Еще в 90-е годы прошлого века Президент РФ издал указ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества». Его целью было оказание социальной, медицинской и иной помощи тем, кого в простонародье называют бомжами (лица без определенного места жительства), а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепление общественного порядка. Федеральному правительству и органам исполнительной власти в регионах была поручена реорганизация приемников-распределителей ОВД для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.
Нельзя сказать, что более чем за десятилетие ситуация по стране кардинально изменилась. Мы по-прежнему видим подозрительного вида личностей, копающихся в мусорных баках. Бомжи являются социальной язвой российских городов. Посмотрим на ситуацию в разрезе нашего города.
Поселок Первомайский. Здесь, на неприметной улице Коларова, напротив школы № 26, расположено скромное двухэтажное здание. Его официальное название - Храм Святой Елизаветы, оно является домовой церковью и своего рода филиалом Храма Святого Георгия Победоносца (настоятель отец Сергий). При храме на ул. Коларова имеется несколько подсобных помещений. В их числе - приют для бездомных, конно-спортивная секция, столярная, швейная и художественная мастерские.
С медсестрой Светланой Фоминой, работающей при храме, мы осматриваем помещения. Везде кипит работа. Посетив мастерские и конюшню, где мирно стоят в стойлах пять лошадей и одна пони, мы заходим наконец в помещение приюта для бездомных. Комната нижнего этажа достаточно просторна. Тем не менее разместить здесь 25 человек удалось лишь с помощью коек в два яруса.
Мужчины самого разного возраста, серые, ушедшие в себя, лежат или сидят на этих нарах. Кое-кто уставился в светящийся экран небольшого телевизора.
- Вот они, наши «небожители», - представляет Светлана Владимировна, - так мы их называем. Здоровых среди них практически нет, большинство приходит к нам с улицы. Есть в их числе погорельцы. Принимая постояльцев, мы обязательно делаем флюорографию, их консультирует фтизиатр. На сегодня один лечится в тубдиспансере, еще одна женщина находится в санатории на долечивании. Остальные здесь. Работают они по мере возможности. Если проблема с ногами, то помогают на кухне.
- А как по поводу пристрастия к спиртному?
- Это исключено. Батюшка и его помощник в нашем храме Рустем Галимович Мухамадеев сразу же оговаривают это условие с постояльцами приюта. Если нарушил данное условие или ушел гулять без спроса - человек изгоняется отсюда. Жесткая дисциплина - основа проживания здесь.
Приют обеспечивает людям, отверженным обществом, нормальное питание, бесплатное лечение, возможность трудиться. Взамен требуется только отказ от пагубного пристрастия. К сожалению, некоторым это не под силу.
Знакомлюсь с «небожителями». Сергей, мужчина кавказской национальности 53 лет, находится в приюте второй месяц. Ни семьи, ни родственников у него нет. Проживанием здесь доволен.
Через две кровати от него еще один Сергей, он чуть постарше - ему 55. Он инвалид - нет обеих ног.
- Я уже четыре месяца жду очереди в центр адаптации, - рассказывает Сергей, - поступил в приют прямо из больницы, со швами, их здесь же и снимали. Сложная система оформления заставляет меня, как белку, ходить по кругу… Были бы ножки, я и сам обошелся, а так особо не разбежишься. Но я и на коляске поеду правду искать.
Здесь следует сделать небольшое пояснение. До 20 октября прошлого года процедура оформления в существующий в Орске центр адаптации для такого рода лиц была гораздо проще. С нормальными анализами и обходным листом инвалид из приюта попадал туда автоматически и в короткие сроки. Потом ситуация ужесточилась. Путевки в центр оформляются теперь только через областной центр, причем вместо 4-х врачей, как было раньше, надо обойти 10. Да и анализы недешевы, под 700 рублей.
Есть в приюте и тяжелобольной. Третий месяц лежит здесь после инсульта Виктор Юткин, ждет путевку в Дом инвалида. Все это время за ним добровольно ухаживает другой постоялец Сергей Токмаков, который обитает здесь временно. Весной он планирует сесть на комбайн, чтобы работать на посевной в пос. Херсон Гайского района.
Интересным собеседником оказался житель приюта Дмитрий Папиков. У него в жилах наряду с русской течет и армянская кровь. Имеет высшее образование, знает английский язык. После военных событий в Баку переехал в Москву. В столице попал в больницу и по линии Московской патриархии был направлен в Орск. Перенес два инфаркта.
- Состояние у меня неважное, - качает головой Дмитрий Сергеевич, - но в трудностях спасают книги.
Я обратил внимание на целую стопку различных изданий, что находятся в приюте. Есть и классика, и научно-познавательная литература.
Из мужской комнаты мы поднимаемся на второй этаж. Здесь живут женщины. Их немного. Кто-то занимается вязанием, другие смотрят телевизор. Мой вопрос: «Ходите ли на танцы?» - веселит их, хотя, наверное, состояние здоровья и не располагает к особой радости. Они тоже восстанавливают утраченные документы, оформляют инвалидность или готовятся к перемещению в центр адаптации. А те, кто может трудиться, помогают работникам столовой или занимаются уборкой помещений как родного храма, так и того, что находится на площади Васнецова.
- Вся беда наших постояльцев и пациентов, - говорит Светлана Фомина, - в том, что без паспортов, без страхового медицинского полиса они считаются изгоями. Их неимоверно трудно устроить на прием к врачу, они практически никуда не вхожи…
По-человечески этих людей, конечно, жалко. Они находятся на обочине жизни. Безусловно, в приюте их хорошо кормят, одевают, оказывают посильную медицинскую помощь (медпункт оснащен тубусным и стационарным кварцем, аппаратом УВЧ, ингалятором и прочим современным оборудованием). Наконец, здесь они могут работать, читать, слушать музыку, посещать праздничные концерты. На территории храма есть небольшой огород, в нынешний сезон тут планируют разбить ботанический сад. Так что постояльцам есть чем заняться. Даже обратиться к Господу возможно - для этого в определенные часы надо прийти в молельную комнату. И все-таки эти люди ущербны: с ними нет рядом родственников, близких, их общение ограничено, как ограничен круг заключенных или солдат, обитающих в одной казарме.
- Неимоверно сложно содержать такой приют, - поделился со мной впечатлением настоятель прихода Георгия Победоносца отец Сергий. - Человеку со стороны не понять даже степени этой сложности. Меня может понять женщина, у которой на попечении пьющий муж. Но он у нее один, а у меня таких потерявшихся в жизни людей более 30. А было и 100. Беда не в том, что они лишились соцпакета, большинство из них потеряли сами себя, а это, поверьте, гораздо страшнее. И все-таки опускать руки не стоит. Они живут рядом с нами, в нашем обществе, и мы несем ответственность за них. Хотя бы с точки зрения естественного самосохранения. Вот почему мы делаем все возможное, чтобы эти люди совсем не опустились на дно. За время существования приюта всякое было. Некоторые из постояльцев, мужчины и женщины, связали свою судьбу, и мы благословили их на совместную жизнь. Другие ушли из жизни, мы отпевали их и провожали в последний путь.
Но так или иначе, когда я предстану перед Господом, мне будет что сказать ему. Не все у меня, возможно, получилось, скажу я ему, но я пытался…
СПРАВКА ОГ:
Приют для бездомных при храме Святой Елизаветы в Орске существует с 2005 года. Его основатели — отец Сергий (в миру Баранов) и директор социально-православного комплекса Петр Золотов. Приюту на договорной основе оказывают благотворительную помощь многие предприятия и организации. Охотно сотрудничают с ним главные врачи центра СПИД, кожвендиспансера и туберкулезного диспансера.
Александр Иванов,
«Орская газета» №19 (600), 16 марта, 2011 г.