«ЧТО ТАКОЕ ЧУДО? КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЭТОМУ ЯВЛЕНИЮ НАШЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?»

Нет человека, который не слышал бы о том, что в нашем мире случаются чудеса. Конечно, есть те, кто скептически относится к подобным незаурядным явлениям. Но многие, узнавая о чудесах, стремятся к ним, желают, ищут возможности прикоснуться к чуду, жаждут его в своей жизни…

Так что такое чудо? Как относиться к этому явлению нашей действительности? Все ли чудеса от Бога?

Чудо – явление, которое выходит за границы известных естественных законов мироздания. Часто такие явления человечеству дарует Бог – они являются частью Его благого Промысла о нашем спасении. Невозможно знать всех причин совершения чуда, но история человеческого рода свидетельствует, что очень часто чудо – это ответ Бога на мольбы праведников о страждущих. По Божией милости чудеса творят Ангелы – для назидания и помощи человеку. Чудо может быть дано для утверждения нас и окружающих людей в истинности веры. Но случается, к сожалению, и так, что сверхъестественные явления происходят под действием нечистой силы, чтобы люди верили и поклонялись этой силе, а не Богу.

Плод истинного чуда – всегда добро. Встречаясь с ним, человек становится лучше. Например, лютый разбойник может стать праведным и даже святым человеком, как преподобный Моисей Мурин (330-405 гг.). Этот египетский подвижник эфиопского происхождения в юности промышлял разбоем. Однако его чудесное обращение принесло достойные плоды покаяния – он стал добродетельным монахом, иеродиаконом и принял смерть от рук разбойников в возрасте 75 лет.

Чудесное видение было дано пророку Захарии, прежде чем ему стать отцом святого Предтечи Господня Иоанна. Захария совершал священническое служение в Иерусалимском храме и имел супругой Елисавету – сестру святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Вместе они прожили многие годы, «поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1,6), но у благочестивой четы не было детей, что считалось наказанием Божиим. Однажды во время богослужения Захария увидел в храме Ангела, возвестившего ему о скором рождении сына, который «будет велик пред Господом» (Лк. 1,15). Будучи в преклонных летах, Захария усомнился в услышанном и за неверие лишился дара слова. Он был нем до самого рождения Пророка Иоанна – будущего Крестителя Христова.

История Церкви свидетельствует о совершении множества чудес, особенно в первые века распространения веры христовой в мире. Тогда чудесные явления были особенно значимым доказательством истинности христианства, ведь верующих во имя Христа повсюду гнали. Ни одна религия мира не претерпевала таких жутких гонений, как христианство. Жестокие кровавые преследования христиан имели место в первые века нашей эры и в ХХ веке.

Тот факт, что христианство выстояло и не прекратило существования, несмотря на столь страшные гонения – явный признак Божественного благословения. Невозможно представить, что выдуманный людьми, пустой по своей сути, культ мог бы вынести такие испытания, через которые прошло христианство. По всей Римской империи издавались законы, запрещавшие исповедовать новую веру. Христиане ущемлялись не только в религиозных правах, но и в общественно-политических. Потерять жизнь можно было лишь за одно исповедание Христа Богом и отказ принести языческие жертвы за правителя. Казни, репрессии, преследования и пытки – обычное явление в жизни первых христиан на всей территории Римской империи.

Только человеческими силами выстоять было невозможно, и Бог являл чудеса. Случалось, что, видя происходящее, гонитель вставал на место мученика и объявлял себя христианином, зная, что и его ожидают неминуемые мучения. Таким чудесным образом сохранилась и распространилась христианская вера в мире. Чудом наша Церковь выстояла и в советское время.

Историк Николай Дмитриевич Тальберг так пишет относительно распространения Церкви Христовой в апостольский век: «Как замечали христианские писатели последующего времени, такое распространение есть само по себе чудо, трудно объяснимое естественными причинами. Действительно, трудно объяснить, как апостолы, вышедшие из среды иудеев, народа презираемого, люди бедные и незнатные, без всяких внешних средств и пособий, распространили Евангелие на огромном пространстве и среди многих тысяч людей.

Естественными причинами только отчасти можно объяснить факт быстрого распространения христианства. С одной стороны – обилие чудес в век апостольский, высокая нравственная жизнь христиан, братская связь членов христианского общества, их благотворительность и помощь, как своим собратьям, так и язычникам и, наконец, Божественное учение, ими проповедуемое, – все это привлекало многих вступать в Церковь Христову, с другой стороны, и сами язычники чувствовали большую потребность вступать в Церковь» [1].

Всё это – замечательные свидетельства милости Божией к людям в первые века по Воскресении Христовом. Но мы также имеем и предупреждения о том, что чудесные явления порой совершаются нечистой силой, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Так, Священное Писание повествует, что в Египте жрецы повторяли за пророком Моисеем многие чудеса, которые Бог совершал через Своего избранника (Исх. 7, 1-12, 29). К сожалению, праведностью жизнь языческих жрецов не отличалась, но совершаемые ими чудеса привлекали множество людей поклоняться тем «божествам», которым они служили.

Если верить только факту совершения чуда, т.е. чудесам, но не Богу, человек может впасть в прелесть – то есть начать льстить себе и быть уверенным в том, что он хорош, даже свят. Поэтому очень важно быть внимательным и осторожным.

Чудо необязательный признак и далеко не «главный критерий» святости. Не творил чудес при жизни «высший из рожденных женами» (Мф. 11, 11) пророк Иоанн Креститель. Он не очищал прокаженных, не поднимал с одра расслабленных, не воскрешал мертвых и не сводил огонь с небес. Он ничего не совершал из того, что мы называем чудом. Это важное свидетельство того, насколько чудо второстепенно.

Самым значимым признаком истинного чуда является праведная жизнь человека, через которого оно совершается. Не по чуду мы узнаем о святости человека. О святости человека говорят его поступки. Думаю, не будет преувеличением утверждение о том, что жизнь каждого из нас сама по себе уже является чудом. И она может стать единственной Библией, которую увидят многие другие. Каждый из нас призван быть чудом для ближних, быть откровением Бога для тех, кто Его еще не знает или только стремится к Нему…

Истинное чудо меняет человека к лучшему. После чудесного и благодатного случая со мной я начинаю бороться с грехами и страстями, постепенно становлюсь другим человеком. Хорошо сказано об этом у профессора Алексея Ильича Осипова: «Божественное чудо всегда зовет человека к духовно-нравственному изменению» [2].

Как относиться к чудесам? Можно принимать или не принимать, но главное – не хулить. Кто знает, может чудо – это милость Божия. Но я могу не принимать близко к сердцу произошедшее, чтобы не быть обманутым нечистыми силами. Христос не говорил «блаженны творящие чудеса», но – «блаженны милующие» (Мф. 5, 7).

Чтобы избежать печальных последствий, Церковь соборно исследует свидетельства о новых чудесах и признает, либо не признает то или иное явление чудом. В Русской Православной Церкви в наше время работает специальная комиссия, которая занимается этими вопросами. Прежде всего важна искренность очевидцев, поэтому они призываются свидетельствовать о чуде перед крестом и Евангелием. Утверждающий, что совершилось чудо, должен письменно и устно перед Священным Писанием подтвердить, что с ним случилось то, о чем он говорит. Все это делается, чтобы оградить людей от обмана.

Нельзя искать чудес, однако, всякий раз совершая молитву, мы просим Бога о чуде. «Господи, помоги! Господи, дай нам!» – подобные просьбы часто мы слышим в молитвах. Это справедливо, потому что человек призван к дерзновению и может молить Бога о чем-либо. Но мы должны помнить, что итогом любой просьбы должно быть: «Да будет воля Твоя, Господи» (Мф. 6, 10).

Чудес много. Нередко и мы становимся свидетелями их совершения. Мы молимся, а Господь освящает воду, и она становится святой. Обычные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа Спасителя – это чудо из чудес!

Истинные чудеса говорят о том, что Бог нас слышит, Он с нами, что мы не одиноки в этом мире. Важно после них становиться лучше, чище, возрастать духом – ведь в нашей жизни совершилось чудо!

 

Епископ Орский и Гайский Ириней

 

Источники:

1. Тальберг Н.Д. История Церкви. Часть 1. [Электронный ресурс] // Сетевой портал «Правмир» URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2187

2. Осипов А.И. «О чудесах и знамениях» [Электронный ресурс] // Христианский сайт «Истина» URL: http://истина.net/chudo/osipov.htm

вернуться