Земная проповедь Господа нашего Иисуса Христа начиналась с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17)! Это не случайно. Ведь чтобы принять Царство Небесное, чтобы войти в него и стать его гражданином, нам самим необходимо измениться. Надо, чтобы это блаженное Царство раскрылось в наших сердцах.
В Евангелии мы читаем: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21). К сожалению, сегодня эта истина многими понимается превратно. От людей можно услышать расхожую фразу: «У меня Бог в душе, поэтому мне не надо ходить в Церковь».
Нежелание современного человека посещать Церковь сродни нежеланию больного идти в лечебницу. Человек не хочет осознавать своей болезни: «Я здоров, зачем мне идти к врачу»? Увы, это не так: есть болезнь, которая лишает нас жизни — благодатной жизни с Богом. И эта болезнь — грех.
В чём заключается опасность такой болезни? Прежде всего — в духовной слепоте. Духовная слепота неминуемо ведёт к падению и духовной смерти, к окаменению души.
Со времени вкушения первыми людьми запретного плода с древа познания добра и зла человек перестал различать добро и зло. Он начал сам для себя определять, что хорошо и что плохо, начал сам искать своё счастье, забыв, что он носитель образа Божия и что источником всех благ является Господь.
Но если человек может забыть о Боге, то Бог никогда не забудет о Своём падшем создании. Господь обращается к людям: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух… зачем вам умирать… обратитесь, и живите» (Иез. 18:31-32).
Желая помочь человеку, Господь установил в Своей Церкви особое таинство — Таинство Покаяния, которое заключается в исповедании человеком своих грехов Богу в присутствии священника. Отсюда происходит ещё одно название этого таинства: Таинство исповеди. Смысл этого Таинства заключается в том, что человек, сверяя свою жизнь с божественными заповедями, начинает видеть свои грехи. Он начинает осознавать, что грехи являются препятствиями на его пути к Богу. В душе человека происходит переоценка ценностей. Осознание болезни становится началом выздоровления.
Но зачем нужно исповедоваться перед священником, если можно принести покаяние Самому Богу? Действительно, приступая к исповеди, мы каемся Богу, а не священнику, который является всего лишь свидетелем нашего покаяния. Но именно священнослужителям, как преемникам апостольского служения, Господь дал на земле власть разрешать (прощать) грехи. «Что вы свяжете на земле, — говорит Спаситель, — то будет связано на небе, и что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (Мф. 18,18).
Кроме того, исповедь перед священником позволяет нам пережить очищающий стыд, а это необходимая педагогическая мера. Об этом замечательно рассуждает святитель Иоанн Златоуст: «Грех — это рана, покаяние — лекарство… За грехом следует стыд, спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил порядок и соединил свободу со грехом, а стыд с покаянием». Исповедуя свои грехи перед священником, искренне сокрушаясь о них, мы преодолеваем этот извращённый порядок вещей.
Наконец, следует понимать, что исповедь не ограничивается одним лишь исповедованием собственных грехов. Она предполагает и совет со стороны священника. Будучи умудрён знаниями и опытом, он поможет человеку отыскать верный путь для преодоления греха. Грех — это болезнь, но с Божьей помощью, подаваемой в Таинстве исповеди, человек может исцелиться. «Исцелиться» буквально означает «вновь обрести целостность» — обрести согласие с Богом и самим собой, со своей совестью.