Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё – не есть всё. Вечный поиск, неудовлетворённость – наша природа. Но когда к мощному внутреннему двигателю прибавляется закалённая годами убеждённость в приобретённой истине – такой душевный сплав не может не дать необычайные проявления силы духа. О таком человеке обязательно начинают говорить. Неординарный, энергичный, креативный – так говорят о епископе Орском и Гайском Иринее. По его приглашению в Оренбуржье приезжал друг первого космонавта планеты доктор философии, доцент военно-воздушной академии имени Ю.Гагарина Валентин Васильевич Петров. По его благословению в храмах восточного Оренбуржья начали создавать музеи, священники приступили к изучению древнегрузинского языка. По инициативе епископа в Орске кормят бездомных людей. Ещё владыка преподаёт в Оренбургской духовной семинарии и Орском гуманитарно-технологическом институте и платит самым прилежным студентам стипендии (личные деньги по 3.000 руб. в месяц). Его способность преодолевать тысячи километров за неделю удивляет. По его инициативе впервые в истории Оренбургской области состоялся футбольный матч с участием священников. Его знают в лицо, к нему тянутся. А ведь епископ – это по мирским меркам почти что губернатор. Сегодня – епископ Орский и Гайский в гостях у нашей газеты.
- Ваше Преосвященство, после тёплой Молдавии и богатой Москвы Вам не показалось обидным приехать в глубинку с суровыми зимами?
– Патриархом Московским и всея Руси Кириллом рассматривалась возможность моего перевода из Москвы в Таджикистан, на епископскую кафедру. Но закон этой республики запрещает проповедь веры вне храмов. То есть миссионерская, просветительская, педагогическая деятельность там более чем ограничены. Патриарх знал о моей работе в воскресной школе Новоспасской обители, преподавательской деятельности в семинарии, организации детского творческого центра, при котором также существует воскресная школа, о руководстве православным театром «Живая Вода». Поэтому и было принято решение направить меня в Оренбургскую область, а не в Таджикистан в связи с моим желанием вести проповедь не только в храмах. А вероятность того, что в стране с такими жесткими законодательными ограничениями я все же решусь на их нарушение, была достаточна велика.
Да, признаюсь, здешние морозы стали для меня непростым испытанием. Помню, пурга была даже первого апреля, застала нас в дороге, даже подумалось, что не сможем доехать… Но с Божией помощью все преодолимо.
Здесь же в Орске первый раз в жизни побывал в Ледовом дворце, выступил перед хоккейными болельщиками. Это немалый опыт. Вижу интерес молодёжи к нашим праздникам, конкурсам и играм, иногда приходят даже протестанты и просят поделиться опытом. Это не может не радовать.
- Вашей епархией подписаны соглашения о сотрудничестве с администрацией города Орска, отделами образования Орска и Гая и с Орским гуманитарно-технологическим институтом. А Вам не кажется, что сегодня сама власть больше заинтересована в сближении с Церковью, нежели наоборот?
– Все мы делаем общее дело. Стараемся быть ближе к людям, к каждому человеку, у нас во многом общая цель – забота о ближних. Что касается Церкви, то у нас есть больше возможностей для встреч. Ведь в мэрию непросто прийти без серьезного повода, предварительных договоренностей и т.д. Встретиться же с епископом намного легче. Мы доступны для людей и в храмах, и в епархии.
- Какие у Вас были обязанности в качестве советника посла Молдавии в России?
– Совершал богослужения на церковнославянском и молдавском языках. В проповедях и беседах обращался к соотечественникам: если вы приехали сюда, значит, должны знать русский язык, культуру и историю страны и города, где вы проживаете и работаете, должны сделать всё, чтобы стать добрыми друзьями для тех, кто здесь родился и вырос.
Вместе с Послом Республики Молдова в Российской Федерации организовывали встречи руководителей Республики Молдова с Патриархом Московским и всея Руси, с главой ОВЦС и другими официальными лицами.
Готовил письма, поздравления и доклады на религиозные темы.
– Как Вы пришли к мысли о создании церковных музеев? Православного музея нет даже в областном центре.
– Когда был в Израиле, меня поразило то, что музей там возможно создать почти на каждой улице и в каждом доме. Именно так и надо ценить и любить свою историю. В Оренбургской области тоже есть что показать: верблюд-гора в Светлинском районе, цветущие степи, Кувандыкские горы, а сколько можно рассказать о Пушкине и Шевченко! Мы тоже не стали бездействовать и открыли музей при Новотроицком соборе и других храмах. Собираем старинные церковные предметы.
– Как расцениваете то, что в своё время был снесён дом владыки Леонтия на улице Пугачёвской в Оренбурге?
– Там следовало создать музей памяти первого Святителя этой земли, несомненно. Сейчас же получается, что этот выдающийся архипастырь забыт, а ведь он – почётный гражданин Оренбурга.
– Не совсем забыт, священник из Вашей епархии отец Виктор Михин собрал материал для книги о владыке Леонтии, но никак не может издать её.
– Да, отец Виктор собирает материал. Книга должна быть закончена, а все технические вопросы будем решать потом. Замечательно, что священники серьезно занимаются изучением истории, написанием научных работ, книг.
– Бывает ли у Вас свободное время?
– Если у человека есть свободное время, часто появляются помыслы и порой совершаются неправильные поступки. Что касается монахов, к числу которых отношусь и я, свободного времени быть вообще не должно.
– Какое у Вас отношение к скандалу в Ватикане?
– Думаю, что все эти скандалы заставят римских епископов во главе с папой разрешить жениться желающим принимать сан.
– Как Вы относитесь к тому, что в православных церквях имеет место торговля, в том числе и золотыми изделиями?
– Главное, чтобы это не отвлекало от молитвы. Если есть что-то, что людям приносит радость, почему не дать дополнительную возможность эту радость получить и ею поделиться с ближними? Тем более, что по сути происходящее не есть торговля, а добровольная жертва.
Например, протестанты отдают десятую часть своего дохода на содержание общины. А наши прихожане делают своеобразные пожертвования, покупая свечи, иконы, книги и украшения в церкви.
Правда, церковные лавки во многих епархиальных храмах находятся отдельно от самих храмов, что считаю более правильным.
– Какое у Вас жильё в Орске? Как питаетесь?
– Проживаем мы вдвоем с помощником, моим личным секретарем – игуменом Лазарем – в доме рядом с храмом. Бытовые условия – как у большинства орчан, ведь в одном городе живем. Готовим по большей части сами.
– Есть ли у Вас любимое выражение, которое помогает не унывать?
- Да, есть прекрасные слова: спешите творить добро. Это не столько слова, сколько душевное стремление. Оно помогает не только не унывать, но всегда радоваться и делиться радостью и любовью, дарованными нам Господом, со всеми, кто рядом.
Беседовала Инна Ломанцова
Газета «Оренбуржье», апрель 2013 г.