НОВООРСК. 24 января 2014 г. В храме святителя Николая Чудотворца п. Новоорска почтили память казаков и казачек, погибших в годы красного террора и репрессий. Панихиду отслужил настоятель Никольского храма иерей Герман Шадрин. На ней присутствовали казаки из Колпака, Добровольского, Кумака, Гая, Орска, а также из станицы Новоорской - во главе с атаманом Петром Гришиным.
Казаки вначале собираются в церковной лавке. Потом переходят в храм. Многие из них здесь впервые. Пока панихида не началась, они рассматривают образа. Спешат поставить свечи. За здравие живых. За упокой умерших. Кто-то просто за всех почивших родных. А кто-то - за убиенных казаков, попавших под жернова террора.
- У меня от рук большевиков пострадали два деда – Николай из Севастополя и Емельян из Колпака, - делится с нами новоорский станичник Геннадий Батурин.
Казак Иван Андреевич Плужников из Колпака приехал на панихиду вместе со своей супругой Валентиной Петровной. Среди их родственников также есть репрессированные. У Ивана Андреевича в 20-е годы из Колпака в Ханты-Мансийск выслали всю семью Писаревых, состоящую из девятерых человек. Спустя год обратно в село вернулись только двое. У Валентины Петровны в годы репрессий пострадал брат по бабушкиной линии. Он работал на китайской железной дороге. По возвращении был арестован и расстрелян.
- У нас по линии Гришиных в 20-е годы пропали без вести прадед, прабабка и отцова тетка, - говорит атаман станицы Новоорской Петр Гришин. – И я пришел сегодня в церковь, чтобы помолиться за упокоение их душ.
В храм входит отец Герман. Он сам из бывших военных. От того, наверное, так образно и красноречиво его обращение к присутствующим:
- Помолимся, родненькие! Не забывайте, что молитва – это разговор с Богом. Ищите его отзвуки в своем сердце. Не дайте поселиться в нем злобе, трусости, подлости.
Казаки застывают перед образами. Храм наполняется словами молитв, запахом ладана и горящих свечей. Иногда слышно даже, как они потрескивают, сгорая…
Панихида завершена. Настоятель благодарит всех за посильную службу. Крепко обнимает каждого на прощанье и приглашает в трапезную, чтобы помянуть убиенных по русскому обычаю.
- Думаю, братья казаки, правильно сделали мы, что собрались вместе, - подводит черту встречи Петр Гришин, обращаясь к гостям. – По всей России сегодня панихиды служат.
И, видя в глазах присутствующих одобрение, спрашивает:
- Может, сделаем это нашей традицией?
Анна Артемьева
Фото автора