Январь в церковном календаре щедр на православные праздники. Среди них два из двенадцати великих: 7 января – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и 19 января – Святое Богоявление (Крещение). Об этом периоде церковного года, который называется кругом Рождественских праздников, сотрудник пресс-службы Орской епархии Ксения Хохлова побеседовала с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы (бывшего женского монастыря) протоиереем Анатолием Сопигой.
Отец Анатолий, благословите наших читателей.
– Мир и Божие благословение на многие лета всем нам, а также читателям сайта Орской епархии.
Православные христиане встретили светлый и радостный праздник – Рождество Христово. Сейчас мы переживаем особое время: святочные дни. Но сначала напомним еще раз, что же мы празднуем, что такое – Рождество Христово?
– Многие люди знают, что мир находился в «сени смертней» до Рождества Христова. И, когда на небе воссияла Вифлеемская звезда, которая указала пастырям, где находится Богочеловек, когда Ангел Господень принес пастухам благую весть о рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14), когда они первые увидели спеленатого Младенца в яслях – всё это и послужило началом новой жизни. Рождество – это день, с которого мы с вами начали отсчитывать новое летоисчисление. И получается, что мы две тысячи двадцать два года прожили и две тысячи двадцать третий год встретили.
Отец Анатолий, в святочные дни многие молодые девушки на Новый год по старому стилю (старый Новый год) гадают на замужество, на какие-то другие вещи, а насколько это совместимо с православными традициями?
– С православной точки зрения – Господь скрывает от нас будущее. Ведь, если каждый из нас «узнает последняя своя», то будет вести себя по своему усмотрению. Кто-то возьмет от жизни всё, а кто-то встанет на колени. Но тех, кто встанет на колени, будет мало. Вот смотрите, мы разговариваем с Богом, мы же не говорим Ему: «Господи, шепни мне на ухо, что будет завтра!», а говорим: «Да будет воля Твоя…» из молитвы «Отче наш». Не наша воля, а именно воля Господня. Ведь Сам Господь, взывая к Отцу Небесному, говорит: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).
Когда человек обретает гармонию и больше полагается на Господа Бога, а не на себя, тогда он начинает чувствовать, что не одни. Когда ему трудно, он может выплакаться, когда радостно – поблагодарить Господа нашего Иисуса Христа.
Самое главное, чтобы в жизни было упование на милость Божию. Ведь Господь говорит нам, что Он пришел «нас ради и нашего ради спасения» (см. 3-й член Символа веры).
Многим известна колядка «Христос родился – Бог воплотился». А ведь есть ещё и другие рождественские праздничные песнопения, вы можете дать нам их тексты?
Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел под небом, людям песню пел:
«Вы, люди, ликуйте, весь днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество.
Я послан от Бога, радость вам принес,
Что в вертепе темном родился Христос!
Скорее поспешайте, Младенца встречайте
Нового Рожденного».
Там также дальше сказано, что «пастушки в пещеру раньше всех пришли, в яслях на соломке Господа нашли. Стояли и рыдали, и Бога прославляли, и Марию Матерь Его. Молимся, молимся, Спасе, пред Тобою, мы великие грешники, Ты Один Святой. Прости нам прегрешенья, дай нам оставленье. Днесь Христово Рождество».
Вы знаете, у нас даже в семья была традиция – мы всегда под скатерть клали сено, различные цветочки на сочельник перед Рождеством. А потом на скатерть ставили различные блюда. Обязательно на столе были сочиво, коливо и другие постные блюда. Перед тем как сесть за стол, обязательно зажигали свечу, молились, пели тропарь Рождества, а затем преступали к трапезе.
Тропарь праздника, глас 4:
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва Тебе́!
После святочных дней следует Богоявление. Какое событие знаменует этот праздник, и чем отличаются крещенские богослужения?
– Заканчиваются Святки. 18 января (Крещенский сочельник) – однодневный строгий пост. В сочельник, как и перед Рождеством Христовым, за богослужением читаются Царские часы. Это уже первая особенность. Потом совершается чин великого освящения воды, таким чином освящают воду у нас всего лишь два раза в году: в навечерие Богоявления и в сам праздник Крещения Господня. Крещенская вода именуется «агиасма», то есть великая святыня.
Раньше, когда не было трубопроводов, воду выходили освящать к источникам – озёрам, рекам. Люди с великим трепетом набирали её. Ведь, если человек потрудится, постоит около купели, задумается, то это будет другая благодать, нежели та, которую испытывают люди, набрав дома воды из-под крана в двенадцать часов ночи. Но, если люди верят, что там по трубам течет освящённая вода – Бог с ними. По нашей же вере даётся нам.
Имеет ли значение, когда брать святую воду: накануне в сочельник или в сам день праздника?
– Не имеет. Ведь и в сам праздник, и в его сочельник вода освящается одним и тем же чином. Совершается это в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан.
С каждым годом люди, приезжающие за освящённой водой, стараются как можно больше по размеру привезти ёмкости: бочки, канистры, фляги. Но ведь, выпив бочку воды, всё равно все грехи не смоем. Нужно обязательно посещать храм, исповедоваться, причащаться, а не всего лишь раз в год набрать освящённой воды и выпить её. Ведь важно, какой плод покаяния мы принесем. Важно помнить, что капля святой воды освящает море.
Обязательно ли окунаться в прорубь на Крещение?
– Раньше такого не было. Сейчас это больше народная традиция. Нас приглашали освящать купели в городе. Я приехал однажды на место, а там стоят бани, жарят шашлыки, пьют пиво! Это равносильно тому, когда на Радоницу люди идут по кладбищу и курят. Это недопустимо, ведь кладбище – это место нашего упокоения. Вы только представьте, как будет приятно, когда на кладбище будет раскуриваться ладан, а не сигарета.
Нам нужно это менять – потихоньку, шаг за шагом.
Вернёмся к вопросу о погружении в прорубь. Если у человека есть такая слабость, как окунуться в прорубь, то лучше это сделать там, где нет шашлыков и алкоголя. Например, в купелях, которые есть на территории некоторых храмов – как постоянно в виде часовен или отдельных помещений, так и специально сооружаются на Крещение Господне. Но перед тем, как окунуться в прорубь, обязательно нужно прийти в храм, помолиться, покаяться в грехах и причаститься.
Отец Анатолий, как взрослому человеку подготовиться к Таинству Крещения? Просто прийти в храм, или что-то прочитать, выучить?
– Чтобы человек принял Крещение, он должен к этому прийти сам. Один приходит через какие-то испытания, другой – через архитектуру храма, третий – через церковные песнопения. Каждого человека Господь приводит своими путями. Наш Господь – Долготерпеливый. Он стучится в сердца людей: «Открой!», а нам постоянно всё некогда.
У меня на Исповеди был восьмидесятилетний дедушка, который сказал, что очень редко исповедуется и причащается из-за того, что сначала детей поднимал, потом внуков, а теперь помогает воспитывать и правнуков. А ведь мы должны помнить слова Евангелия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Люди по-разному относятся ко Крещению младенцев: кто-то говорит, что нужно крестить детей, когда они подрастут и сознательно придут в храм и к Богу, а кто-то – что нужно крестить на сороковой день после рождения. Что говорит по этому поводу Церковь, каковы ее каноны (правила)?
– По закону, когда родился младенец, на восьмой день сразу идет наречение имени. Но мы привыкли, что люди приходят в храм крестить ребеночка на сороковой день, когда прошли дни очищения мамы, так как она может принять священническую молитву об очищении, вновь посещать храм и приступать к Таинствам. Крещение возможно и раньше, даже в день рождения младенца «страха ради смертного» – если есть угроза жизни – его может окрестить сама мама, будучи крещеной и зная формулу Таинства Крещения – таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь». Если крещёный таким образом ребёнок (да и любой другой человек, крещёный в случае смертельной опасности) останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках.
Насчет рассуждения, что ребенок сам должен осознанно прийти к Богу – наши родители, отцы и деды говорили, что с материнским молоком передаются азы веры. Это на моём собственном опыте проверено. Я больше тридцати лет в сане, не раз крестил деток. И я заметил: когда Таинство Крещения принимают, допустим, сразу десять детей примерно одного возраста, бывает, что один ребёночек взахлёб кричит, а другие молчат. После Крещения я подходил к маме, у которой ребёночек плакал, и спрашивал: «Вы когда последний раз были в храме и причащались?» Ответ: «Никогда!» И я тогда сам понял, что ребенок выражает своё несогласие. Ему эта обстановка чужда. Он не привык к запаху ладана.
Правильно и верно, чтобы женщина, находящиеся «в положении», почаще посещала храм, исповедовалась и причащалась. Тогда и будущая мама себя хорошо чувствует во время беременности, и с ребеночком всё хорошо.
Если человек настроен принять веру, то сейчас очень много литературы, можно подойти к священнику, почти при каждом храме сейчас есть воскресные школы, в том числе и для взрослых.
Хочу немного рассказать о нашей воскресной школе семейного типа. То есть родители приходят вместе со своими детьми. У нас есть три группы детей – младшая, средняя и старшая, а также есть группа для родителей. И взрослые, и дети занимаются в разных классах, но на праздники объединяются. Ребята готовят концертную программу под руководством педагогов, а родители – праздничный стол.
Когда человек хочет прийти ко Господу, он должен к этому отнестись серьёзно, приложив усилия. Таинство Крещения должно приниматься осознанно, а не галопом по Европам.
Отец Анатолий, в свое время римлянин Цицерон мудро заметил: «Не знать истории – значит всегда быть ребёнком». Эти слова относятся не только к истории страны, но и к истории своей малой родины, своего рода, храма. В связи с этим –вопрос об истории вашего храма. Как получилось, что в Орске два храма были освящены в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы? И почему в названии прихода пишется «бывший женский монастырь»?
– Так сложилось исторически, что у нас в городе появилось два храма, освящённых в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и чтобы не путаться о каком идет речь, мы добавляем уточнения: «храм Покрова Пресвятой Богородицы архиерейского подворья» и «храм Покрова Пресвятой Богородицы (бывшего женского монастыря)».
Теперь идём дальше. Почему мы добавляем «бывший женский монастырь». Дело в том, что на территории ныне действующего храма с конца XIX века до 1925 года располагался Орский женский монастырь, площадь которого составляла более 1,5 га земли. В нем жили более ста монахинь, которые трудились в различных мастерских: живописной, чеботарной, пуховой, белошевейной и т.д.
На территории монастыря было три храма: один деревянный и два каменных. Два из трёх исчезли бесследно, а вот третий храм, который был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сохранился. После того, как выгнали монахинь, здесь расположилась военная часть связи «Парус». Храм запустили, он стал обрушаться. В середине XX века здание стали использовать как клуб. И лишь в 1989 году территория бывшего женского монастыря вновь перешла в пользование Русской Православной Церкви. И мы начали потихоньку восстанавливать храм: поменяли прохудившуюся крышу, на которой располагался конек, установили купола и кресты; привели в порядок алтарь, так как военные его использовали как сцену для развлечений. Стоит отметить, что это единственный храм в городе, который остался со своими родными стенами. Потому что, если посмотреть на храм Преображения Господня, который находится на горе, то там осталась с тех времён лишь колокольня старая, а всё остальное выстроено заново. А у нас – фундамент, алтарь, стены до крыши – родные, всё принадлежало бывшему женскому монастырю.
Отец Анатолий, благодарим вас за интересную беседу, поздравляем со святыми днями Рождества Христова и желаем помощи Божией в вашем пастырском служении!
Пресс-служба Орской епархии