Игра "400-летие избрания на царство
Михаила Романова"

 

Города, где будут проходить разные действия игры (остановки)
1 Москва
2 Киев
3 Нижний Новгород
4 Кострома
5 Оренбург
Игра проходит в несколько этапов, каждому из которых соответствует определенная остановка – в игре символизирующая тот или иной город. Команды таким образом отправляются в увлекательное путешествие не только во времени, но и пространстве, чтобы узнать и даже стать «очевидцами» событий, происходивших столетия назад.


Содержание исторической сценки-зарисовки

1. На возвышении стоит царский трон, на котором восседает царь (Лжедмитрий).
К царю подходит повар:
Повар: Что прикажешь подать к обеду, Государь? (с подобающим почтением).
Царь: Отчего ты спросил о том, холоп? Нечто не знаешь, что царю подобает подавать?! (важно показать именно «презрительность», «пренебрежение» к слугам, к народу)
Повар: Ныне среда, Государь, пост… (неуверенно)
Царь: Что ж с того, что пост?! (как бы с раздражением)
Повар: Но Государь… (снова неуверенно)
Царь: К обеду – поросенка, можно и гуся, мясца поболе, да разносолов. (с неким пренебрежением и неохотой)
Повар: Как повелишь, Государь (с грустью)
Проходит несколько минут – к царскому столу подаются мясные блюда, и царь их пробует, каждое.
Люди (несколько актеров, изображающих народ: духовенство, бояре, купцы, крестьяне – подобрать костюмы) в недоумении, слышатся настороженные фразы:
Купцы: «Ныне среда, а царь поста не держит!» (побойчее, купцы – есть купцы )
Бояре: «Да, царь поста не держит» (по-боярски)
Крестьяне: «Поста святого царь-батюшка не соблюдает…» (с боязнью)
Духовенство: «Как бы не было беды за грехи-то царские…»

2. После обеда царь читает благодарственные молитвы, но крестное знамение совершает по католическому обряду.
Люди смотрят, в еще большем недоумении шепчутся между собой:
«Царь то у нас, неправославный», «неправославный у нас царь, не православный...», «как же так, почто же, царь наш неправославный?»

3. После молитвы к царю приходит католический священник, они беседуют.
Народ взволнован:
Купцы: «Гляньте, царь с латинянином речь держит! Царь – изменник! И сам он латинян!»,
Бояре: «Царь изменил святой вере!»,
Крестьяне: «Да, царь-то у нас неправославный, ой, неправославный у нас царь, а латинянин».
Духовенство: «Тяжкие времена наступили на Руси… не потерять бы нам царство за грехи государя….»

4. В это время из заточения Патриарх Гермоген отправляет письмо верующему народу с призывом стать на защиту Родины и веры православной: «Ко всем господам и братиям и всему священническому и иноческому чину, и боярам и окольничим, и дворянам и дьякам, и детям боярским, и купцам, и приказным людям, и стрельцам, и казакам, и всяким ратным и торговым и пашенным людям… Помилуйте, помилуйте, братья и чада единородные, отпадшие от веры правыя, вразумитесь и вернитесь!...»
Такие письма гонцы разносят по всем концам земли русской (в начале игры свитки следует лишь разносить, но не читать полностью – это надо, когда все соберутся в Новгороде. Здесь же уместно, чтобы была сцена того, как Патриарх пишет письмо и отдает гонцу. Хорошо, чтобы иногда прерываясь, как бы думая над призывом, Патриарх с печалью восклицал: «Опомнитесь, братия! Храните веру святую православную»)
Народ все время в смятении: «Что же будет теперь?!... Потеряно все, погибает Русь…»

5. В это время участники игры (команды, поделенные на 5 групп) спрашивают у старших, что же раньше было, как люди жили на Руси, как правили правители благочестивые? В ответ же следует предложение узнать об этом, побывать и в стольном граде Москве, и в иных городах Руси-Матушки.
Команды получают карты и отправляются по городам, следуя указанному маршруту.
Взрослые (20 мин.) в каждом городе рассказывают команде: историю, традиции, о выдающихся деятелях того времени, чьи судьбы связаны с городами. Предлагают попробовать традиционные угощения, исполняют народные песни о своем городе и рассказывают, как мирно все они жили и защищали Русь и православную веру от поработителей.
После того как команды пройдут все города, – все команды собираются на остановке «Нижний Новгород». Узнают о жизни города до смуты, рассказывают о том, что узнали о жизни других городов. Участников нужно «подвести» к главному – чтобы было сказано о беде: во всех городах многие от веры предков отступают, но всего страшнее, что в Москве восседает неправославный царь, который пост не держит и крестится по латинскому обряду, да рядом еще латиняне! «Изменил царь вере православной и народ к тому склоняет!»
Нижегородцы возмущены (актеры, изображающие народ, выражают возмущение)
В это время ко всем собравшимся подбегает гонец со свитком от Патриарха Гермогена и зачитывает перед всеми его призыв встать на защиту Родины и веры православной.
«Ко всем господам и братиям и всему священническому и иноческому чину, и боярам и окольничим, и дворянам и дьякам, и детям боярским, и купцам, и приказным людям, и стрельцам, и казакам, и всяким ратным и торговым и пашенным людям… Помилуйте, помилуйте, братья и чада единородные, отпадшие от веры правыя, вразумитесь и вернитесь! Узрите Отечество свое, расхищаемое чужаками и разоряемое, и святые иконы и церкви поругаемые, и неповинную кровь проливаему. Опомнитесь, братие!
Восстаньте, защитим веру правую! Не бойся, малое мое стадо, поскольку стоим на камени веры и правды. Пусть бушует море, но Христова корабля не может потопить, и не отдаст Господь на поношение ни жезла на жребий Свой, ни зубам вражиим рабов Своих, но сохранит нас, как хочет святая воля Его!...».

6. Появляются Минин и Пожарский, обращаются к народу: «Готовы ли мы встать за веру православную, защитим ли Русь Святую, освободим ли мы Москву?».
Люди отвечают готовностью.
Минин и Пожарский (всадники на конях) собирают народ и ведут к Москве. Как только все начинают двигаться к Москве – звучит колокольный звон. После звона следует песня: «Стань за веру, Русская земля».
По мере приближения к Москве колокольный звон и песню слышат и в других городах: жители Костромы и Оренбурга присоединяются к войскам Пожарского и Минина.
Колокольный звон звучит звонче, мощнее.
Войско во главе с Мининым и Пожарским продолжает шествие к столице.
Жители Киева и ближайших населенных пунктов Москвы также присоединяются к ним.
Поляки во главе с Лжедмитрием, узнав, что народ и войска во главе с Мининым и Пожарским идут на Москву, покидают столицу и бегут из страны. Войска Минина и Пожарского, а вслед за ними и весь народ православный, вступили в столицу, и здесь они вместе с боярами выбирают царя.
На царство избирается Михаил Романов, который перед крестом и Евангелием дает присягу:
Народ: «Готов ли ты принять на себя бремя царства, готов ли беречь Русь Матушку?»
Михаил: «С помощью Всевышнего с трепетом беру на себя подвиг сей».
Народ: «Будешь ли защищать Родину от нашествия иноплеменников?»
Михаил: «Уповая на Бога и молитвами вашими, сбережем Русь Святую»
Народ: «Будешь ли хранить и защищать веру православную?»
Михаил: «Хранить веру святую – Божий Завет, неотступно буду блюсти его!»
Народ: «Будешь ли править честно, блюсти заветы отцов наших и законы?»
Михаил: «Наш святой долг – чтить заветы отцов, и я буду их помнить!»
После этого народ указывает Михаилу, что надо взять благословение архиерея и совершить благодарственный молебен, но Михаил просит взять благословения у своих родителей: «Да, я сердечно желаю с Божией помощью хранить Русь в благочестии, да, я желаю испросить святого благословения… Но прежде прошу позволить мне испросить благословения родительского. К великой скорби, отец мой пленен, но… я могу увидеть мать! Прошу, братие, позвольте просить материнского благословения прежде всякого дела иного!»
…приезжает инокиня Марфа – мать царя Михаила Романова и благословляет сына.
Раздается колокольный звон.
Духовенство епархии совершает благодарственный молебен.
После молебна все поют гимн России.
Затем всех приглашаем на пир по случаю избрания царя Михаила на царство и окончания игры.

Составил епископ Орский и Гайский ИРИНЕЙ





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры