ОРСК. 09 – 18 июня 2012 г. Получив благословение от настоятеля храма
Преображения Господня протоиерея отца Александра, группа паломников в количестве девяти человек во главе со мной, Федором Одеговым, на микроавтобусе Форд - Транзит выехала из г. Орска в паломническую поездку по святым местам России. За 10 дней нам предстояло подружиться, съесть не один «пуд соли» и проехать не одну тысячу километров.
Первая остановка произошла в Покровских пещерах, которые находятся на трассе Оренбург-Бузулук, между Переволоцком и Новосергиевкой. Рассказав паломникам, что они смогут посетить за 1,5 часа свободного времени, я остался отдыхать в автобусе, в сосновом лесу. Правда, отдых не получился, т.к. подъехал лесной патруль с требованием оплатить штраф за въезд в лесную зону. Но, узнав, что мы паломники, они нас простили. После посещения пещер и погружения в Святой источник (в котором побывали все и даже не один раз) мы двинулись дальше. К вечеру прибыли в Самарскую область, в Ташлинский женский монастырь, где нам предстояло провести ночь. Ночевали паломники в плацкартном вагоне, приспособленном под гостиницу. Утром, побывав на источнике и приложившись к иконе « Избавительница от бед», мы двинулись дальше. Днем пересекли реку Волгу в г. Ульяновске, а вечером уже подъезжали к Дивееву. Но прежде посетили с. Суворово, где находятся мощи мучениц Евдокии, Дарии, Марии, которых отряд большевистских карателей расстрелял в августе 1919 г.
Вечером второго дня нашего путешествия, побывав на крестном ходе по Богородичной канавке Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, мы прибыли в частную гостиницу, где нас ожидали баня и свежезаправленные кровати. Ранним утром паломники пошли на службу, приложились к мощам Серафима Саровского, и в обеденное время мы выехали из Дивеево на источник Серафима Саровского в с. Цыгановку. Погрузившись в целебный источник и набрав святой воды, мы двинулись в путь. Через три часа прибыли в древний город Муром к мощам святых Петра и Февронии, а также к мощам муромских Благоверных князей Константина, Михаила, Федора. В Муроме шел проливной дождь, но он не помешал нам посетить два древних монастыря, в которых находятся эти мощи.
И вот снова в пути. На этот раз к вечеру мы должны прибыть во Владимир, до которого еще надо было проехать 140 км. Хотя я и обещал паломникам показать Успенский кафедральный собор г. Владимира, но автомобиль – не самолет, и к собору мы подъехали около 20 часов местного времени. Конечно, он был закрыт, на воротах висели замки, вокруг сияло солнце, гуляли туристы и молодежь. Наши паломники стали стучаться в ворота и читать молитвы. Произошло чудо: сторож открыла замок, впустила в собор и разрешила приложиться к знаменитой Владимирской иконе (список), а также к мощам князя Андрея Боголюбского и других. Паломники были изумлены красотой древнего собора (построенного в 1158-1160 гг.), его золотыми куполами. Успенский кафедральный собор, как и в древние времена, блещет золотом, серебром, драгоценными камнями; много веков удивляет иностранцев и многочисленных гостей старинного города Золотого Кольца России.
К концу третьего дня, к ночи, мы въехали в Москву и остановились на Таганской улице возле Покровского монастыря. Здесь моим паломникам предстояла бессонная ночь, так как очередь к благоверной Матроне люди занимают ночью. Поэтому наши паломники попеременно стояли у ворот монастыря, пока кто-то мог поспать в микроавтобусе, но в результате утром, когда открыли двери монастыря, наши орчане были в числе первых, кто приложился к мощам. Стоит отметить, что называть группу «Орчанами» немного не правильно, т.к. в ее составе были также три человека из Новотроицка и один – из Гая. В послеобеденное время мы прибыли в Рыбновский Иоанно-Богословский мужской монастырь, находящийся под Рязанью, в котором хранятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-корчемная» и Тихвинская. Также здесь находятся мощи архимандритов Виталия (1915 г.), Зосимы (1933 г.) и Тихона (1992 г.). Далее паломники посетили святой источник апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Подходил вечер четвертого дня нашего паломничества. Мы ехали в сторону Оптиной пустыни. Около двух часов ночи мы приехали в Казанскую Свято-Авмросиеву женскую пустынь, что находится в селе Шамордино. Через час здесь началась ночная монастырская служба. Кто-то из паломников остался спать в машине, кто-то пошел на службу. Так была решена проблема с ночлегом. Следующие две ночи мои паломники провели в бесплатной гостинице этого монастыря. Шамордино поражает своей красотой, архитектурой монастыря, похожей на замок XVIII века. В этом монастыре находится Казанская икона Божьей матери. Царица небесная пришла в Шамордино с самого Афона. Паломниками и насельницами чтится источник преподобных Оптинских старцев, который находится как раз за монастырем. К источнику ведет крутой спуск. Один из участников нашей группы сосчитал количество ступеней и перевел их в метры, получилось ни много ни мало двадцать три этажа. В Шамордино мои паломники выполняли различные послушания, получали обед и ужин, пытались знакомиться с иностранными паломниками из Сербии, Польши, Украины.
На шестой день мы попали в Оптину Пустынь. Побывали на Литургии, приложились к мощам оптинских старцев, к могилам новомучеников, погрузились в источник Пафнутия Боровского.
Утром седьмого дня мы двинулись дальше. Нам предстояло посетить Пафнутиево-Боровский монастырь с мощами преподобного Пафнутия, а также заехать в город Серпухов к иконе «Неупиваемая чаша», которая помогает болящим алкоголизмом и наркоманией. За день все это мы успели посетить и к 21 часу приехали на ночлег в Задонский монастырь. Устроились в монастырскую гостиницу и успели присоединиться к крестному ходу.
Утром восьмого дня, отстояв Литургию, приложившись к мощам Тихона Задонского, мы поехали к источнику этого святого. Здесь мы около полутора часов погружались и обедали.
Теперь нам предстояло посетить город Воронеж, где находятся мощи и источник Митрофана Воронежского. Приложились к частице мощей Митрофана, с удовольствием окунулись в святой источник. После продолжительных пробок мы наконец-то двинулись в сторону дома. За два с половиной дня нам предстояло проехать еще 1800 километров.
Последние две ночи ночевали в автобусе и палатке. Самая последняя наша паломническая ночь была на Святом Озере в деревне Съезжее Богатовского района Самарской области, и к вечеру десятого дня прибыли в Орск. Многодневный паломнический маршрут подошел к концу. Всего мы преодолели пять тысяч километров, проехав13 областей, посетив 10 монастырей, 7 источников, а также много мощей и чудотворных икон.
Исцеления, которые произошли в поездках:
Светлана Лазорева (20 лет, г. Новотроицк). После Покровских пещер перестала болеть голова, до этого головные боли беспокоили каждый день.
Александр Костенецкий (65 лет, г. Орск). После Задонского монастыря стабилизировалось артериальное давление, а после Святого Озера излечился шейный остеохондроз.
Валентина Кондрахова (64 года, г. Орск). В этой поездке излечила ринит, до этого не могла дышать носом.
Ольга Санникова (44 года, г. Орск). Во время паломнической поездки в Санкт-Петербург (3 года назад) исцелила коленные суставы.
После паломнических поездок многие пожилые люди молодеют, забывают о своих палочках, с помощью которых передвигались дома до поездки. После прикладывания к поясу Богородицы, осенью 2011 года, одна орчанка рассказала, что у нее наладилось с работой, а муж перестал пить.
Федор Одегов
Фото автора