Вопросы пастырю. Церковь и наука
- Почему у Церкви и науки такие большие противоречия в отношении дат появления человечества? Если я не ошибаюсь, по-церковному календарю сейчас 7522 год. А ученые после археологических раскопок иногда находят человеческие останки и определяют их возраст иногда более чем 40 тысяч лет. Как это объяснить?
Олег Владимирович
Отвечает иерей Максим Бражников, настоятель храма святой преподобномученицы княгини Елисаветы ст. Губерли г. Новотроицка:- Здравствуйте!
Строго говоря, чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться, кто все же занимается точной датировкой сотворения мира – Церковь или научное сообщество? В Церкви не подвергаются сомнению только догматы – о Боге Троице, о Христе Спасителе, о природе Церкви, о Писании и Предании. Краткая сумма непреложных истин, в которые верует каждый христианин, дается в Символе Веры, в котором не призывается человек веровать, что мир сотворен или более 40000 лет назад, или более 7000 лет. Точная датировка этого момента – привилегия научного сообщества.
Для Церкви в центре всего стоят отношения Бога и человека. Соответственно, дата, на которую опирается Она – более 7000 лет – говорит о начале человеческой истории, когда Адам и Ева начали свое бытие в раю. Дата Рождества Христова (примерно 5508 год после сотворения мира) была вычислена очень приблизительно средневековым монахом Дионисием Малым, опираясь на те исторические данные, которые были актуальны для того времени. Церковь никогда и не предлагала всему остальному миру как непреложную истину, веру в то, что мир создан более 7000 лет назад, поскольку Священное Писание никаких данных на этот счет не дает – об этом говорит Предание – и это именно хронология Церкви, а не всего мира.
Что касается датировки человеческих останков, возраст которых путем проверки радиоуглеродным анализом устанавливается как достаточно большой, следует заметить, что этот метод недостаточно совершенен, и много раз давал ошибки. Можно также отметить и такой интересный момент, как нахождение в одном археологическом пласте окаменелостей возрастом в 30000 лет вместе с останками, возраст которых составляет не более 1000 лет. Как это объяснить?
Наконец, отметим и тот момент, что сами по себе научные данные по этому вопросу всегда вписывают в рамки двух мировоззренческих концепций – креационизма и эволюционизма. Это именно мировоззренческие концепции, которые всегда тенденциозны – эволюционисты вписывают археологические находки в свои геохронологические таблицы, креационисты (младоземельные и традиционные) найдут для них свои объяснения. Все эти исследования находятся за рамками собственно церковного учения и являются предметом изучения и дискуссий именно в научном сообществе. Церковь не занимается этими вопросами, поскольку ее задача – спасение человека, верующего во Христа Спасителя и Священное Писание.
– Здравствуйте. Меня очень интересует вопрос о смысле жизни, поэтому я пытаюсь рассмотреть его с разных позиций, анализируя и сопоставляя различные точки зрения. Вот, например, я хотел бы узнать ваше мнение о трудах Майкла Ньютона
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B8#.D0.A1.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5). Они ведь основаны на исследованиях, которые нельзя просто игнорировать. Кроме того, если разобраться, то, что написано в его книгах, не противоречит Библии, а дополняет её, рассказывая о Царстве Божием, в котором всё прощается и все друг друга любят. Очень хотел бы узнать ваше мнение по этому вопросу.
С уважением, Евгений
Отвечает иерей Максим Бражников, настоятель храма святой преподобномученицы княгини Елисаветы ст. Губерли г. Новотроицка:– Здравствуйте, Евгений!
Отношение к трудам М. Ньютона в научной среде такое же, как и к так называемой популярной психологии. Церковь, исследуя подобного рода сочинения, руководствуется своего рода здоровым скептицизмом, особенно в области того, что касается эзотерических трудов о душе. Дело в том, что в эзотерике отсутствует единый понятийно-терминологический аппарат, есть только его некоторые расплывчатые конструкции (например, понятия «энергетика», «душа» и т.п. в большинстве случаев каждый эзотерик понимает по-своему). Соответственно, нормальный диалог с такого рода писателями очень сложен. В эзотерических трудах также порой абсолютно отсутствуют авторитетные мнения – или же они настолько полярны, что ситуация становится абсурдной: например, чтение одновременно Д. Андреева и Р. Штейнера, которые совершенно о разном писали.
Что же касается Ньютона, то перед нами труд из области популярной психологии, которая от настоящей науки так же далека, как Марс от Солнца. Используются факты, полученные в результате опытов гипноза, ценность которых достаточно спорна. Автор пытается вне какой-либо религии общими понятиями описать сущность души, проводит «типологию душ», оперирует оккультными терминами вроде «духовной энергии» и т.п. Надо сказать, что такие опыты далеко не новы – ими занимались и Карл Густав Юнг, и другие известные психиатры с целью узнать природу души. Но одно дело, что тот же Юнг в своих наблюдениях приходит к выводам, которые можно признать научными, Ньютон совершает другую ошибку: сам по себе феномен, явление, видение или переживание еще не приводит к выводам, которые он ставит, – он может просто существовать. Дальше включается тенденциозность – придать увиденному именно то значение, которое ты хочешь. И здесь уже кончается научный метод и начинается чистый полет фантазии.
На рубеже 90-х была такая книга В. Вейника «Почему я верю в Бога». Она была крайне эффективна с точки зрения того, что прочитавшие ее люди часто становились верующими. Но вот методы, которыми пользовался автор, порой напоминали чистый оккультизм вместо православного учения – там и торсионные поля, и видения, и математические подсчеты, и «вес души», который можно измерить… Уверовать, конечно, можно, вопрос только – в кого?
Если Вы желаете действительно узнать православное учение, на этот счет могу порекомендовать в помощь недавно вышедшую книгу протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии». В ней дается комплексное научное описание православного учения о человеке: что такое душа, дух, разум, сердце человека с точки зрения богословия, а главное – зачем мы здесь, в чем смысл жизни. Научность этой книги в том, что она основана на авторитетных построениях писателей и Отцов Церкви с I по XX вв (такого труда, кстати, еще не выходило за весь описываемый период), а также на психологических и философских конструктах, имеющих признание во всем научном мире.
Предваряя интерес, позволю заметить, что не так давно известный музыкант Борис Гребенщиков в одной из песен смог «нащупать» околохристианское понятие нашего смысла жизни: «У каждого в сердце разбитый гетеродин». То есть утрачен наш контакт с Богом, утрачено наше предназначение – быть всегда с Ним в общении и после смерти жить вечно и царствовать с Богом – следовательно, в этой жизни эту связь надо вернуть, найти и не потерять.
И его же самокритичная цитата по поводу причины разговора: «А чем выше залезаешь в астрал, тем больше несешь дребедень». Мир духовный совсем не благ во всех своих областях – духи злобы поднебесной прежде всего предпринимают атаки на наш разум. Поэтому прежде чем после сильного голода бросаться сразу на все исследования в области души и смысла жизни, лучше приобрести элементарный научный скепсис. Господь, видя наше желание познать истину, нам поможет обязательно. И эта истина нас от ложных учений освободит гарантированно.