ДОКЛАД
об итогах Архиерейского Собора 2013 г.
Со 2 по 5 февраля 2013 года в Москве в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В работе Архиерейского Собора приняли участие 280 иерархов из 290, входящих в его состав. Особо следует отметить, что боле 80-ти из них были рукоположены в течение последних четырех лет. Архипастыри, прибывшие на Собор, представляли 247 епархий Русской Православной Церкви.
Для того, чтобы дискуссии на Архиерейском Соборе приводили к конкретным результатам, по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла было создано Межсоборное присутствие, представляющее собой дискуссионный орган, включающий в себя ряд комиссий. Каждая из комиссий в рамках своей компетенции обсуждает актуальные вопросы и проблемы современной церковной деятельности. В числе наиболее обсуждаемых вопросов, прежде всего, те, которые вызывают дискуссии и споры внутри Церкви, как на уровне духовенства, так и на уровне мирян.
Межсоборное присутствие призвано подготовить повестку дня для Архиерейского Собора, чтобы на базе уже состоявшихся дискуссий по тем или иным вопросам на Соборе были приняты определенные, конкретные решения по тем или иным проблемам.
1 февраля, в день четвертой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Храме Христа Спасителя состоялась Божественная литургия, которую совершил патриарх Кирилл, в сослужении всех прибывших членов Архиерейского Собора.
После службы в Кремле состоялась встреча архипастырей с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Во время встречи Владимир Владимирович дал высокую оценку трудам Русской Православной Церкви, а также ответил на ряд вопросов архипастырей.
Все дни работы Собора предварялись служением Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. На богослужениях в эти дни возносились сугубые молитвы о благополучном проведении Архиерейского Собора.
Работа Архиерейского Собора начались 2 февраля. Первый доклад представил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Доклад его Святейшества был весьма подробным, в нем освящались все основные вопросы жизни и деятельности Русской Православной Церкви на всем ее каноническом пространстве.
В докладе Патриарха также была дана оценка миссионерского, молодежного, информационного и социального служения Русской Церкви за последние годы.
Предстоятель коснулся и вопросов о диалоге Церкви с обществом и государством, а также проблем межправославных и межхристианских отношений и взаимодействия с представителями других религий.
С докладом о состоянии дел в пределах Киевской митрополии от лица Блаженейшего митрополита Киевского и всея Украины выступил митрополит Борисопольский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, первый викарий Киевской митрополии.
Затем работа Архиерейского Собора продолжалась в течение четырех дней. В эти дни обсуждались важнейшие темы, в числе которых отношение Церкви к ювенальной юстиции и реформе семейного права, позиция Церкви по вопросам экологии и в связи с новыми технологиями персонального учета и идентификации, Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси.
Кратко охарактеризую документы.
«Позиция Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»
Архиерейский Собор откликнулся на те сомнения и тревоги, которые волнуют церковных людей, такие как учет и обработка персональных данных.
Важно было донести, что «многие люди не желают по тем или иным причинам принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности» (личным кодом и т.д.).
По этой причине они нередко страдают. Их «лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы».
И что мы имеем в итоге «слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни».
Наша Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными.
Мы считаем, что люди, которые отказываются принимать эти технологии, «должны иметь альтернативу – использование традиционных методов идентификации личности».
Церковь считает недопустимыми «любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, обработки и учета персональных данных».
Кроме того, Собор считает недопустимым «принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток».
Мы считаем, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.
В случае принуждения граждан к принятию подобных и дискриминации, связанной с их неприятием Собор предлагает этим людям обращаться в суд, информировать епархиальное священноначалие и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.
Собор призывает всех верующих людей в таких вопросах проявлять духовную зоркость и сохранять верность церковному единству.
Таким образом, Церковь призывает государство не применять тех технологий, которые могут помешать нам свободно исповедовать Христа.
«Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции».
Это очень важный документ. Очевидно, что защищать детей от насилия, жестокости и разврата необходимо.
И если в семье такое происходит, государство, несомненно, должно реагировать. Реагировать, но не устанавливать диктат.
Ребенок должен воспитываться в семье, поэтому семью, прежде всего, нужно укреплять, а не держать в страхе, что в любой момент ребенка могут отнять.
Церковь утверждает, что «государство не имеет права вмешиваться в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения».
В Священном Писании сказано: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3, 2).
Мы понимаем, что дети нуждаются в защите, что ситуация в некоторых семьях очень неблагополучная. Например, родители пьют и не уделяют должного внимания воспитанию ребенка.
В таком случае, Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей. И определенные формы контроля со стороны государства в этой сфере необходимы. Нужно делать все возможное, чтобы дети воспитывались в семьях в максимально благоприятных условиях.
Православная Церковь считает, что неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния». Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семьи финансовой поддержки, прежде всего, за счет средств государственных или муниципальных бюджетов.
Собор считает, что в случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимися его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность воспитания в религиозном и культурном отношении.
Ведь согласно статье 5 Конвенции о правах ребенка государство должно уважать права общины, в которой воспитывался ребенок. А согласно статье 20 – соблюдать религиозную преемственность в случае необходимости помещения ребенка в приемную семью.
Собор считает, что при решении, с кем будет проживать ребенок, органам опеки следовало бы учитывать желание ближайших родственников и крестных родителей. Поскольку они были избраны родителями для воспитания их детей.
Темы ювенальной юстиции, электронного контроля и экологии были подняты простыми людьми, а не Архиерейским Собором. Собор, в свою очередь, откликнулся на просьбы людей вынести по этим темам официальное суждение Церкви.
Таким образом, у нас появились официальные документы, где дается оценка и идентификации, и ювенальной юстиции, указывается, чего следует избегать, а чего бояться не нужно.
Архиерейский Собор также принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского, прославленного ранее в соборе местночтимых Сибирских святых.
Одним из важных документов, принятых Собором, стало «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также их семей».
Собором было принято «Положение о наградах Русской Православной Церкви». Документ упорядочивает систему общецерковных и богослужебных наград Русской Церкви, учреждавшихся в различное время.
Единогласным решением членов Собора был утвержден на новый срок действующий состав Общецерковного суда.
В завершение работы Освященный Архиерейский Собор принял заключительные Постановления и обратился с Посланием к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.
Освященный Собор выразил позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных.
Церковь призывает государство не принуждать людей к принятию технических новшеств, вызывающих у них сомнения.
«Допустимы к принятию христианами лишь те новые технологии, которые не помещают свободно исповедовать веру Христову».
Ясно было показано попечение Церкви и в отношении семьи. «Забота Церкви, – говорится в Послании, – попечение об укреплении семьи, о защите от недолжного вмешательства в ее жизнь, о поддержании крепких связей между детьми и родителями, о безопасности детей, в том числе от насилия, жестокости и разврата».
Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви «внимательно изучить принятые Архиерейским Собором документы, а также оставаться светом миру и солью земли».
Епископ Орский и Гайский
ИРИНЕЙ,
кандидат богословия