Игра проводится за городом, а принимают участие все желающие (от 5 до 20 лет).
Идея игры и основные испытания «Из Я-града в Ты-град»
Идея игры в том, что дети – жители «Я-града» – должны покинуть этот город и прийти в «Ты-град», пройдя ряд испытаний.
Все дети поделены на «семьи», в которых есть «братья» и «сестры» всех возрастов. В семье назначается старший брат или сестра (капитан).
Правительница «Я-града» королева Высокомерие отправляет детей на поиски «Ты-града» с целью соблазнить жителей этой страны.
Дети семьями отправляются в путь. Как только они покидают пределы «Я-града», им встречается старец, который объясняет, как найти «Ты-град», и советует им остаться в том городе, ибо там царят любовь и дружба. Но, чтобы попасть туда, необходимо избавиться от собственного «Я» и от своих страстей, пройдя ряд испытаний.
Старец приставляет к каждой «семье» Ангела-Хранителя (из числа педагогов и родителей, может, не одного), который помогает детям пройти испытания и понять их смысл, а также собирать монеты. В конце они должны собрать все монеты вместе (должны догадаться сами) и продолжить путь. Путь ведет в «Ты-град», где находят Новый Завет – Книгу Жизни.
Организация Игры
Игра требует привлечения большого количества людей и довольно длительной подготовки. После определения места проведения игры вносятся изменения в сценарий и создается карта в соответствии с конкретной местностью. (Хорошо бы, чтобы был разнообразный рельеф, возможность для организации переправы и обязательно храм, возле которого заканчивается игра). После этого за каждую станцию назначаются ответственные из числа педагогов и родителей, которые готовят для своей станции костюмы, реквизит, привлекают помощников.
Поскольку игра занимает несколько часов и начинается сразу по прибытии детей, группе организаторов нужно прибыть на место днем раньше, чтобы подготовить переправы, таблички с названиями населенных пунктов и все необходимое.
После игры всем предлагается хороший обед.
В каждой команде – ребята из разных воскресных школ и разных возрастов (малыши и взрослые)
Чтобы различать команды, можно дать каждой название: Красные, Зеленые, Белые... И завязать всем на руки ленточки соответствующего цвета.
Роль Ангела-Хранителя
Ангел-Хранитель сопровождает «семью» в течение всей игры. Во время прохождения испытания он не может прямо вмешиваться и давать советы. Но в случае грубых ошибок Ангел крестится, кладет земные поклоны, говорит иносказательно, пословицами, показывает свое отношение: вздыхает, закрывает свое лицо, будто плачет. В задачу Ангелов-Хранителей также входит обеспечение безопасности детей и соблюдение дистанции между семьями.
Ход игры. Испытания
Игроков встречает табличка:
«Прямо пойдешь – через испытания пройдешь, в «Ты-град» попадешь.
Направо пойдешь – к мягкой постельке придешь и сладко уснешь.
Налево пойдешь – вкусный обед найдешь, свое пузо набьешь».
1). Поток бурных страстей» или Переправы благословения
Необходимо помогать друг другу и перейти через ручек, который на карте обозначен как «Поток бурных страстей» с помощью веревочной «Переправы благословения». На веревке вывешены таблички: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородице, помоги мне», «Святый Ангел хранитель, не забывай меня». За помощь и внимание друг к другу команды награждаются монетами (максимально 5 монет).
2). Поле быстрого Ветра
Здесь индеец Быстрый Ветер и его сестра Скорая Лань предлагают детям посоревноваться с ними в беге. Но оценивается не скорость, а то, как дети реагируют на выигрыш или проигрыш. Если дети спокойно реагируют на проигрыш, поздравляют победителя, или же не бурно радуются победе, то им вручаются монеты (максимально 5 монет).
3). Деревня Самохвалово
Жительница деревни – Марфушка Похвалюшкина. Она провоцирует детей хвастаться, задавая вопросы: кто тут у вас самый сильный? (самый умный, ловкий, быстрый и т.д.). Для многих детей достаточно сложно не сказать: «это я». Если дети указывают друг на друга (Петя у нас самый сильный, он все добивается с помощью Бога), то это оценивается положительно (максимально 5 монет).
4). Хутор Недовольный
Перед хутором находится Болото Уныния (лужа, через которую проложена узкая дощечка, по которой нужно пройти). В болоте живут змеи: Гадюка Завистливая и Кобра Мстительная. Они шипят и пугают детей, наводят на них уныние, говорят, что все равно они никуда не дойдут и предлагают вернуться обратно в свой дом (максимально 5 монет).
5). Дед Ворчун
Дед-ворчун говорит всем, что все плохо, он всех осуждает, наводит на всех уныние.
Дети должны достойно ответить на его унылые высказывания противоположными словами. (Например: Дед- Ой, погода-то какая холодная, дети – зато хорошо, что дождя нет. Дед – и подняли-то вас ни свет, ни заря, выспаться не дали. Дети – зато как много интересного мы успеем сделать. Кто раньше просыпается, тому больше Бог дает. Спастись в этом мире невозможно, одни негодяи вокруг. Если бы не было праведников, мир давно бы исчез. Спасут нас от всего плохого Исповедь и Причастие). Тут детям нужно подсказать или показать пример на первых фразах, чтобы они поняли, что от них требуется (максимально 5 монет).
6). Поселок Щедрый
Сначала в поселке никого, только стоит маленькая бутылка с водой и булочка (чтобы каждому едва хватило). Висит надпись – ПУТНИК, ОСТАНОВИСЬ И ОТДОХНИ. ПОДКРЕПИ СИЛЫ, ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ.
Как только дети берут угощение, появляется голодная бабушка, которая говорит, что не ела уже три дня, и просит подкрепиться. Отдадут ли дети всю воду и еду или только часть? В зависимости от этого бабушка благодарит монетами (максимально 5 монет).
7). Станица Трудолюбия
Жители станицы – Иван да Марья Всепропало. Они ничего не умеют, и у них все валится из рук, поэтому они просят детей помочь им. Девочки помогают Марье начистить картошку (пришить пуговицу, перебрать фасоль), мальчики с Иваном забивают гвозди (пилят, рубят дрова, собирают траву). Монеты получают за то, насколько дружно и охотно дети помогают (максимально 5 монет).
8). Переправа Добродетелей. Тернистый путь. Мост Всепрощения
Детям опять нужно переправиться на другую сторону «Потока Бурных страстей». В нашем случае они переправлялись через ручей по камням, на которых были написаны названия добродетелей (Вера, Надежда, Любовь, Послушание, Смирение, Кротость, Щедрость). Переправляться помогают три богатыря, которые вручают каждому ребенку шест – Посох Надежды. При этом детям досаждает мальчишка – Ванька-неслух, который дразнится, обзывается, кидается на детей и т.д. (чтобы было не опасно, но достаточно обидно). На той стороне ручья дети проходят через Тернистый путь (крапиву), перешагнув при этом через 3 бревна, на которых написано «не могу», «не хочу» и «не буду». Все испытание оценивается в комплексе: как дети вели себя, помогали ли друг другу, как реагировали на оскорбления, скоро ли простили обидчика (максимально 5 монет).
9). Село Плутовское. Ярмарка Удовольствий
Бабуська-хитруська предлагает конфеты, чипсы, газировку, небольшие игрушки, которые можно приобрести за выигранные монеты. Учитывая, что к этому моменту дети должны достаточно проголодаться, испытание для них достаточно тяжелое. Но, как правило, старший ребенок (капитан) не позволяет потратить монеты. Можно упрекать его в том, что он ради своих братьев и сестер не пожелал пожертвовать, что он не милосерд и не любит команду (максимально 5 монет).
10). Царство Глупых и ленивых
Дети должны ответить на вопросы Сони-Некумеки, продолжить рассказ, рассказать стихотворение. За правильные ответы на вопросы получают монеты (максимально 5 монет).
11). Деревня Никогда не помогу
Заболел человек, не может ходить. Его необходимо взять на плечи и показать его врачу. Но до этого нужно оказать медицинскую помощь (завязывать раны, положить ватту или бинт на рану), утешить больного, помолиться за него (максимально 5 монет).
12). Одинокий тупик
В тупике детей встречает Василиса Хитромудрая. Она рассказывает о том, что в Древнем лесу поселился злой дух, желающий заразить все живое ненавистью, отравить доброту, испепелить прекрасное. Зло может распространиться и дальше. Необходимо спасти лес от зла, уберечь жителей леса от ужасного духа. Чтобы пройти дорогу, детям необходимо совершить молитву, надеть противогазы и ходить по дороге в них, побеждая искушения истребляя нечистого духа ягодку (шар) и проткнуть его шпагой (палкой). Но, чтобы не сбиться с дороги, команде необходимо взяться за руки (максимально 5 монет).
13). Дерево с плодом зла
Это одно из сложнейших испытаний, где необходимы отвага, решительность, самопожертвование. Необходимо подняться по веревке на дерево и достать сладости, которые висят на дереве. Далее вся команда ходит по натянутому канату. Помогают передвигаться братья и сестры семьи.
14). Встреча с королевой Высокомерия. Темница
Как только дети прошли все испытания, неожиданно их окружают слуги королевы Высокомерия, которые приводят их к королеве. Они оказываются в плену у королевы, их ждет наказание за неповиновение. Они в панике, начинают молиться и просить Бога о помощи. Их спасают Архангелы, которые появляются на конях с саблями.
15). Путь к «Ты-граду»
Команды освобождены, но им нужно найти «Ты-град» и Книгу Жизни. Они вместе должны найти дорогу и следовать по ней. Дорогу знает старец, которому они должны отдать все деньги (команды должны проявить любовь друг к другу и собирать все деньги). Как только они догадались, он показывает им дорогу и объясняет, как найти Книгу Жизни – Новый Завет и Царство Небесное - «Ты-град» или храм, где совершается общая молитва.
16). Финал. «Ты-град»
Все дети не спеша направляются в «Ты-град», где их встречает королева Смирения и ее свита. С ее помощью они находят Священное Писание, а старец (священник) читает им отрывок из Нового Завета (можно Евангелие от Матфея, 5-6 главы). Затем все дети не спеша, взявшись за руки, идут к своим родителям, которые в это время готовят пищу, обнимают, целуют их и благодарят их за все.
Составил епископ Орский и Гайский ИРИНЕЙ