В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь». Наш гость – епископ Орский и Гайский Ириней. Владыка, позвольте Вас поздравить с новым ответственным служением Матери-Церкви.
– Спаси Господи. Конечно, трудный крест возложен, но, с другой стороны, и очень радостный: можно приносить радость, служа близкому человеку, а через близкого человека служа Самому Богу – это радость. Это ответственно и порой страшно, тут нужно быть очень внимательным, отвечать за каждое слово, смотреть на каждого человека и понимать: если он не в храме, то почему? Если он не рядом со мной, это для меня беда.
– Владыка, Вы начинали свое служение Матери-Церкви в Молдавии, а потом несли очень ответственное послушание в Москве. И вот теперь Вы – Преосвященный Орский. Как в Церкви судьба человека связана с географией? Молдова, Москва, Оренбург… Есть ли здесь какая-то логика, чем-то это обусловливается?
– В пределы Русской Церкви входят и Россия, и Украина, и Беларусь, и Молдова… Если болит сердце, то неважно, где оно болит, – посередине, выше, ниже, это сердце, и если человек не начинает лечить то место, дальше будет болеть еще больше. То же самое и в Церкви. Русская Церковь очень большая и подбирает кадры для себя на всех территориях. Волею судьбы и милостью Божией я оказался в Москве, будучи представителем Молдавской митрополии. Был направлен сюда, чтобы быть духовным наставником всех граждан Молдовы, проживающих в Москве, и не только. Ну, а параллельно служил в Новоспасском монастыре, со временем возглавил тамошнюю воскресную школу. В том же Новоспасском монастыре был духовным руководителем театра «Живая вода». С этим театром мы выступали во многих местах и таким образом общались с молодыми людьми.
Кроме того, в Москве я вместе с некоторыми представителями КВН открыл Детский центр, в котором обучаются 70 человек. Дети от трех лет, не боясь, выходят на сцену, выступают, поют. При центре есть воскресная школа.
– Владыка, мы знаем о большой работе, которую очень хорошо ведет Новоспасский монастырь Москвы, не так давно в этой студии был его наместник Владыка Савва, он очень интересно рассказывал о жизни этой прославленной московской обители, но нам интересно узнать, как в Орске-то Вы оказались?
– Митрополит Викентий предложил мою кандидатуру на рассмотрение Синоду – я должен был следовать за ним в Среднюю Азию и быть епископом в Таджикистане. Я к этому даже готовился: познакомился со многими представителями Таджикистана в Москве, представителями посольства, деловых кругов. Но в последний момент, накануне заседания Синода, Патриарх Кирилл вызвал меня и сказал: «В Таджикистан поедет другой человек, а вы поедете на Урал». Я это принял как волю Божию. Дело еще в том, что я много занимался с молодежью последние годы – преподавал в Тирасполе в педагогическом университете, в Кишиневе в семинарии, в Москве, и отправлять меня туда, где нет права проповедовать, читать лекции молодым людям, просто было бы убийственно для меня. И Патриарх сказал: «Воздержаться Вы не сможете, а рисковать Вами не буду».
– Наверное, надо пояснить нашим зрителям, что в Таджикистане есть небольшие проблемы во взаимоотношениях государства с религиозными организациями, там проповедь среди несовершеннолетних это уголовное преступление, как во времена Советского Союза.
– Да, действовать среди местного населения ты не имеешь права, потому что там большинство мусульмане; если хочешь – только своим, в пределах храма. Но, зная меня, Патриарх решил, что направлять меня не надо. Таким образом я оказался на Урале, 3 декабря Всенощную служил в Оренбурге, сослужил митрополиту Валентину, а уже 4 декабря мы вместе служили в Орске, родном теперь для меня городе.
– Значит, 4 декабря Вы впервые посетили и Вашу первую епархию, и епархию, в которой Вы – первый епископ. Перед началом программы наши зрители задавали такой вопрос: почему епископов переводят с места на место?
– Переводят с места на место, в первую очередь, чтобы поднять другую епархию. С другой стороны, митрополита Валентина не перевели, а дали ему нового помощника. Можете себе представить размеры Оренбургской области – сколько епархий? А здесь был только один митрополит. Поэтому это было мудрое решение Патриарха – назначить еще одного епископа.
– Зрители телеканала «Союз» митрополита Валентина хорошо знают: он ведет программу «Размышления о вечном». А в Оренбургской области нас в очень многих населенных пунктах смотрят – мы в кабельных сетях вещаем в том числе и в Бугуруслане, и в Бузулуке... Гай, Кувандык, Медногорск, Новотроицк, Оренбург, Орск, Светлый, Тоцкое, Энергетик, Ясный...
– В основном это города моей епархии.
– Значит, у зрителей телеканала «Союз» есть возможность увидеть Владыку Иринея и послушать, то есть сегодня первое, заочное пока знакомство будущей паствы с Владыкой.
– Владыка, верующие люди еще очень долго будут жить под впечатлением пребывания Пояса Пресвятой Богородицы в России – как Вы могли бы объяснить этот феномен, почему к святыне пришли миллионы людей?
– Вы знаете, это чудо, которое показывает, что вера наша не мертва, а жива, что Православная вера – истинная. Люди, прекрасно понимая, что оказаться на Афоне, в этом святом месте, не смогут, стремились использовать, может быть, единственную возможность в жизни приложиться к величайшей христианской святыне.
– Я, пользуясь возможностью, хочу попросить молитв всех наших зрителей об архимандрите Ефреме: многие, в том числе благодаря телеканалу «Союз», познакомились с этим удивительным старцем, – мы показывали записи всех его встреч на уральской земле: и со священнослужителями, и с мирянами, журналистами, монашествующими. Это были очень духовные беседы. К сожалению, по возвращении в Грецию отец Ефрем претерпевает скорби и искушения от нецерковных сил, так деликатно выразимся. У него сейчас не все просто в отношениях с греческими властями, снова начались нападки на Ватопедский монастырь. Поэтому я прошу молитв всех наших зрителей о страдающем от нападок антицерковных сил архимандрите Ефреме.
– А я хотел бы к этому добавить удивительные слова, которые произнес когда-то Достоевский: «Дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердца людей». Воистину, спасение совершается в храме, человек имеет возможность «стать Богом по благодати», по учению священномученика Иринея Лионского, здесь человек может славословить Бога вместе с ангелами и архангелами, здесь совершается его спасение. Естественно, силы зла восстают против человека. Так что после поездки по святым местам России, да еще дав возможность такому количеству людей приложиться к святыне, приехать на родину, вернуться обратно в монастырь без последствий... было бы как-то странно. Поэтому слава Богу, что и такие искушения и нападки бывают на Церкви, чтобы мы стали дружнее, чтобы мы молились друг за друга и возвышались.
– Владыка, давайте обратимся к вопросам, которые нам прислали зрители. Валентина из Челябинска спрашивает: «Как отличить волю Божию от нашей собственной воли, прихоти? И просим пояснить на каком-то примере, чтобы было понятно простому человеку».
– Надо подумать хорошо, совершить молитву и разделить мысли, которые приходят, – угодны они Богу или нет: тот поступок, который я совершу, приблизит ли меня к Богу, или наоборот? Это первое. А второе – стоит подойти к духовнику, совершить вместе с ним общую молитву, взять какой-то подвиг, и Господь откроет, как быть.
А примеры? Смотрите, когда Господь призвал Моисея на служение, это была воля Божия, Моисей сопротивлялся всячески: «Я не могу хорошо говорить, я не сумею правильно передать, я уже стар». На что Господь сказал: «Вот тебе помощник, вот тебе посох, ты будешь творить чудеса, и люди увидят и поверят тебе, иди». И он совершил молитву, взял посох и пошел. И здесь то же самое: если человек совершит молитву, Господь откроет, как ему поступать, так или иначе не оставит без внимания и без молитвенной помощи.
– Вопрос от Романа Смирнова: «Владыка, скажите, пожалуйста, вот я православный человек, хожу в церковь, бываю на службе, держу пост, но с недавнего времени стал изучать, открывать для себя новое что-то в культуре других народов, в том числе и их религию. Скажите, грех ли это? Ведь, например, покойный священник Даниил Сысоев изучал Коран и посвятил много лекций этой религии. Грех или не грех православному человеку, полезно или неполезно изучать другие религии?»
– Когда я был студентом Московской Духовной академии, спрашивал профессора Алексея Ильича Осипова, стоит ли читать неправославную литературу? И он сказал следующие слова: «Смотрите на собаку: когда поднимается ветер, идет пыль в глаза, она закрывает глаза и даже уходит в сторону, чтобы пыль не попала». Так что человек должен помнить: «Я живу здесь, на земле, одну жизнь, и если я буду успевать читать о своей вере, читать Священное Писание, и у меня еще появится время, то я могу взяться и изучать что-то чужое, а если нет, то зачем?».
Правда, есть люди, которые должны это изучать, чтобы дать ответ многим другим, которые спрашивают. В частности, отец Даниил Сысоев. Мы знакомы были, учились вместе, он изучал Коран, чтобы из ислама привести людей в Православие, показать многим, где истина, где ложь. И я изучал, и отец Даниил изучал, и другие священнослужители изучают основы других религий, но только лишь чтобы дать ответ вопрошающим. А простым мирянам изучать нужно в первую очередь Священное Писание и вероучение нашей Церкви и святых отцов. Нужно успеть спасти душу свою.
– Вопрос от Илоны Клинкович: «Изучая книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающемуся», прочла, что внимание к красоте лица это страсть. Но я работаю врачом-косметологом, и получается, что моя профессия – грех? Пожалуйста, помогите разобраться».
– Врачи – от Бога, и то, что они делают, это очень хорошее дело. Но если человек обращает внимание больше на любой предмет, чем на себя, мыслит больше о чем-то другом, а не о Боге, о ближнем, то, конечно, это грех. И хотел бы сказать по поводу врачей. Все считают, что священники – это священнослужители: они служат; офицер в армии служит, а врачи работают. А ведь врачи тоже служат, да еще как! Менять работу не надо. Но если кто-то приходит ради того, чтобы, сделав пластическую операцию, выглядеть лучше и соблазнить кого-то, то это грех. А если я поправляю даже свое лицо, чтобы выглядеть прилично в обществе, где я буду находиться, то здесь никакого греха не будет.
– Еще один вопрос: «Прошу подсказать, направить меня, чтобы не совершить неправильный поступок. У меня второй брак, но у мужа проблема с алкоголем и хранением верности, в то же время развод – грех. Как поступать?».
– Любой развод – это трагедия, но в данном случае грех совершает мужчина, так как ведет неправильный образ жизни. По большому счету, только потому, что муж изменяет, жена вправе уже подавать на развод. Но иногда жена в такой ситуации хранит семью ради детей и ради мужа, с надеждой, что он исправится. Я думаю, что этой женщине стоит подойти к священнику, поговорить, совершить молитву вместе с ним. Может быть, пригласить священника домой, он освятит квартиру, случайно встретится с ее мужем, поговорит с ним и поймет причины, какие есть в этой семье, и поможет их устранить. А если удастся священнику исповедовать, даже дома, мужа, то это будет великое дело: его коснется Божия благодать, будут новые силы у этого человека, и он начнет жить по-новому. Но и сама жена тоже должна думать, почему муж куда-то уходит, почему он выпивает, ведь иногда причина этого, может быть, и в ней самой.
– Валентина из Краснодара: «Мне выпал крупный выигрыш, будет ли грехом его получить?».
– Нет, не будет, это же ваш выигрыш, вы же ничего не украли. А если действительно по-христиански относиться, можно десятину от суммы выигрыша отдать нуждающимся.
– Владыка, Нина из Орска позвонила: «На днях мы встречали Владыку в храме Покрова Пресвятой Богородицы, в котором раньше был монастырь, – планируется ли восстанавливать этот монастырь?»
– Да, надеюсь, что со временем монастырь будет возрождаться. Но там нужны женщины, потому что это будет женский монастырь. Поэтому если есть желание приходить и хотя бы первое время совершать совместную молитву, читать Псалтирь, Новый Завет – пожалуйста, приходите. Если сможете еще чем-то помочь, будем рады, а если захотите остаться в монастыре, то еще больше будем рады.
– «В чем суть покаянных канонов? – спрашивает Фотиния. – Для чего их нужно читать перед Причастием?».
– Любая молитва, и перед Причастием, и перед любым делом показывает мое недостоинство, чтобы я понял, что я приступаю к великой святыне, к Богу, сам будучи еще и неготовым, показывает, что я и не достоин. И мы только просим, чтобы Господь смилостивился над нами и допустил бы нас к Причастию. Молитва показывает, что я никто, что как раз мне и нужен Спаситель. Можно себе представить человека, который отдыхает на берегу моря, и человека, который тонет. Если кто-то из них увидел в воде бревно, кто будет радоваться? Конечно, погибающий, тот, кому нужен Спаситель, и, конечно, тот человек начнет кричать: «Господи, спаси меня, ибо я погибаю».
У меня совсем недавно спрашивали, почему необходимо приходить в храм? Приходить в храм необходимо, чтобы взять оттуда что-то: взять Христа, взять Причастие. Милостыню можно творить где угодно, и по дороге в храм, и просто по дороге на работу, молиться можно дома и в любых других местах, как апостол Павел сказал, а вот Причастие можно взять только в храме. И ради Причастия человек и ходит в храм и должен приходить и причащаться. Эти молитвы направлены к тому, чтобы человек достойно причащался в храме Божием.
– Владыка, раз уж мы заговорили о Причащении... Существуют два взгляда на это величайшее таинство: согласно одному из них, причащаться часто нельзя, достаточно причащаться несколько раз в год, а согласно другому, причащаться надо как можно чаще, потому что иначе Литургия превращается в какой-то спектакль. Какая точка зрения Вам ближе?
– Я считаю, что диакон совершенно четко говорит: «Со страхом Божиим приступите, вкусите и увидите, яко благ Господь». Поймите, служба совершается ради Причастия. Вечерняя служба – это подготовка к Литургии, вся Литургия – подготовка к Причастию. И когда диакон выходит через Царские врата и призывает людей приступать к Чаше Господней, а никто не приступает – это страшно. Чем чаще человек причащается, тем лучше, потому что человек готовится: если я сегодня причастился, я уже готовлюсь к следующему разу. Может быть, это будет через две недели, может быть, через месяц, но это будет подготовка сознательная. А если я буду знать, что буду причащаться три-четыре раза в году по постам, то могу себе сказать: «успею, до следующего поста еще долго, покаюсь, накануне три дня пост буду держать, и все» – это будет неверно. К следующему Причастию нужно готовиться сразу после состоявшегося Причащения.
– Вот несколько вопросов про пояски, освященные на Поясе Божией Матери, которые раздавались людям. Один от Виктора, из Екатеринбурга: «Можно ли эти пояски стирать?»
– Лучше беречь, лучше хранить так, чтобы не нужно было их стирать.
– Насколько я помню, отец Ефрем отвечал, что если человек на себе этот поясок носит постоянно, то стирать можно, но воду после этого выливать в непопираемое место... И второй вопрос: можно ли разрезать эти пояски и их частичками делиться с ближними?
– Если случилось так, что не у каждого есть этот поясочек, конечно, их можно делить, это же святыня. Мы знаем, что даже и мощи святых делят, чтобы они находились сразу во многих местах и как можно больше людей могли бы к ним приложиться. В этом случае – да, лишь бы только не было кощунства по отношению к святыне.
– Дмитрий Сергеевич из Тамбова: «Владыка, расскажите, как правильно подготовиться к таинству Соборования, можно ли собороваться Рождественским постом или это делается только Великим постом?».
– Каким образом собороваться? Хорошо бы пойти на Исповедь и исповедаться накануне. Конечно, принять душ, подготовиться и помнить, что человек приступает к святыне. Да и одежду тоже надо соответствующую надеть. Христиане должны ходить на соборование и собороваться, а после хорошо бы причаститься. Сколько собороваться раз в году? Принято один раз в году, но если человек болеет, если ему плохо, то можно и несколько раз.
– Любовь из Челябинской области: «Я не подхожу ко кресту и на Помазание – когда-то произошла размолвка с батюшкой, и поэтому я не подхожу. Скажите, грех ли это?».
– По-любому, если у вас что-то случилось с батюшкой, это уже грех. Кто прав, кто виноват, искать не надо, но подойти и поговорить со священником, просить прощения друг у друга и достойно приступать к Чаше Господней необходимо. Кроме того, необходимо помнить, что человек подходит не к конкретному священнику, а он подходит ко Христу, целуя крест, он целует Христа и от этого изображения он переходит к Первообразу. Он чтит Христа, поэтому и подходит и целует крест, понимая, что через Его Крест пришло наше спасение.
– А не конкретного батюшку он почитает, который, может быть, даже в этом конфликте был не совсем прав (может ведь и такое быть).
– Да, просто необходимо подойти и разобраться, потому что она должна приступать к Причастию, будучи достойной.
– Андрей из Липецка задает такой вопрос: «Как во время поста справиться с курением?».
– Почему только во время поста? Всегда надо стремиться бросать, и помнить, что здоровье – это дар Божий, и его надо беречь. Человек, который курит, здоровым не будет, врачи об этом говорят. Ради этого хотя бы стоит воздерживаться, и не только во время поста, но всегда.
– Вопрос (так скажем, сердитый) от Николая. Он спрашивает: «Когда главным предметом в православных учебных заведениях станет не составление служб и способы торговли в храмах, а налаживание настоящей приходской жизни на местах, возрождение духовности общества, чтобы каждый выпускник семинарии мог и создать приход и общину в любви, и поддерживать духовную жизнь в этой общине? Повторюсь, главным предметом сегодня должно стать возрождение приходской жизни, пастырства, а потом уже всего остального».
– Я скажу, что Патриарх Кирилл об этом давно говорит, и в Москве, по большому счету, не увидишь в храме торговли. Наоборот, есть конкретные службы при храмах, которые занимаются и молодыми, и старыми людьми, есть дежурный священник, к которому можно подойти и поговорить.
– Вам с опытом трудов в Новоспасском монастыре, наверное, в Орске будет легче это все реализовать, в том числе и работу с молодежью.
– Да, надеюсь, что с Божией помощью нам и в Орске удастся реализовать те молодежные программы и проекты, которые прошли апробацию в Новоспасском монастыре.
– Евгений из Екатеринбурга спрашивает, какое хобби может быть у православного мужчины?
– Чтение книг, как исторических, так и церковных – это очень хорошее дело; воспитывать правильно детей своих, даже совершать какое-то общее дело – пойти и поработать, помочь кому-то, да просто заниматься зарядкой, это тоже хобби и полезно для здоровья.
– А, допустим, шахматы?
– Если ты играешь, чтобы развивать логическое мышление – это одно, а если думаешь так: «вот, товарищ меня обыграл, значит, он умнее, он лучше меня» – то в этом уже кроется грех.
– То есть страсти не должны зарождаться. А рыбалка?
– Тоже. Если я иду ловить рыбу, потому что это необходимо для жизни, чтобы прокормить себя, это одно, а если просто чтобы убить время, выпить, то, конечно, это плохо.
– То есть у православного мужчины хобби могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они вреда душе не наносили.
– Верно. Надо понимать, что если этот предмет становится богом для меня, я не могу от него оторваться, то это плохо. В принципе, тот же телевизор для многих людей становится божеством, а это страшно.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
"Православная газета"
№3 (660) / 16 января 2012 г.