ЕПИСКОП ИРИНЕЙ – О ЛИЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ В ОГТИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

Предлагаем читателям интервью с Преосвященнейшим Иринеем, епископом Орским и Гайским, опубликованное в газете «Жизнь во Христе – слово о вере» № 9 (560). В этой беседе журналисты Татьяна и Виктор Базилевские постарались раскрыть личность правящего архиерея Орской епархии с новой стороны, рассказать еще об одном его призвании – учителя и наставника.

…Он не ставит троек и называет студентов по имени-отчеству

У этого человека более четверти века педагогической деятельности за плечами. Он называет студентов коллегами и обращается к ним по имени-отчеству; не требует объяснений за опоздание и не ставит троек; знакомит с интересными людьми и водит на экскурсии; участвует во внеурочных мероприятиях и всегда готов прийти на помощь; награждает именными стипендиями и с радостью встречает у себя дома… Вы хотели бы учиться у такого педагога? Приходите в Орский гуманитарно-технологический институт. Там преподает Преосвященный Ириней, епископ Орский и Гайский.

Многие жители Оренбуржья, и не только верующие, знают правящего архиерея Орской епархии как человека энергичного, инициативного, деятельного, отзывчивого и неравнодушного. Уже третий десяток лет владыка Ириней с энтузиазмом и любовью работает с молодежью. Как священнослужитель он духовно окормляет молодые души и как педагог просвещает их умы.

За его плечами богатый педагогический опыт: работа в Кишиневской духовной семинарии, Бендерском духовном училище, Тираспольском государственном университете, Перервинской духовной семинарии. Возглавив в 2011 году Орскую кафедру, епископ Ириней продолжил этот список. Сегодня владыка преподает в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале ОГУ), Оренбургской духовной семинарии, проводит уроки и беседы со студентами других высших заведений, с учащимися техникумов и колледжей, учениками школ. Бывая в Москве и других городах, он с радостью откликается на предложения выступить с лекциями в учебных заведениях.

Беседуя с епископом Иринеем, мы постарались раскрыть личность владыки с новой стороны, рассказать еще об одном его призвании – учителя и наставника.

– Ваше Преосвященство, от имени всех читателей газеты поздравляем с 25-летием вашей педагогической деятельности.

– Честно, я даже не считал. Официально преподавал в Кишиневской духовной семинарии с 1998 года. Действительно, получается 25 лет. А вообще начал преподавать года за полтора-два до этого. Еще студентом Московской духовной академии читал лекции в СИЗО Сергиева Посада. Среди нас были те, кто приходил совершать богослужения, и те, кто читал лекции для заключенных. Это был мой первый опыт. Пастырское служение тесно связано и с миссионерским, и с просветительским трудом, которым, по сути, является преподавание. Для священника вся деятельность подобного рода – это следование завету Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10,32).

– Владыка, расскажите о своем пути к преподавательской деятельности, каких-то памятных моментах. Может быть, вас кто-то вдохновлял, преподносил жизненные уроки.

– Желание стать учителем у меня появилось еще с малых лет. В школьные годы я очень полюбил учителей по истории и географии, они – меня. Сложились очень доверительные, добрые отношения. Возможно, хотел стать такими, как они.

Потом в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры я стал очень близким учеником профессора, ученого-богослова Алексея Ильича Осипова. Часто бывал у него дома. Мы вместе и трапезничали, и работали в огороде и по дому. Он много мне рассказывал, обсуждали с ним многие темы, спорили.

Часто брал меня с собой на конференции, давал иногда выступать, отвечать на вопросы. Также дома у Алексея Ильича разбирали методы преподавания. Он объяснял, почему в определенный момент лекции остановился, привел какой-то пример или отошел от темы, затем вернулся обратно, тем самым дав слушателям возможность еще раз повторить то, что они услышали.

Учил держаться перед камерой, правильно общаться с журналистами. Помню, однажды корреспондент попросил наш комментарий к деятельности запрещенного тогда священника Георгия Кочеткова. Казалось, что всем всё понятно. Я только хотел ответить, как Алексей Ильич взял за руку, остановил меня и ответил сам: «Если Патриарх принял решение запретить его, то возможно, у него есть аргументы, неизвестные нам». А потом объяснил мне: «Если в будущем возникнут подобные ситуации, будьте внимательны, когда отвечаете. Главное – неосторожностью не навредить Церкви, не подвести Ее Предстоятеля и духовенство». Для меня это был очень хороший урок. Ты можешь пытаться кого-то оправдывать или наоборот осуждать, но ты не был на месте другого человека, не знаешь те аргументы или факты, которые есть у него. Этот урок помню всегда.

Еще один человек – это богослов, философ отец Андрей Кураев. Мы с ним познакомились около 1997 года. Он брал из академии студентов на миссионерские встречи и давал нам возможность отвечать самим на некоторые вопросы слушателей. Личность отца Андрея Кураева и его лекции также сыграли важную роль в моем становлении. Читал и перечитывал практически все его книги. Мы стали друзьями.

Рад, что этим людям я могу в любой момент позвонить, спросить совета и получить ответ на любой вопрос. Могу приехать к ним домой, чтобы обсудить волнующие темы. Двери их дома всегда для меня открыты.

Конечно, оставили добрую, хорошую память такие преподаватели, как профессора МДА Николай Константинович Гаврюшин и Алексей Иванович Сидоров.

У меня были достойные учителя. И когда я поехал в Молдавию преподавать, с собой взял 10 блоков кассет с лекциями профессора Осипова, отца Андрея Кураева и других видных преподавателей, ученых знаменитых людей, которые приезжали к нам в академию. И то, что я часто присутствовал на конференциях, выступал с лекциями перед разными аудиториями, составило большой и значимый личный опыт. Так шел к преподавательской деятельности, к этому готовился.

– Помним, что после вашего прибытия в новообразованную Орскую епархию одной из первых и необычных инициатив было заключение договоров о сотрудничестве Церкви со светскими учебными заведениями. Первым в этом списке стал Орский гуманитарно-технологический институт. Когда выходили с таким предложением на ректора, не боялись отказа?

– Нет, нет. Потому что знал, о чем беседовать со светским ученым, с преподавателем, какие вопросы затрагивать, что можно преподавать. Никакого страха не было. Я был уверен, что мы договоримся.

И я понимал прекрасно, что для ректора этот шаг – риск. По этой причине сразу предложил так: в этом году преподаю неофициально, а по окончании учебного года уже примете решение. Если будет заметна польза, студенты начнут меняться в лучшую сторону, тогда оформляем договор. Руководитель рисковал, и подводить его, настаивать на чем-то – просто было бы некрасиво с моей стороны. Ну, и когда он увидел, что ко мне на занятия приходят не только мои студенты, но и студенты других факультетов, курсов, тогда сомнений не осталось.

– Помните свою первую лекцию в ОГТИ? Как отреагировали на ваше появление студенты? Священник! Наверное, многие очень удивлены  были?

– Это продолжается и по сегодняшний день, особенно в первый месяц каждого учебного года. Захожу в институт – встречаю первокурсников, все смотрят на меня удивленно, рассматривают с ног до головы. Я к ним подхожу и говорю:

– Здравствуйте.

И они:

– Здравствуйте.

Я протягиваю руку, здороваюсь с ними. Всё, напряжение снимается.

– Вы первый раз в институте?

– Нет.

– Вы священника в первый раз видите?

– Нет.

– Поздоровались в первый раз?

– Да.

– И вы хотели спросить, что я здесь делаю?

– Да.

– А вы здесь что делаете?

– Ну как? Мы здесь учимся.

– Правда, вы учитесь? Ну, тогда рано или поздно мы встретимся на занятиях.

– А вы здесь преподаете или что делаете?

Я говорю:

– Ну да, представляете, вот тоже преподаю.

И дальше уже: «А что? А как?»…

– В вузе обучаются ребята разных религиозных мировоззрений. Каждый учебный год приходит новая группа, не возникало ли проблем по поводу того, что преподаватель – священнослужитель Православной Церкви?

– Не возникало. Иногда спрашивают: почему Вы бываете, а представители, допустим, ислама или протестантства – нет? Я им отвечаю: «Братцы, я здесь работаю официально. Меня приняли, потому что есть соответствующее образование, опыт преподавания». Ну, а так как студенты довольны моим преподаванием, то никаких вопросов не возникает.

– А со стороны родителей не было протестов? Всё спокойно?

– Очень многие удивляются. «Ой, Вы преподаете?» – «Да». – «И уже сколько лет?..»

Родители, бывая в институте, наблюдают со стороны и видят, что ко мне то и дело подходят студенты, кто-то просто поздороваться, другие – с вопросами. Замечают, что мы очень близки. Ребята обращаются за советами по многим жизненным вопросам. Это для родителей тоже важно. Есть вещи, которые студенты порой рассказывают мне, а не родителям.

Преподаватели тоже замечают это. Если возникает какой-то конфликт на курсе или непростая ситуация, просят меня помочь, побеседовать с ребятами аккуратно, что-то сделать.

И, думаю, важен для родителей мой принцип: студент – просто студент. Независимо от его отношения к религии. Вера и оценки – не одно и то же. Ответил на два – неуд и получишь. Хоть православный, хоть неправославный. Если ты православный, но не знаешь – на высокий балл не рассчитывай.

Двойки – да, ставлю. Зачёт или экзамен, бывает, что не сразу принимаю, если человек не готов. Тройки – нет, не ставлю. Вот четыре, пять – да. Лучше два балла поставлю, человек подготовится ещё раз, ответит нормально. Но чтобы в аттестате была какая-то тройка… Ну, зачем? Нет.

Если ребята православные или просто с уважением относятся к нашей вере, предлагаю перед ответственными делами – такими, как экзамены, – молиться. Для некоторых это едва ли не первый подобный шаг. Делюсь и своим опытом: с юности в дни, когда предстоит что-то значимое, стараюсь чаще подходить ко Причастию – либо сам совершаю богослужения, либо просто причащаюсь. Ведь большего укрепления, чем то, что дано нам Господом в Его Святых Тайнах, в мире нет. Есть те из ребят, кто прислушивается и так постепенно обретают уже свой, личный опыт духовной жизни. И это очень важно.

– Вы учредили архиерейскую стипендию для лучших студентов, которая назначается каждое полугодие. Расскажите об этом.

– Конечно, студенты очень рады, довольны и преподаватели, что есть архиерейская стипендия. Иногда вручаю сертификаты в торжественной обстановке, другие видят – интересуются: «О, правда получает! А сколько? А как?»

Претендентов выбирают со всего института. А в последние года два одного выбирают преподаватели, а второго – сами студенты. И вот когда студент выбирает студента, это бывает сложно, но честно. И всё понятно: кого и за что выбрали, действительно ли человек заслужил – а не потому, что он друг или знакомый проректора, мой или еще кого-то.

– Владыка, а какие качества цените в учениках? За что, возможно, будете более снисходительны к одному и предельно требовательны к другому?

– Если студент работает все время и видно, что он растет, то, конечно, это благо и оцениваю выше. Если студент в какой-то степени «слабенький», но у него есть желание стать лучше, вижу, что он работает, – тоже помогаю.

Не разрешаю им употреблять «сорные» слова в речи, всегда останавливаю, прошу начать ответ заново. Они не любят этого. Также с опозданиями. Всем приятно, когда человек пунктуален, но, если ты опоздал на лекцию – не надо объяснений, тихо заходи, садись и слушай. Нельзя прерывать занятие.

– Ваше Преосвященство, расскажите, с какого предмета вы начали преподавательскую деятельность в ОГТИ и какие предметы преподаете сейчас.

– В первый год у меня был курс «Церковь. Государство. Общество» (Социология) – рассматривали общие темы. Ну, а дальше читал курсы «Сравнительный анализ мировых религий», «История Европы в новое время» и «Политология». В Оренбургской духовной семинарии все эти годы преподаю миссиологию. Конечно, курс политологии интересный, сложный и в какой-то степени опасный для сегодняшнего времени.

– Наверное, очень много коварных вопросов задают, да?

– Конечно, у студентов вопросы разные бывают: почему так обстоят дела или почему то или иное решение принимается. Я должен отвечать. Довожу до их сведения официальную точку зрения и другие взгляды, ссылаясь на тех или иных видных политиков, политологов, цитирую их. Хочу, чтобы студенты могли смотреть на вопрос с разных точек зрения, учились мыслить.

Но всегда напоминаю о том, что для обретения истины, для понимания того, как правильно поступать, нужно, прежде всего, быть человеком, хранить и укреплять нравственные основы и в семье, и в обществе. В Священном Писании сказано, что узрят Бога, т.е. ясно увидят Того, Кто есть Абсолютная Истина, те, кто чист сердцем (см. Мф. 5,8) – люди, хранящие в чистоте совесть, те, кто стремится жить действительно честно, очищать свое сердце от пороков и любых проявлений безнравственности. Такой человек не будет сомневаться в том, что правда, а что ложь, он очень тонко и вместе с тем предельно ясно это почувствует.

– Огорчаетесь, если видите, что ваш предмет кому-то не интересен?

– Такого нет. Бывают, конечно, темы, более или менее захватывающие внимание. Но чтобы лекция была интересна, студентам сообщаю заранее, какая будет тема, часто приглашаю профессионалов по этой специализации.

Я помню, когда учился в семинарии, наместник Лавры нам преподавал психологию, педагогику, и он приглашал специалистов со стороны. Алексей Ильич Осипов мог тоже позволить себе кого-то иногда пригласить. И такие занятия были увлекательными, профессор и гость дополняли друг друга, а иногда в какой-то степени возникал и диспут. Было интересно.

Я этот метод тоже использую в работе. Студенты знают, что придет тот или иной специалист, будем разбирать важную тему, которая пригодится в будущем. Такие лекции порой приходят слушать и студенты других факультетов.

– А кого из интересных людей вы приглашаете?

– Приглашаю священников нашей епархии, в основном руководителей отделов: по социальному и миссионерскому служению; взаимодействию с Вооруженными силами и исправительными учреждениями… Приглашаю на лекции представителей городской администрации, различных учреждений: полиции, правосудия, медицины и прочих. Студенты хорошо знают мою точку зрения, а вот послушать других людей – это для них благо.

– Владыка, а что еще вы взяли на заметку от своих наставников и применяете сейчас в учительской работе?

– У наших преподавателей в Московской духовной академии и семинарии был необычный подход: они уважали любой вопрос, иной взгляд, можно было с ними спорить, не соглашаться. Они с уважением относились к студентам, называли коллегами. Для нас это было необычно: такой человек – преподаватель Московской академии – и так обращается к нам! Такой подход я теперь сам выстраиваю в светских учебных заведениях. И студентов называю коллегами. А раз они коллеги – значит, естественно, обращаться надо по имени-отчеству.

Многие мои преподаватели давали читать дополнительную литературу и нужно было по ней отвечать в конце учебного года. И сейчас, будучи преподавателем, делаю то же самое. Уроки – это прекрасно! Но найдите книгу. Я предлагаю около 15 книг, и каждый выбирает, даже может предложить что-то свое. Требую, чтобы записывали название, автора, главную мысль, выписывали цитаты. Т.е. такой небольшой конспект. Но требую, чтобы писали только от руки.

Кроме того, у нас есть и такая практика: студенты ведут особую тетрадь, в которой записывают поздравления на разные случаи жизни: День знаний, День учителя, Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, 9 Мая, Последний звонок и другие праздники и торжественные случаи. Эти поздравления ребята готовят сами. Нужно знать, что говорить в дни скорби или особой радости. Поэтому важно именно записывать. Также переписывают себе лучшие речи однокурсников. Проходит время, и многие выпускники приходят и говорят: вот эту тетрадь мы бережём, она часто помогает, выручает нас.

Помню, в студенческие времена мы с однокурсниками выбирали тему, делились на две группы, каждая из которых развивала вопрос по-своему, пытаясь доказать свою правоту. Соперничали, каждый защищал и отстаивал свою позицию. Это было здорово.

И я рад тому, что люди, которые принимали активное участие в тех дискуссиях, сегодня на виду в Русской Церкви, их знают многие. Это протоиерей Вадим Леонов – заведующий кафедрой богословских дисциплин Сретенской духовной академии; священник Валерий Духанин – проректор Угрешской духовной семинарии. Мы недавно встречались, вспоминали годы обучения, как спорили и как было замечательно. Еще из тех, кто учились со мной в одно время, – священник Савва Гаглоев, служит сейчас на Кубе; священник Димитрий Ермаков, преподаёт в МДА, и другие.

Теперь пытаюсь у своих студентов развивать умение отстаивать свою точку зрения. Не обязательно со всем соглашаться, можно рассуждать, дискутировать. Ведь в беседе, в диалоге рождается истина. Но для этого необходимо много работать в библиотеках, в архиве, искать материал, чтобы свой взгляд на данный вопрос суметь обосновать.

 

Вторая часть интервью опубликована здесь

вернуться