ЕПИСКОП ОРСКИЙ И ГАЙСКИЙ – РАЗМЫШЛЕНИЯ О МОЛИТВЕ

О внешнем выражении или какими словами нам следует молиться

В Священном Писании говорится и о сути, и о внешнем выражении нашего молитвенного обращения к Господу. Так, молитва может заключаться в словах «Господи, помилуй», «Господи, помоги мне», «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Сам Христос Спаситель, научая молитве апостолов, как образ всем верным, преподал молитву «Отче наш».

Поколения святых подвижников также оставили завет искренним искателям молитвы – краткое воззвание: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Обратимся к этим священным словам – как о них свидетельствует Писание.

«Господи, помилуй!»

Евангелист Лука повествует, что, когда Господь проповедуя подходил к Иерихону, у дороги сидел слепец, просивший милостыни. Услышав, что мимо него проходит народ, он спросил, что это такое. И ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда несчастный закричал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!» (Лк. 18, 35-38).

Этот пример очень многому учит всех, кто стремится быть услышанным Господом. Слепец звал Спасителя изо всех сил, со всей верой, что была в его сердце, и получил исцеление. Так у Бога не бывает оставлена ни одна горячая молитва.

 

«Господи, помоги мне!»

В Евангелии от Матфея читаем: «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне» (Мф. 15, 21-25).

Еще один пример того, как нужно каждому из нас неотступно и искренне взывать ко Господу. Важна не только пламенная неотступность молящегося, но еще более его смирение, как видим из Евангельского слова – «подойдя, поклонилась Ему…» И после, даже не получив сразу ожидаемого ответа на мольбу, женщина не отчаялась, а еще более смирилась и преклонила милость Божию к своей несчастной дочери (см Мф. 15, 26-28).

 

«Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

Многим, если не всем, известна притча Христова о мытаре и фарисее. Вот слова Самого Спасителя: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 10-13).

И вновь мы видим яркий образ молитвы, пример того, в каком расположении сердца следует произносить святые слова молитвы, чтобы она была услышана.

 

Молитва «Отче наш»

Божий завет тем, кто искренне просит всем сердцем: «Господи, научи нас молиться!» На такую просьбу ближайших учеников Христос отвечает: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь» (Мф. 6, 9-13).

 

О чем нужно молиться?

В молитвенных просьбах очень важно отличать главное от второстепенного. Господь, научая молитве и всей духовной жизни в полноте, говорит: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33).

Итак, нам нужно прежде всего искать Царства Божия. Для этого необходимо покаяние, изменение, преображение души. Но в молитвах звучат просьбы и о земных благах – ведь по немощи и они бывают для нас необходимы. Основания для таких просьб мы имеем в благословении Христа ученикам молиться о хлебе насущном на каждый день (Мф. 6, 11). Только плохо, вернее, недопустимо, если просьбы о земном благополучии звучат чаще и настойчивее, чем мольба об избавлении от грехов и горячее желание стать лучше, приблизиться к заповеданному Спасителем совершенству (см. Мф. 5, 47). Молясь, надо быть внимательными, чтобы второстепенное не препятствовало самому важному для нас.

Представьте, что вы обращаетесь с просьбой к состоятельному и влиятельному человеку. Раз, второй, третий. Просите, просите… Но при этом забываете его благодарить или хотя бы поздравлять с праздниками. Пожелает ли этот человек ответить на ваш телефонный звонок или просьбу о встрече, если вы все время только просите? Очень вряд ли.

Бог есть Личность. И чтобы подобное не случилось в ваших с Ним отношениях, крайне важно просить, прежде всего, о необходимом для спасения души, и только после смиренно добавлять просьбы о здоровье и еще о чем-либо земном. И, конечно, важна наша искренняя благодарность Господу!

 

Чтобы молитва была услышана

Представьте, что вас ведут на казнь. Вы проходите мимо правителя, который может сказать лишь слово и вас простят. Есть только минута, чтобы попросить о помиловании. Много ли слов произнесем?

Нет. Ведь если будет много слов – правитель не услышит, вы просто не успеете сказать самое главное! В этих обстоятельствах человеку нужно сказать самое важное, с верой, что будет услышан. И только искренно просить.

Так и к Богу мы должны обращаться немногими словами, говоря самое важное: «Да, Господи, признаю, грешен! Но прости! Помилуй! Стану лучше, только дай шанс! Не подведу».

Другой пример.

Представьте, что вы идете к начальнику просить о чем-то. Будете ли вы в беседе с ним смотреть по сторонам, оглядываться или изучать какие бумаги лежат на его столе, что в них написано, ответите ли на телефонный звонок? Нет. Если так поступать, то не только ничего не получите просимого, но и испортите отношения с человеком, который больше не захочет встречаться с вами и слышать вас. Возможно даже, что за такое поведение он вас уволит с работы. Если так обстоят дела в повседневной жизни, то тем более важна собранность в жизни духовной! Нужно знать, тонко чувствовать, что мы делаем во время молитвы, как ведем себя.

Несомненно, много примеров того, какой бывает молитва, мы видим в Священном Писании. Один из них – история пророка Ионы в Ниневии.

Пророк Иона получил от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием гибели города за нечестивость его жителей, если они не раскаются. Однако он ослушался Бога, сел на корабль и отправился в город Фарсис, а не в Ниневию. Господь, желая вразумить Иону, попустил сильную бурю на море. Корабельщики бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий и жребий пал на Иону. Тогда он сознался в своем грехе неповиновения Богу и попросил мореплавателей бросить его в море. Как только они сделали это, волнение улеглось.

Но Иона не погиб – его проглотил кит. Три дня и три ночи побыл пророк во чреве кита, горячо прося прощения у Бога и был помилован Творцом.

После избавления пророк Иона получил вторично Божие повеление идти в Ниневию, куда уже решительно отправился. Ниневитяне вняли гласу пророка, его призыву к покаянию, горячо отозвались слезной молитвой и сорокадневным постом. Господь принял их покаяние и помиловал город.

Но негодовал Иона – ведь его слова о каре Божией не исполнились! Что за пророк, который пророчествует, но ничего не происходит согласно этому слову? «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4, 2-3).

Пророк сделал себе шалаш и укрывался в нем. От солнечного зноя его спасало растение. Однако очень скоро червь подточил корень растения, оно засохло. Ионе было трудно прятаться от солнца, он опечалился и просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 10-11).

Так жители Ниневии были помилованы Богом за свое покаяние и подвиг, взятый ими. Чему учит нас этот пример? Прежде всего, искренности, тому, что молитва наша должна быть горячей, полной надежды и покаяния, устремленной к исполнению воли Божией во всем. Также важно, чтобы наше благое намерение было подкреплено деятельным трудом – например, подвигом воздержания.

Чего бы мы ни просили, духовного или земного, всякую нашу молитву должны завершать словами: «Да будет воля Твоя, Господи!», искренне желая, чтобы все было только по Божию и никак иначе. Пример этого показал нам Сам Христос, когда в Гефсиманском саду, в тяжелейшем борении и пламенной молитве взывал: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

 

Как совершать молитву?

Молитву мы совершаем со вниманием, благоговением и покаянием – просим о главном, а после о второстепенном. Молиться всегда и везде, во всяких обстоятельствах призывают все святые. Так, апостол Павел в послании к Фессалоникийцам пишет: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 14-18).

Важно помнить, что кроме мольбы о прощении грехов или наших насущных просьбах, в любое время и в любом месте нам подобает благодарить Господа за все.

 

Молитва и чтение молитвословий

Молитва и чтение молитвословий – не одно и то же. Как важно быть внимательными к словам молитвы! Ведь молитва – одно, а чтение молитв – совсем иное.

Полезно иногда молиться своими словами. Нельзя отождествлять молитву с чтением молитвословий. Можно «вычитывать» слова молитвы, но совершенно не молиться. Случается, что читаешь молитвенные последования и правила, а мысли далеки от их содержания – в них бесконечные проблемы. Бывают, что приходят разные помыслы – и добрые, и недопустимые – и все это отвлекает человека от молитвы. С такими мыслями нужно бороться. Полезно остановиться, подумать: что я делаю, как молюсь? У преподобного Серафима Саровского среди наставлений есть совет «чаще входить в себя и спрашивать, „Где я?“» – т.е. обращен ли я к Богу или более занят своими мыслями, впечатлениями, поиском решения проблем и т.п.

Молитвословие только тогда станет молитвой, когда слово произносится со вниманием, с пониманием того, что читается, с покаянием и благоговением. Важно быть осторожным и не тратить время на чтение молитв, забывая о самой молитве.

Важно заключать ум в слова молитвы, сердце же должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах.

Всем нам нужно учиться молиться. Ведь внешне можно совершать и правило святого подвижника, но не молиться сердцем!

Нередко мы сталкиваемся с рассеянностью, когда мысли блуждают далеко от сути молитвословий. Кто больше нуждается в Спасителе? Очевидно, что тот, кто сознает: «Погибаю!!!» Кто больше обрадуется, увидев спасательный круг, бревно или щит в море – тонущий или отдыхающий на берегу? Конечно, погибающий будет рад – это придаст ему сил плыть к спасительному предмету. А вот расслабленный, отдыхающий на берегу человек будет равнодушен или даже возмущен, что вода не очищена от «лишнего». Подобно и в духовной жизни – Спаситель нужен тому, кто нуждается в спасении, понимает, что он на краю гибели. Тогда человек от всего сердца взывает: «Господи, спаси меня, погибаю!»

 

О молитвенном правиле

Как всякий усердный труд, молитва требует от нас собранности и четкости. Этому очень помогает распорядок дня, следование определенному уставу, ежедневному молитвенному правилу. Постепенно человек навыкает, что определенное время дня или ночи – это время молитвы. Как тело в свое время требует пищи, так и душа готовит человека к молитве в то или иное время.

Перед тем, как встать на молитву, полезно читать Священное Писание и творения святых отцов. Каждая книга передает дух того или иного избранника Божия. Более всего мы нуждаемся в этом спасительном духе, когда наша молитва холодна, душа не отзывается на спасительные слова молитвословий. Тогда питаемся духом подвижников, совершавших сей труд прежде нас. Это вдохновит и укрепит делателя молитвы.

Полезно иногда произносить или читать слова молитвы гласно – тогда в молитвенный труд вовлекается и речь, и слух. Это помогает не рассеиваться, что сделать сложнее, если молимся про себя.

Важно, что у каждого человека должно быть личное правило молитвы. О содержании правила нужно советоваться с духовным наставником – оно должно быть посильным, в соответствии с возможностями здоровья и жизненных обстоятельств – учебы или работы, семейных обязанностей и т.п.

 

Что делать, если молитва «не идет»?

Всем радостно время, когда молитва и весь духовный труд дается легко, приносит мир, чистоту, легкость душе. Но так бывает далеко не всегда. Каждому человеку предстоит пройти и периоды духовного подъема, вдохновения, и время совсем другое – когда сердце становится подобно камню, ум не может сосредоточиться на молитве, уходит понимание не только слов, но и самого смысла молитвенного подвига.

Эти периоды часто называют временем духовной сухости. Они тоже даются нам Господом. Важно понимать, для чего, и не отчаиваться.

И как быть, что делать, если молитва не идет?

В этот трудный для любого человека период важно сохранить веру в Бога и показать свое доверие Господу. Необходимо со вниманием вставать на молитву, пробовать молиться своими словами. Не имея горячей молитвы, человек более уязвим для врагов нашего спасения, о которых Христос сказал Своим ученикам: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Поэтому важно приступить к Таинству Исповеди – возможно препятствием служат забытые грехи. Нередко причиной такого состояния является осуждение кого-либо. Осуждающий человек ставит себя на место Бога. Ведь суд принадлежит Христу: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22). Осуждая, мы становимся как бы вместо Бога, отдаляемся от Него и тем самым приближаем момент, когда вместо Христа явится миру Антихрист.

Очень полезно может быть принятие на себя какого-либо сугубого духовного делания ради обретения чистой молитвы. Например, воздержание от чего-либо (алкоголя, сигарет, чрезмерного употребления сладкого и т.п.). Бог, видя мое желание и деятельное стремление к Нему, даст молитву. Даст, ибо молитва моя будет подкреплена пусть и малым, но подвигом, а подвиг – воздержанием.

 

Краткий итог

Итак, вывод из всего сказанного очевиден: очень важно просить Господа научить нас правильно молиться, даровать нам искреннюю непрестанную молитву, ибо она – великий дар, который дается только усердно ищущим его. Молитва дается молящемуся (ср. 1 Цар. 2, 9). И главное в молитвенном труде – не внешняя его форма, а духовная суть наших усилий, не количество и красота молитвословий, а отклик сердца на каждое из них.

 

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться