ПРАВОСЛАВИЕ И ИСЛАМ – ВОЗМОЖНОСТИ ДИАЛОГА
Говоря о современной ситуации на Северном Кавказе, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион отметил, что по сути сегодня идет необъявленная война ваххабизма и салафизма против традиционного ислама, которая идентична гонениям на христиан Ближнего Востока. В обеих ситуациях «одно и то же явление – религиозная нетерпимость». Нельзя отрицать, что это общая проблема и трагедия. И наша обязанность – совместными усилиями бороться за то, чтобы мы, наши дети и внуки могли жить в мире и согласии.
Террористы заявляют, что воюют ради торжества ислама и что именно они являются истинными мусульманами. Однако многие последователи ислама имеют иное мнение. Они террористов осуждают, считают членами радикальных сект и предлагают отделить ваххабитов от мусульман, соблюдающих благочестие и стремящихся к миру.
К сожалению, некоторые представители исламского мира своими действиями создают достаточно негативный образ об исламе как религии мирной. Они выступают против присутствия РПЦ в школах и армии, строительства православных храмов при посольствах, поддерживают антироссийскую пропаганду, разжигают межрелигиозную борьбу и призывают установить всемирный халифат.
Радикалы считают себя истинными мусульманами и знатоками своей веры. Они используют набор нужных им цитат из Корана, авторитетных для всех учителей веры для оправдания своих действий.
Мир, не принимающий законы шариата, называется «территорией войны», с ним возможно лишь временное перемирие.
Но важно понимать, что каждое вероучительное положение как в христианстве, так в и исламе нельзя рассматривать в отрыве от его места в целостной богословской системе.
В этой связи было бы правильным, чтобы духовные лидеры ислама, приводя цитаты из Корана и ученых мужей ислама, чаще раскрывали их традиционное понимание и сами бы выступали против тех высказываний, на которые ссылаются «ваххабиты».
Сегодня особенно важно показать верующим, что многие слова стоит толковать иначе, что радикальное их объяснение – скорее всего чья-то трагическая ошибка, уже унесшая многие сотни и тысячи жизней.
До тех пор, пока мусульманские духовные лидеры не будут открыто осуждать радикализм, терроризм, ваххабизм и бандитизм, у многих мирных людей, представителей как исламского, так и иных вероисповеданий, останется убежденность, что исламский мир ежегодно готовит сотни террористов и тысячи боевиков.
Факт существования исламистского террора указывает на то, что наставники радикалов и смертников нашли опору в самом святом для них – в Коране, чем обрекли на смерть не одну сотню обманутых ими людей и безвинно погибших мирных граждан.
Очень рад, что в наши дни среди исламского мира есть трезвые люди. Например, исламский богослов муфтий Фарид Салман призывает к «стратегическому союзу православия и правоверного ислама в России» и правильно отмечает, что «для борьбы с ваххабизмом нужны совместные усилия государства и традиционных религий».
Другой человек – это глава Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов, который сообщил 5 июня, что в день пограничника 2013 года в Казанском парке Победы известный в Татарстане ваххабитский проповедник, бывший имам казанской мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов получил благодарственную грамоту от начальника контрольно-пропускного пункта «Казань-аэропорт» Олега Тарабрина. Правда, за что был награжден не понятно.
В свое время казанская пресса писала, что именно Р.Юнусов трижды организовывал визиты в Татарстан Ахмеда Мустафу, главаря арабских моджахедов, воевавших против советских войск в Афганистане в 1980-е годы.
Совершенно справедливо то, что для борьбы с радикализмом и открытым террором нужны совместные усилия государства и традиционных религий.
Особенно значимым это представляется сегодня, в свете трагических событий: нападений и даже убийств духовных лидеров, муфтий и ведущих исламских богословов от рук тех, кто считает, что их понимание Корана в чем-то превосходит.
Все эти действия направлены не на защиту истин веры, а лишь на то, чтобы обострить конфликтные ситуации в обществе, создать атмосферу страха, расколоть общество и разрушить созидавшийся веками межрелигиозный мир.
Рубеж второго и третьего тысячелетий дал ярчайшее подтверждение нарастающего конфликта, выразившегося в двух войнах в Персидском заливе (1991 и 2003- 2012 гг.) - при этом необходимо отметить, что конфликт Запада с Ираком в 2003 г. стал началом крупномасштабной «войны», продолжающейся до сих пор.
В том же ряду находится и война в Афганистане, где антитеррористическая коалиция западных государств с октября 2001 г. уже отчаялась разгромить экстремистские мусульманские организации, бросившие вызов «золотому миллиарду» терактами 11.09.01 г., и модернизировать традиционное афганское общество.
Нарастающая волна терактов в Испании (2004г.) и Англии (2005г.), а затем выступления африканской и арабской молодежи во Франции летом 2005 г.; столкновения с арабами в Сиднее летом 2005 г. и продолжающиеся в других формах до сих пор.
«Карикатурный скандал» и конфликт Запада с Ираном по ядерной программе этой страны – все это звенья одной цепи.
Сегодня, уже на протяжении почти двух лет, в Сирии, где бок о бок в мире жили православные христиане и мусульмане, идет война. В стране уже погибли десятки тысяч мирных граждан, были осквернены святыни и поруганы храмы, христиан изгоняют из своих домов, преследуют и убивают.
Епископ Лука, иерарх Антиохийской Православной Церкви, сообщает, что из своих домов были изгнаны почти 140 тысяч христиан, а параллельно разрушаются христианские храмы. 11 мая 2013 года был разрушен древний православный монастырь святого пророка Илии в окрестностях Эль-Кусейра.
Корреспондент BBC в Бейруте Джим Мьюир отмечает, что число погибших сильно возросло после того, как в июле прошлого года начались ожесточенные бои в районе Дамаска и Алеппо – двух крупнейших городов страны. С тех пор в Сирии ежемесячно погибает 5 тысяч человек.
22 апреля 2013 года в районе Алеппо случилось страшное событие. В этот день были похищены сирийские христианские иерархи: митрополит Алеппский Павел (Антиохийский Патриархат) и митрополит мар Григорий Иоанн Ибрагим (Сирийская Ортодоксальная Церковь), а их водитель-диакон был убит. До сих пор митрополиты находятся в плену.
В связи с трагическими событиями в Сирии Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением, в котором сказал: «Мы с вами не можем остановить эту войну, но можем молиться о прекращении и оказать помощь страждущим людям… Прошу вас помочь тем, кто сейчас особенно нуждается в поддержке… Благословляю организовать сбор средств в помощь нуждающимся в Сирии».
До этого с 31 марта по 10 апреля Императорское православное палестинское общество при участии Русской Православной Церкви занималось сбором помощи для сирийского народа. За две недели удалось собрать около 70 тонн помощи – продукты питания и медикаменты. Все они были переданы патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну.
В свете всех трагических событий нашего времени возникает вопрос: возможен ли мирный диалог с представителями ислама?
Но прежде, чем дать определенный ответ на вопрос о возможности диалога с исламом, следует помнить, прежде всего, о том, что от того, каким будет наш ответ, зависят судьбы тысяч людей. Поэтому диалог не просто возможен, но представляется необходимым.
Еще Святейший Патриарх Алексий отмечал, что «христианство и ислам совершают весьма важное дело в мире. Они напоминают человечеству о существовании Бога, о духовном измерении человека и мира. Мы свидетельствуем о морали и законе, правде и любви».
В связи с этим особого внимания заслуживает опыт сосуществования христианства и ислама в России. На протяжении тысячи лет традиционные религии ее народов никогда не входили в прямые конфликты и столкновения, сохраняя свою самобытность.
Россия – это одно из тех редких многорелигиозных и многонациональных государств, в истории которых не было кровопролитных религиозных войн. Представители различных религиозных общин жили бок о бок, вместе трудились и защищали одну Родину. Они твердо стояли в отеческой вере, оберегали ее от посягательств извне и никогда не входили в реальные конфликты между собой на религиозной почве.
Таким образом, в России сложилась действенная система межрелигиозных отношений, ставящая во главу угла принцип взаимоуважительного добрососедства.
В современной России важным механизмом межрелигиозного диалога является Межрелигиозный совет России, который успешно и плодотворно действует уже пятнадцать лет. Эти пример и опыт оказались привлекательными для независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.
Религиозными лидерами этих стран был создан Межрелигиозный совет СНГ. В рамках этих органов мы стремимся совместно противостоять различным вызовам современности, а также демонстрировать всему миру положительный опыт мирного сосуществования и взаимодействия православных и мусульман.
Таким образом, можно утверждать, что диалог между нашими верами и культурами возможен, только если мы сами найдем надежную основу данного диалога и научимся слушать и идти навстречу друг другу.
Самой надежной основой диалога должно являться стремление к сохранению традиционных ценностей наших религий и культур и совместное противостояние вызовам времени.
И мусульманам, и христианам следует стремиться не к слепому фанатизму, а к более четкому следованию Писаниям и к возвышению религиозного сознания, на вершине которого – святость, где стираются различия между всеми земными традициями и царит лишь одна – Божественная.
Епископ Орский и Гайский
ИРИНЕЙ,
кандидат богословия.
2 июля 2013 г.