Вопросы пастырю. Храм и богослужение
Вечер добрый! Была несколько раз новом храме на Васнецова, хотела поставить свечу...но к сожалению мне это сделать не разрешили. Объяснили, что росписи на стенах от этого портятся и попросили прийти во время службы, чтоб зажечь свечу. Сказали так решил настоятель церкви...мне стало очень обидно.... это музей или храм? Испокон веков люди могли поставить свечу и помолиться тогда, когда им этого хочется. а не тогда , когда разрешит настоятель....Объясните мне, почему так происходит?
Светлана
Отвечает настоятель храма Казанской иконы Богородицы иерей Максим БражниковЗдравствуйте, Светлана! Сейчас можно зажигать свечи в любое время, Вам никто не будет в этом мешать.
Давно хотелось обратиться к епископу Орскому и Гайскому с вопросом. Почему-то в последнее время ,посещая церковь,особенно на пл.Васнецова,я не могу поставить свечу и зажечь её. Мои попытки сделать это пресекаются каким-то появляющимися вдруг служительницами (если их можно так назвать),такое впечатление будто они специально провоцируют на негативное отношение к установившимся православным традициям. Почему нельзя поставить в храме свечу перед ликом господним не тогда,когда идёт служба,а в другое время ? Хотелось бы услышать или прочитать внятный ответ на мой вопрос,который постепенно превращается в большую проблему. Я думаю,что со мной солидарны многие прихожане....
Владимир
Отвечает настоятель храма Казанской иконы Богородицы иерей Максим БражниковЗдравствуйте, Владимир! Вообще-то, сейчас свечи зажигать среди дня разрешено. Но даже если сотрудник храма не зажжет ее днем, будьте уверены, что на ближайшей службе она обязательно будет гореть.
Здравствуйте! Хочу узнать, а священники хоть иногда замечают и смотрят как ведут себя бабки в церкви? В нашей семье случилось горе, папа заболел раком.Когда я приехала на похороны мне мама и рассказала как с ней обращались в церкви типа верующие люди. Моя мама пришла в кафедральный собор св. вмч. Георгия Победоносца, чтобы заказать сорокоуст за здравие. Также для дома купила свечи и решила спросить у одного \\\"божьего одуванчика\\\" куда ещё можно поставить свечу за здравие на что был получен гневный ответ - вам пора уже и самим знать куда свечи ставить надо! и отвернулась! Мама опять спросила у неё ( т.к. эта бабка ближе всего к ней стояла)- Но всё же куда можно свечу поставить? Она ей опять как заорёт-куда хотите туда и ставьте! И таких случаев не мало! А сколько мне делали замечаний в этой же церкви- до маразма доходило! Если вы хотите чтобы к вам ходила молодёжь не пора ли разобраться с такими случаями? В церкви вздохнуть спокойно нельзя боясь сделать что либо не так, сразу бабки накинуться. А моя мама? вы думаете, её в церковь тянет ходить после такого обращения?
Марина
Отвечает настоятель храма Казанской иконы Богородицы иерей Максим БражниковЗдравствуйте, Марина! Конечно же, нам эти случаи известны, и кафедральный собор далеко не последний в этом списке храмов, где делают такие замечания. И такие вопросы получать всегда печально.
Что скажу? Да, сотрудники храма настрого предупреждены о том, что за грубость они будут уволены. Да, уже 13 лет с момента основания храма на Васнецова священники, настоятель каждый день на проповеди просят людей не грубить тем, кто зашел в храм первый раз. И даже больше – подобные просьбы мы адресуем еще с 90-х годов нашим постоянным прихожанам. Результат нулевой.
Почему так? Причина в смене поколений. Когда-то наших бабушек называли «белыми платочками, которые спасли Церковь». Но это относится больше к времени послевоенному, когда каждого нового человека, приходящего в Церковь, встречали с любовью, и пожилые прихожанки носили именно белого цвета платки, как символ радости наперекор безбожию. Сейчас «костяк» наших бабушек составляют как раз те, кто в 50-60-е годы были комсомолками, и вот именно их комсомольский задор сохранился сквозь время. И побороть его в таком возрасте невозможно, увы, ничем – возраст делает свое дело. Сделает замечание таким бабкам священник, даже и от Причастия отлучит – побоку. Как не бросить курить в 80 лет, так и от этой привычки избавиться невозможно. А полиции своей у нас нет, чтобы таких бабушек из храма удалять и подвергать штрафам и наказанию.
Могу сказать только одно – все мы, священнослужители, миряне, в свое время через эту преграду прошли. Доброе слово или молчание в ответ всегда действуют лучше всякого оружия. Мы приносим свои извинения Вам и Вашей маме.
– Здравствуйте, как решается вопрос о продолжении строительства храма в городе Гае?
Андрей
Отвечает протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, настоятель кафедрального собора св. вмч. Георгия Победоносца:– В Гае новый настоятель – протоиерей Игорь Никифоров. Он принимает дела, вникает в ситуацию, ему нужно немножко времени. Но он уже встречался с руководством Комбината и обсуждал этот вопрос. Может быть, ему придётся съездить и в Екатеринбург для решения этого вопроса. Однозначно можно сказать, что о.Игорь этот вопрос решает.
– По роду службы мне часто приходится ездить по разным уголкам России. Бываю на службах в храмах самых разных городов. И везде одна и та же картина. В храмах катастрофически мало мужчин, их везде можно по пальцам пересчитывать. В большинстве своем – женщины, чаще преклонного возраста. Особенно остро это чувствуешь, когда показывают по ТВ мусульманские праздники, так у них на молитвах – целое море мужчин. А где же наши мужики? За все время посещения храма, а исповедуюсь и причащаюсь я уже почти 20 лет, ни разу не слышала проповедей на эту тему или каких-то бесед священников. Нахваливают женщин: «Наши жены-мироносицы, наши молитвенницы!». А где же молитвенники? Только не говорите, что молитвенники – священники. Это так. Но священников в Орске 25 человек, а население – почти 300 тысяч. Что делают батюшки, чтобы воцерковлять мужское население? Или с женщинами проще?
Тамара Викторовна
Отвечает иерей Максим Бражников, настоятель храма святой преподобномученицы княгини Елисаветы ст. Губерли г. Новотроицка:– Уважаемая Тамара Викторовна!
Вопрос, который Вы ставите, действительно очень болезненный для нашей страны и особенно для нашего города. Конечно, нельзя сказать, что в храмах Орска и других городов епархии практически нет мужчин, но их количество действительно невелико.
Дело в том, что в проповеди мы не делаем гендерных различий – нет специальной какой-то политики для проповеди среди мужчин или среди женщин. Проповедь христианства обращена ко всем людям, так как «во Христе нет… мужеского пола и женского» (Гал. 3, 28). Вопрос в том, кто на эту проповедь откликается. В Священном Писании мы видим, что первыми о Воскресении Христовом узнали именно женщины – они раньше всех, рискуя быть взятыми под стражу, пришли ко гробу с твердым намерением довершить обряд погребения тела Иисуса Христа. Женщинам свойственна самоотверженность, которой иногда могут позавидовать многие мужчины.
Что же касается малого количества мужчин – смотрите, ведь их мало везде. В рабочих коллективах часто руководящую роль играют женщины, в школах со второй половины 20 века большая часть педагогов – тоже они. Увы, но лучшая мужская часть населения была уничтожена войной 1941-45 гг. и этническими конфликтами. Другая проблема – алкоголизация населения.
Наше духовенство стремится разрешить эту проблему именно теми средствами, которые в нашем распоряжении – на приходе мужчины всегда заняты (в алтаре, на клиросе, на хозяйственных работах и не только). Среди населения стараемся проводить работу по профилактике и реабилитации алкоголизма для тех, кто этим страдает. Проводится и работа с молодежью. Здесь и лекции в вузах, медицинских учреждениях, словом, везде, где нас желают видеть. Самый главный враг наш здесь – это инертность человека, его лень, нежелание трудиться. Этот недуг и косит в основном наших потенциальных прихожан-мужчин. Поэтому проблема не лежит в одной плоскости, и на ее решение требуется очень много времени.
Отвечает иерей Сергий Кваша, благочинный Новотроицкого округа:– Уважаемая Тамара Викторовна! В своей миссионерской деятельности Святая Церковь с Апостольских времён и до сего дня помнит слова Священного Писания: «…Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе…» (Гал. 3, 27-28).
Помня причту Господню о сеятеле, священники сеют Слово Божие и: «… при дороге…, …и в каменистом месте…, … и в тернии…, … и в хорошей доброй земле…» (Мф. 13, 1-23). Женщины быстрее реагируют на Божий призыв по причине того, что их система восприятия окружающих реалий отличается от мужской. Мужское восприятие жизни опирается на разум, на логику, на анализ, на углублённое и всестороннее изучение полученной информации – мужчины смотрят на земные вещи сквозь призму своего ума!
Женщина напротив, более чувствительное, более нежное и ранимое существо – она живёт больше эмоциями и душевными переживаниями и воспринимает окружающий её мир сердцем (т.е. чувствами), а через сердце, уважаемая Тамара Викторовна, можно намного быстрее прийти к Богу, чем через ум (к тому же повреждённый грехом)!
Как хорошо сказал о чувственной природе женщины наш русский поэт Н. Некрасов: «… коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…», т.е. она не думает, не размышляет – сможет ли остановить несущегося во весь опор скакуна или как ей безопасно войти в пылающее огнём здание? Нет! Её сердце (её чувственная природа) подсказывает ей – надо! И она действует не колеблясь! Мужчина же, напротив, будет семь раз отмерять, т.е. всё взвешивать, сопоставлять, а потом уж отрезать! Бог с Его чудесами трудно принимается разумом – как это Всемогущ? Вечен? Вездесущ? Бессмертен? Как это воплотился – материализовался (вочеловечился)? Как это творил чудеса? Как это Воскрес? Как это … - и РАЗУМ уже не даёт ВЕРЕ места в душе человека, а через СЕРДЦЕ ВЕРА принимается гораздо быстрее!
К Вашему сведению, уважаемая Тамара Викторовна, именно поэтому (по принципиально разному восприятию окружающего мира мужчиной и женщиной) сатана и стал искушать в Раю не Адама, а Еву, т.е. чувственную природу человечества.
– Скажите, пожалуйста, по собору Петра и Павла Новотроицка!
Я занимаюсь ритуальными услугами, как и несколько организаций в городе. Пришел в собор новый настоятель отец Сергий и метет метлой непонятно куда! Ведет себя неадекватно.
«Мы будем решать время отпевания», «У нас все церковные принадлежности покупайте – нам тоже жить надо» и т. п. И остальное в том же духе.
Получается не очень хорошая ситуация с отцом Сергием.
У нас не Медногорск. Если Вы не решите проблему, напишу ПАТРИАРХУ!
Ко мне присоединяются все наши ритуальные службы.
Татьяна
Отвечает иерей Сергий Кваша, благочинный Новотроицкого округа: – Уважаемая Татьяна!
Отвечая на Ваше недоумение по поводу церковного чина отпевания усопших православных христиан в г. Новотроицке, хочу обратить Ваше внимание на слова присяги, которую даёт ставленник перед рукоположением в священный сан диакона или пресвитера (священника):
«Я, нижепоименованный, призываемый ныне к служению пресвитерскому (диаконскому) обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Крестом и Евангелием в том, что желаю и при помощи Божией всемерно буду стараться проходить служение во всем согласное со словом Божиим, с правилами церковными и указаниями священноначалия.
Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя…»
26 августа 2013 года наш правящий архиерей, епископ Орский и Гайский, приглашал Вас, уважаемая Татьяна, в числе других представителей ритуальных агентств г. Новотроицка в Орское епархиальное управление для того, чтобы решить упомянутый Вами выше вопрос церковного чина отпевания усопших православных христиан на канонической территории Новотроицкого благочинного округа. На этой встрече, уважаемая Татьяна, Вы слышали, как владыка Ириней довёл до сведения всех присутствующих следующее:
с 1 сентября 2013 года духовенство г. Новотроицка совершает церковный чин отпевания усопших православных христиан ТОЛЬКО В ХРАМЕ, В ДОМЕ (КВАРТИРЕ) или В ПРОЩАЛЬНОМ ЗАЛЕ, расположенном при городском ритуальном агентстве. К примеру, очень удобно для верующих людей сделало прощальный зал ритуальное агентство в г. Медногорске. Там при ритуальном агентстве существует прощальная комната – большое, просторное помещение с кондиционером и оборудованными местами для сидения больным и пожилым людям. В прощальном зале на стенах висят православные иконы, перед которыми стоят подсвечники, где родственники имеют возможность возжечь церковную свечу и помолиться об упокоении души усопшего человека. В зале имеется стенд с церковной информацией по городским храмам (с указанием контактных телефонов) – где и когда совершаются Божественные литургии и заупокойные панихиды, православный церковный календарь (с указанием постных дней в году и Вселенских родительских суббот), а также много другой полезной духовной информации.
Уважаемая Татьяна, присутствуя на этой встрече, Вы должны были бы помнить, как Преосвященнейший Ириней был обеспокоен тем фактом, что в г. Новотроицке священники совершали чин отпевания на городских улицах (возле подъездов)! В мороз, в жару, дождь, в любую непогоду люди вынуждены были собираться возле подъезда дома, где жил покойный человек, и испытывать климатический дискомфорт под открытом небом, ожидая пока привезут священника, пока подвезут гроб с телом, пока священник будет совершать полчаса чин отпевания, затем ещё 10-20 минут прощания родных с телом усопшего сродника – всё это слишком неудобно для людей! Это трудно даже молодым людям, а тем более лицам пожилого возраста, пенсионерам. К сожалению, очень часто при «уличных отпеваниях» можно было увидеть такую картину: одни люди стоят возле гроба и молятся, а другие тут же возле гроба громко разговаривают и позволяют себе даже курить – это неправильно. В храме же все желающие родственники совершают молитву и никто не разговаривает, а тем более не курит!
Хочу напомнить Вам, уважаемая Татьяна, слова епископа Иринея о том, что если нет в Новотроицких ритуальных агентствах такого помещения, то было бы хорошо для верующих новотройчан его подготовить! А пока такового прощального зала не существует – все ОТПЕВАНИЯ СОВЕРШАТЬ ТОЛЬКО В ХРАМЕ ИЛИ ДОМА!
С первого сентября по благословению владыки Иринея духовенство г. Новотроицка не будет больше в поспешном порядке совершать отпевание за 10 минут, но как положено по церковному чину – не менее 30 минут!
Согласно Уставу Местной религиозной организации православного прихода храма святых апостолов Петра и Павла г. Новотроицка Оренбургской области Орской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) главы XI «Имущество и средства прихода», статьи 11.1 средства прихода образуются из пожертвований в связи с совершением богослужений, таинств, треб, а также иных религиозных обрядов и церемоний;
из пожертвований в связи с распространением предметов религиозного назначения… То есть родственники покойного приобретают предметы религиозного назначения с церковной православной символикой и атрибутикой (погребальное церковное покрывало, разрешительная молитва, венчик, крест (в руку покойного), свечи, лампадное масло, иконы, лампадки и другие предметы религиозного культа) ТОЛЬКО В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ ГОРОДА НОВОТРОИЦКА! Этим приобретением родственники жертвуют свою лепту об упокоении души умершего НА НУЖДЫ БОЖЬЕГО ХРАМА! При этом владыка Ириней разрешил ритуальным агентствам г. Новотроицка до начала 2014 года продать все свои (неизвестно где приобретённые и не освященные Церковью) предметы религиозного назначения, а с 1-го января 2014 года всё необходимое для чина церковного погребения родственники усопших самостоятельно (без посредников – ритуальных агентов) будут приобретать В ХРАМЕ!
На встрече с представителями ритуальных агентств г. Новотроицка владыка Ириней сообщил, что время совершения чина отпевания отныне должно оговариваться между двумя сторонами – родственниками умершего и духовенством. Владыка заметил и подчеркнул, что ритуальные агентства г. Новотроицка с 1 сентября 2013 года могут лишь предложить родственникам умерших номера телефонов православных храмов г. Новотроицка, но выбирать храм, где будет удобно родственникам отпевать душу покойного человека или же приглашать священника (самостоятельно выбранного ими храма) на дом – это право оставить за самими родственниками усопших!
Епископ Ириней довёл до сведения представителей ритуальных агентств города Новотроицка, что на городском кладбище есть православный храм, где более всего будет удобно горожанам совершать чин отпевания и прощания с близкими умершими людьми.
В заключение скажу Вам, уважаемая Татьяна, следующее: оставьте, пожалуйста, Святой Матери-Церкви дарованное ей Самим Господом Богом и Конституцией Российской Федерацией право осуществлять свою религиозную деятельность (в частности – церковное отпевание наших умерших братьев и сестёр по вере)! Церковь относится к телу умершего человека, как к Храму Духа Святого!
«…Во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь, интересы или выгоду, но славу Божию; благо Святой Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех Святых. В заключение сего клятвенного обещания моего целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». (Ставленническая присяга).