Священник Владимир БАБАК,
Школа...Сколько всего прекрасного и замечательного связано с нею. Здесь первые знакомства, лучшие друзья, незабываемые уроки и вместе проводимые праздники. В ней мы учимся разделять с другими радости и горечь, быть человечными, отзывчивыми, сильными и уметь нести ответственность за свои поступки.
Каждый видит свою школу по-разному. Она может быть сельской и городской, большой и маленькой. Но для каждого она самая лучшая, родная... О ней мы рассказываем детям и внукам, с душевной теплотой вспоминаем своих учителей и воспитателей, а через многие-многие годы видим её в своих снах.
Школа - второй дом. Учёба в ней - непростой, огромный труд, это постоянная работа над собой, это приобретённые знания и накапливаемый опыт. Она не только во многом помогает юному человеку сделать выбор будущей профессии, которой мы готовы посвятить всю жизнь, но наряду с семьёй и всем обществом утверждает личность человека, воспитывает его, вырабатывает определённое отношение к окружающему миру. Возможно, школа занимает важнейшую роль в формировании личности человека.
Поэтому очень важно, чтобы учёба и воспитание имели гармонию и дополняли друг друга. Сегодня это понимают практически все, кто участвует в учебном процессе.
Во многом поэтому 2 августа 2009 президент РФ Д.А. Медведев направил поручение Правительству РФ о подготовке введения в общеобразовательных учреждениях предмета Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), в 2010 году в 18, а с 2012 года — во всех субъектах РФ.
Главным инициатором введения такого предмета, при поддержке иных основных религий РФ, стала Русская Православная Церковь.
Необходимо заметить, что РПЦ не требует изучения только Основ православной культуры, а поддерживает идею возможности изучения религиозной культуры на выбор по желанию и религиозному убеждению родителей школьников.
В текущем учебном году курс ОРКСЭ стал обязательным во всех школах. Несмотря на это до сегодняшнего дня его изучение вызывает множество дискуссий и вопросов. Можно услышать немало доводов как сторонников, так и противников модуля. Но, как показывают опросы, большая часть родителей положительно высказывается по данному курсу.
По данным работников системы образования, в подавляющем большинстве школ преподаётся светская этика. Аргументируется это выбором родителей. Что получается? Неужели наш народ большей частью безрелигиозный или принадлежит к атеистическому воззрению? В действительности родителям просто не предоставлена возможность выбора. Это можно узнать и получить подтверждение у них самих. Не хотелось бы переходить на личности, но, чтобы не показаться голословным, приведу в пример себя. Мой сын, который учится в четвёртом классе, однажды принёс со школы пример заполнения анкеты по данному выбору. Со мной, как с родителем, никто не проводил работы ни на школьном, ни на классном собрании, никто не спрашивал моих пожеланий и мнения, ничего не объяснял . Просто учитель написала на доске образец анкеты родителей, где сказано: "Мы желаем, чтобы наш сын (дочь) изучал(а) основы светской этики". Детей заставили это всё переписать на листик, чтобы родители уже дома написали заявление в такой форме (т.е. выбрали светскую этику). На этом всё.
Конечно, можно понять руководство отдела образования и школ. Это трудности с неподготовленными преподавательскими кадрами, сложности в составлении расписания уроков, дополнительная оплата труда учителя, программы, учебники... Много можно говорить о проблемах. Вместо того, чтобы ввести несколько модулей по выбору родителей, легче сделать урок светской этики, и тогда многие трудности исчезнут сами собой.
Теперь хотелось бы разобрать ситуацию более подробно. Что нам даёт такой предмет, как светская этика? В нем указывается, что "люди сами могут определить, что такое добро и зло; что именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой". То есть здесь появляется широкий фронт для оправдания своих поступков и нарушения человеческих норм (иначе "грехов").
Немаловажно, что этика, рассказывая о религиозных воззрениях, даёт искажённое преставление о них. Так, говорится, будто саму религию изобрели люди и многое в неё взяли из самой этики. Отвергая учение о Божественном мироздании (чего придерживается светская этика), продолжается пропаганда безбожия, которая практиковалась во времена советской власти. Какую задачу носит этот предмет?
Тогда можно спросить: зачем в школе необходимо говорить о религии, в частности о Православии? Потому что для России христианство - часть русской нации. Без него невозможно понять ни историю нашего Отечества, ни нашу жизнь. Более того, сама этика, архитектура, права человека, обычаи и праздники - всё это подарено нам христианством.
Ну, например, как можно понять, чем и как жили такие наши известные русские полководцы, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков, Александр Суворов и иные, если представить, что к Православию они не имели отношения? Большая часть из них не просто славные лидеры, а великие святые, которые посвятили себя служению Богу и людям. Убери из этого ряда Бога - меняется представление об их жизни. А как понять, ради чего умерли Борис и Глеб, если исключить их христианскую веру, предание себя воли Божией и жертвенную любовь ради мира? Тогда их смерть не имеет никакой ценности, а получается – всё произошло случайно, вследствие "братских разборок". То же самое можно сказать о гибели Царской семьи. Если не смотреть через призму религиозной жизни царя Николая, тогда он всего лишь политическая жертва. Но Церковь знает, что им двигало: христианская любовь, жертвенность ради мира и упование на Бога. Никто лучше не поведает детям о духовных ценностях, чем те люди, которые имеют непосредственное отношение к Церкви. Православие носит полноту христианства. Здесь и находится главный ответ на вопрос: зачем нужны священники в школе?
Сегодня всё чаще в жизни людей происходит подменна религиозных и нравственных ценностей. Так, под идеей прав человека в мире пропагандируются права на аборты (Россия в этом мировой лидер) , однополые браки (что уже получило свое распространение на Западе), эвтаназия (практика прекращения жизни человека, например, при тяжелой болезни), на свободную физическую близость и частую смену партнёров (по другому - блуд) и многое другое. Всё это появилось уже вследствие духовного вакуума. Ведь многие просто не знают, что всё это грех и преступление перед Богом, людской моралью и своей человеческой природой. Так их воспитали, об этом им просто не рассказывали. Слово "грех" мы чаще всего слышим из уст священника, от него же узнаем и "лекарства" от этого душевного недуга.
Церковь - двухтысячелетний институт с огромнейшим опытом человеческих знаний и Божественных откровений. Только она во многом сегодня может противостоять безнравственным вызовам современного мира.
Большая часть противников изучения ОПК в школах говорит о противоречии 28 статьи Конституции РФ, где сказано, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними."
Изучение основ Православия противоречило бы главному закону страны тогда, когда это совершалось бы в принудительной форме. А никто никого не заставляет и ни к чему не принуждает. Говорим о возможности изучения желающими.
И разве плохо, если - по словам диакона Андрея Кураева - "кто-то из преподавателей повысит свой профессиональный уровень, изучив основы религиозных культур, кто-то из родителей откроет впервые православную книгу, кто-то из детей в будущем вспомнит о чем-то светлом из школьной жизни".
Не нужно осуждать тех людей, которые выступают против изучения ОПК. Надо понимать, что и учителя в школе не говорят о Боге, духовной жизни и Церкви не только потому, что закон запрещает, а во многом из-за того, что сами об этом ничего не знают, ведь их не научили "верить" ни в семье, ни в институте.
Но почему желательно, чтобы священник рассказывал школьникам о Православии? На первый взгляд, такой вопрос может показаться справедливым. Ведь, как говорят, дети и так в школе изучают всё им необходимое. Но, к сожалению, сама жизнь Православной Церкви и её учения опять же преподносятся искаженно. Снова приведу пример. В учебнике по литературе у моего сына в 4 классе в разделе, где размещена информация о десяти заповедях Божиих, написано " шесть дней работай, а седьмой отдыхай". На самом же деле заповедь говорит о посвящении седьмого дня Господу. Т.е. как минимум часть своей жизни мы должны уделять Богу и своей вере. А в книге, видим, это вычеркнуто.
Другой пример. На уроке истории в других классах тема Крещения Руси князем Владимиром преподносится просто как некий свершившийся факт и не больше. На самом-то деле данное событие стало опорной, отправной точкой новой жизни людей и самого государства. Поменялись воззрение, менталитет, законы, смысл жизни людей. Это величайшее событие, которое понять и осмыслить без помощи самой Церкви невозможно.
Кроме того, главная заповедь жизни человека о любви к Богу и ближним сегодня всё больше подменяется таким понятием, как толерантность. Каждый воспринимает любовь по-своему. Но не нужно её подменять всего лишь терпимостью к другим. Ведь "Любовь "- это и одно из имён Бога, и жертвенность, готовность жить ради другого. Важно, чтобы молодые люди имели возможность услышать о христианском понимании любви и знали, что это не просто физические отношения. Кто об этом лучше расскажет, если не священник?
Не желающие видеть священника в стенах школы также говорят, что по другой статье Конституции "религиозные объединения отделены от государства (ст. 14)", в том числе и Церковь.
Если закон об образовании не разрешает священнослужителю преподавать в школе по причине отсутствия педагогического образования и невозможности проведения уроков без оплаты труда (хотя священники на это не претендуют), тогда есть альтернатива всему. Это участие священнослужителей в родительских школьных и классных собраниях, отдельных уроках, на которых изучаются темы, имеющие отношение к Церкви (можно и в присутствии учителей и завучей школ во избежание недоумений), в праздниках, повышающих нравственность и научающих уважению и любви к другим.
Сегодня это уже всё работает, но, к сожалению, очень слабо. На своем опыте и опыте многих других священников скажу, что дети с охотой идут на контакт, им очень не хватает общения в религиозной сфере, налицо заметен "духовный голод". Причём дети из мусульманских семей порой проявляют не меньший живой интерес в беседе со священниками. Я сам это встречал неоднократно в старших классах. Встречи, запланированные на время одного урока, иногда затягиваются более двух часов. И это не по инициативе батюшки, а потому что дети сами его не отпускают. Правда, кто-то уходит. И это нормально. Ведь их никто не заставляет присутствовать. Но большая же часть остаётся и активно участвует в диалоге.
Конечно, можно говорить, что вот есть воскресная школа, пусть там дети и изучают жизнь Церкви и основы Православия. А кто детей туда приведёт? Сами родители, которых ничему не научили и которые порой стыдятся или ленятся прийти в храм? Так в воскресную школу ходить надо специально, что не каждый сделает, а здесь такая возможность.
Подводя итог, можно сказать, что в присутствии священника в школе польза будет всем. Ведь батюшка не научит ничему плохому. В этих встречах нет ни экстремизма, ни другого дурного влияния, как нет личной выгоды и какого-то корыстного расчёта.
Для начала должно быть желание просто попробовать. В любой момент можно отказаться от задуманного. Ведь если сильно захотеть, всё возможно организовать. Например, известен факт, что в нашей Оренбургской области один из священников, который имеет образование ветеринара, ввиду отсутствия преподавательских кадров в школе ведёт биологию. И никто не смотрит, что у него нет педагогического образования.
Может, наконец, вместо долгих размышлений, разговоров и различных доводов просто попробовать наладить связь с Церковью, пригласить священника в школу и самим в этом убедиться?