ГАЙ. 7 ноября 2017 г. Во вторник седмицы 23-й по Пятидесятнице в Петропавловском храме состоялась Божественная литургия с поминовением всех православных христиан, пострадавших от рук безбожников. Накануне прошла вечерня.
Заупокойное богослужение совершали: благочинный Гайского округа, настоятель кафедрального собора св. прав. Иоанна Кронштадтского протоиерей Игорь Никифоров; настоятель храма святых апостолов Петра и Павла иерей Виталий Кудрявцев и диакон кафедрального собора св. прав. Иоанна Кронштадтского Димитрий Патоска. За богослужением пел хор храма святых апостолов Петра и Павла. Священнослужители вознесли молитвы о православных христианах «за правду Божию и Церковь Христову мучения претерпевших, в годину лютых гонений от безбожников убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся» и обо всех, невинно пострадавших в эпоху политических преследований.
По окончании молитвословий протоиерей Игорь Никифоров обратился к собравшимся со словом назидания, в котором особо подчеркнул, что сегодня, 7 ноября, исполнилось 100 лет со дня октябрьского революционного переворота 1917 года, унесшего жизни миллионов людей и положившего начало периоду гонений на Церковь Христову в странах бывшей Российской империи:
– В 1918 году Поместный Собор Русской Православной Церкви определил совершать поминовение всех, убиенных за веру во время гонений в первое воскресенье после 7 февраля – дня исповеднической гибели священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Ни отцам Собора, ни кому бы то ни было другому в России и в ночном кошмаре не могло привидеться, каким страшным пророчеством обернётся это решение. Гражданская война только начиналась, и старец-митрополит был первой её жертвой. Могло ли прийти кому-нибудь в голову, что вслед за ним на Русскую Голгофу взойдут десятки миллионов наших соотечественников. Думал ли кто-нибудь, что в стране, которая девять веков исповедовала веру во Христа Распятого и Воскресшего, и исповедовала так истово, так глубоко, так ревностно, что по праву заслужила наименование Третьего Рима, что в этой стране этот самый, некогда православный, народ будет убивать священников и монахов? И как убивать! … Но даже не это самое страшное. Убитые – убиты. А какова была участь оставшихся в живых? Участь тех, кто каждую ночь ждал ареста, глумления, издевательств? Каково было остаться жить и долгие десятилетия провести в неизбывном, леденящем страхе, страхе, парализующем волю, заставляющем безропотно поднимать руки, голосуя за расстрелы новых и новых «врагов народа», страхе, принуждающем сжигать иконы и священные книги и воспитывать своих детей в оголтелом атеизме только для того, чтобы дети выжили… Сегодня мы вспоминаем всех их: убитых и умерших своей смертью, стойких исповедников веры и слабых, испугавшихся и отрёкшихся. Но вспоминаем мы сегодня их слезы, их страдания, их неизбывную скорбь не для того, чтобы отомстить их мучителям... Мы молимся сегодня обо всех … ведомых и неведомых … молитвой о прощении и примирении.
Мы делаем это для того, чтобы наша молитва о них стала не только жертвой умилостивления и примирения, но и предупреждением нам, ныне живущим. Если целый народ, девятьсот лет молившийся Спасителю мира, не устоял в вере и предал своего Бога, то где гарантия, что и мы, ныне пребывающие в Церкви, устоим, когда придёт час испытаний? … Если нам удастся сохранить веру и надежду, не повреждённую грехом, – значит, кровь и слёзы наших православных сродников были пролиты не напрасно.
Полная проповедь протоиерея Игоря доступна по ссылке.
Искренне надеемся, что глубокие, проникновенный слова и призывы не останутся лишь словами. Но это во многом зависит от нас самих!
Ирина Алегина
Фото автора