою позицию по актуальным вопросам современности в ООН, Совете Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организациях.
Важна и деятельность священнослужителей Русской Православной Церкви, совершающих свое служение за пределами страны. Благодаря этому многие соотечественники имеют возможность общения, сохранения культурного и национального единства вдали от Родины. Представители духовенства также оказывают им помощь в решении различных проблем – ведь храм гораздо более доступен, чем посольство или подобное официальное учреждение.
Будучи официальными представителями Русской Православной Церкви, священники в странах дальнего зарубежья отстаивают позицию Церкви по многим особо значительным вопросам современности – проблемам эвтаназии, абортов, легализации однополых браков, суррогатного материнства и многим другим.
Благодаря четкой позиции Русской Православной Церкви и ее служению в целом укрепляется авторитет Российского государства в мире.
Все это позволяет Русской Православной Церкви осуществлять свое служение в современном обществе, выстраивать диалог и на его основе – плодотворно сотрудничать с государственной властью. Однако есть и противники подобного соработничества.
Они выступают против активного участия Церкви в жизни общества, ибо это будет способствовать развитию и церковной жизни. Эти люди недовольны тем, что народ России становится православным.
Таким образом, часто мы слышим упреки в том, что якобы наша Церковь «сращивается с государством». Как уже говорилось в начале лекции, патриарх Кирилл назвал подобные заявления безосновательными. Но почему же они все-таки возникают?
В продолжение ответа на заданный вопрос наш Первосвятитель отмечал следующее: «…В 90-е и в 2000-е годы часть журналистов говорили о том, что Церковь провалила свою миссию – никакой волны обращений к христианству нет; религиозность находится на отметке 1-2 %. Тогда упрекали в том, что Церковь потерпела полное фиаско в сфере миссии. Ныне эти же журналисты жалуются на то, что Церковь входит во все сферы деятельности. Они увидели реальную картину, увидели успехи Церкви. Сегодня Церкви доверяют 73% россиян, и это их огорчает».
Выражаются недовольства тем, что на богослужениях молятся первые лица страны, многие государственные деятели и люди, занимающие высокое положение в обществе. Некоторые журналисты открыто выступают против создания новых епархий и строительства храмов и монастырей или передачи Церкви церковных зданий.
И это притом, что Россия в 90-е годы согласилась с требованиями ПАСЕ и Совета Европы возвращать незаконно отобранное имущество религиозного назначения, прежде всего, культовые сооружения, храмы, часто полуразрушенные, на восстановление которых требуются значительные средства. Возмущаются и присутствием представителей Церкви на масштабных общественных мероприятиях. Конечно, ведь это способствует развитию церковной деятельности, укреплению ее авторитета, а именно это и вызывает раздражение многих недоброжелателей.
Странно и то, что большинство монастырей и храмов, кроме тех, которые были построены за последние двадцать лет, по-прежнему находятся в государственной собственности. Это же относится и к иконам, и другим церковным реликвиям, которых Церковь лишилась в ходе большевистских кампаний по изъятию церковных ценностей.
Религиозные лидеры считают, что движимое и недвижимое имущество религиозных организаций, изъятое в советские годы, должно быть возвращено ей безвозмездно, а не в порядке выкупа или аренды, как устанавливает ныне действующий Земельный кодекс.
Митрополит Илларион, глава Отдела внешних церковных связей, считает, что «новое земельное законодательство не предполагает за религиозными организациями право бессрочного, безвозмездного пользования землей, как это было ранее. Церкви предлагается выкупить или арендовать находящиеся в ее пользовании земли, однако мы считаем это требование несправедливым, так как эти участки были своевольно изъяты советской властью, и платить за них, да еще по рыночной стоимости, несправедливо».
Общеизвестно, что, например, президент Соединенных Штатов Америки приносит присягу на Библии. Можно представить себе, как возмущались бы некоторые журналисты, в случае подобной инициативы со стороны Русской Православной Церкви.
Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что «Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе и с государством, но она несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет находиться в диалоге с любой властью. И она не сойдет с этого пути, потому что Церковь не является оппозиционной силой».
Первосвятитель нашей Церкви настаивает на том, что Церковь не будет заниматься революциями – это не ее дело. Но она непременно будет вести диалог с властью во имя духовного и нравственного процветания общества.
В «Основах социальной концепции» сформулирован принцип гражданского неповиновения властям. В случае «если власть будет требовать от Церкви или общества того, что противоречит христианской нравственности и Евангелию, если от нас будут требовать того, что противно христианской совести и нашей вере».
Итак, если от нас требуют того, что противоречит Евангельскому учению и нашей совести, Церковь оставляет за собой право неповиновения. Но следует быть особенно осторожными, ибо основания для подобных действий зачастую весьма относительны. Нам же не стоит забывать, что Церковь не занимается земными установлениями, ибо это дело государства. В связи с этим важны и в наше время слова архипастырей, узников Соловецких лагерей, с которыми они обращались к верующим: «Церковь не касается политической организации власти, ибо лояльна (и молится) за правительства».
Но в крайних случаях, когда государственная власть поступает несогласно с нравственными требованиями, Церковь должна протестовать и стремиться влиять на государственную власть, которая в свою очередь, также вправе принять или отвергнуть мнение Церкви и действовать по своему усмотрению.
Каждому из нас необходимо помнить то, о чем прекрасно сказано святителем Филаретом митрополитом Московским: «Плохой гражданин земного отечества не может быть хорошим гражданином Отечества Небесного».
Сегодня глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выводит церковно-государственные отношения на новый уровень. На каждом из нас лежит ответственность за сохранение созданного Богом мира, за судьбу своей страны, за будущее населяющих ее народов. Мы не должны быть безразличны к жизни государства, его истории и культуре. Православный христианин призван любить ту землю, на которой он живет, ибо это исполнение важнейшей Заповеди о любви к ближнему.

Епископ Орский и Гайский
ИРИНЕЙ,
кандидат богословия.
1 ноября 2013 г.

Лекция для студентов 3 курса исторического факультета Орского гуманитарно-технологического института.
 





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры