ЕДИНСТВО ВЕРЫ – ОСНОВА СЧАСТЛИВОГО БРАКА.
ВОЗМОЖНЫ ЛИ БРАКИ ПРАВОСЛАВНЫХ С ИНОСЛАВНЫМИ?

Недавно получил очередное письмо с вопросом: «Мой возлюбленный – мусульманин, ест свинину, не совершает намазы и не фанатик. В Бога не верит. Можно ли мне выйти за него замуж, не совершаю ли я грех?»
Тревога этой девушки понятна – в пору влюбленности не все молодые люди готовы смотреть далеко в будущее, слишком многое закрыто от юного человека. Тем более жених только и повторяет: «Мы на дискотеке познакомились, а не в мечети! Я – светский человек, законов шариата не знаю и тебе, и детям ничего навязывать не буду!» Но проходит время и всё меняется – сам супруг, его друзья, знакомые, все окружение молодой семьи. Молодого мужчину все чаще спрашивают: «Почему твоя супруга? А почему твои дети…?» И если поначалу русская жена «повышала» его статус в глазах окружающих, была чем-то «необычным» и «интересным», то спустя годы «неверная» жена может стать для него немалой проблемой.
В советское время люди нередко заключали межнациональные браки. В «безбожном» государстве это не столь серьезно обременяло – ведь, большей частью, людей объединяла цель добросовестно вместе трудиться, стремиться обустроить свой быт без «религиозных предрассудков». Итог – смешение народов, процесс, который продолжается и по сей день.
Но если в прошлом о Боге не думали, то сегодня иначе: есть верующие, исповедующие разные религии, которые желают заключить брак. Как быть в таком случае: заключать ли такой брачный союз? Этот вопрос сегодня весьма актуален.
В Православии, как и других религиях, никогда не одобрялись межрелигиозные браки. Церковь всегда предупреждала о последствиях такого выбора. Об этом свидетельствует Священное Писание: «Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих» (Исх. 34, 16). Помня это Исаак, сын Авраама взял себе жену из дочерей Ханаанских (Быт. 24, 3), а его брат Исав из хеттеянок. «И было это в тягость Исааку и Ревеке» (Быт. 26, 35), так что последняя сказала, что она «жизни не рада из-за дочерей Хеттейских» (Быт. 27, 46).
Пророк Малахия говорит: «Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога» (Мал. 2, 11). Таким образом, Слово Божие называет смешанные браки «великим злом, грехом перед Богом» (Неем. 13, 27).
Святые отцы Православной Церкви также неодобрительно относятся к заключению межрелигиозных браков. Священномученик Игнатий Богоносец пишет: «Хорошо мужчинам и женщинам, вступающим в брак, делать это с благословения епископа, так чтобы брак был по Господу, а не по похоти». 1
Верующие христиане брали благословение на супружество. Блаженный Амвросий Медиоланский говорит: «Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то, как может быть брак там, где нет согласия веры?»2
14 правило IV Вселенского Собора накладывает епитимью на тех чтецов и певцов, которые вступают в брак с иноверными или отдают своих детей в такой брак. «Понеже в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе в жену иноверную… разве в таком только случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает прейти в православную веру. А кто преступит сие определение святаго Собора тот да подлежит епитимии по правилам».3 А 72 правило VI Вселенского Собора не одобряет заключения брака с еретиком. «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен»4.
Таких правил придерживались в России до1917 года. И это несмотря на то, что практически все цари брали в жены неправославных и нерусских невест. Но их жены обязаны были до совершения Таинства брака и до венчания на царство принять Православие.
Вопросы о возможности заключения межрелигиозных и межэтнических браков задают сегодня все чаще. Поскольку приезжие, в большинстве своем, мужчины, то православный священник слышит о подобном недоумении почти всегда от девушки. К сожалению, нередко люди обращаются не столько за советом, сколько за непременным получением благословения. Аргументация сводится к утверждениям, что возлюбленный мало религиозен или и вовсе «любит свинину и водку и ничем не отличаются от русских». Но часто случается, что молодой человек по молодости ничем «духовным» не интересуется. Однако проходит время, он возвращается к себе домой и все более стремится к тому, что заложено с детства – к вере отцов и дедов. Тогда русская жена становится ему обузой, и он склоняет ее к принятию ислама. В таких браках русские девушки оказываются слабыми и беззащитными. Это случается, потому что русские женщины соглашаясь на брак с мусульманами, имеют очень смутные представление о том, что их ждет. Чтобы сохранить брак, русской жене необходимо огромное терпение. Ее буквально «терзают», требуя, чтобы она приняла ислам и соблюдала все установленные обычаи. Старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховска так говорит об этом: «После свадьбы все резко меняется. Мусульманский мужчина не терпит возражений, может запретить жене даже выходить из дома! Наши женщины в таких браках очень часто страдают… Если вам предлагают уехать на родину жениха, например, в Азербайджан, не соглашайтесь! Это совсем другая культура и традиции. Наши женщины, как показывает практика, такого испытания просто не выдерживают»5.
Говоря о данном вопросе, следует сказать несколько слов о современных миграционных процессах. В последнее время в Россию все меньше приезжают урожденные украинцы – это обусловлено многими обстоятельствами отношений государств. Несколько лучше дела обстоят в отношении граждан Белоруссии и других стран ближнего зарубежья. Но и им не всегда здесь комфортно. Часть из них уезжают работать в Европу. Вместо них в Россию (особенно на Дальний Восток) приезжают жители Китая, Вьетнама и республик Средней Азии. Они и заключают браки с местными девушками. Многие из приезжих исповедуют ислам.
В странах Европы также немало приезжих из стран Африки, которые исповедуют ислам. Беженцам оказывают материальную помощь. Однако, многие мигранты не желают изучать язык, не стремятся ассимилироваться, соблюдать законодательство и добросовестно трудиться – они совершают преступления и агрессивно настроены к местному населению. Их вполне устраивает то, что получают материальную помощь, достаточную для проживания. Это провоцирует коренных граждан – многие европейцы справедливо недовольны. Не дай Бог, чтобы за свою политкорректность и демократию через несколько лет жестко расплатиться – буквально потеряв страну.
В Израиле также переживают за свою страну. Местное министерство по делам религий, ведет учет смешанных браков и по сведениям этого ведомства «ежегодно в Израиле переходят в другую веру в среднем 50 молодых евреек. Опрос показывает, что замуж за арабов выходят, главным образом девушки, не получившие в свое время родительского тепла»6.
Иногда можно услышать утверждение, что в межнациональных браках рождаются одаренные дети. Но это далеко не всегда так. Взять, например, Латинскую Америку: здесь большое число смешанных браков, но мы видим много метисов, а не гениев. Талант ребенка во многом зависит от уровня культуры его родителей, от образования, которое он получит, но совсем не от того, что его мама и папа разных национальностей. Правда, есть некоторые исключения. Так, брак юноши из стран Средней Азии – студента российского вуза и русской девочки, которая учится там же, вполне может быть благополучным. Но, если молодые люди познакомились на дискотеке, на рынке и т.п., одним словом, на улице, то дело обстоит совсем  иначе…
Очевидно, что граждане стран СНГ и некоторых других государств приезжают в Россию на заработки – на родине многие бывают едва ли не обречены на нищету. Но, к сожалению, люди порой сталкиваются с тем, что за выполненную работу не получают заработной платы. Поэтому некоторые приезжие рады работать при храмах – они уверены, что их здесь не обманут. Большей частью они выполняют строительные работы. Как относиться к такому явлению? Хорошо ответил на этот вопрос диакон Андрей Кураев: «Мусульманин, строивший христианский храм, не будет потом его считать чем-то совсем чужим и враждебным для себя. Если он и его дети останутся тут – этот храм они будут считать «почти своим». Если он вернется на свою родину – и там на местные христианские храмы он будет смотреть добрым глазом, а энтузиазм косоваров, взрывающих сербские церкви, будет ему чужд»7.
Ситуация со смешанными браками влечет за собой очень серьезные последствия общенационального масштаба. История помнит, как возникали и исчезали великие державы, как смешивались народы, постепенно изменялись целые цивилизации и менталитет наций. Наблюдаем ли мы закат европейской цивилизации и русского этноса? Это покажет только время. Но, если все же так, то православный народ России может и должен поступить, как поступили некогда византийские греки, когда передали свою духовную жемчужину – Православие – древней Руси. Многие прогнозируют, что через несколько десятилетий Сибирь и Дальний Восток будут заселены преимущественно китайцами. Возможно, среди них есть достойные люди, которые могли бы сохранить православную веру. Ведь во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея ˂…˃ ни варвара, Скифа» (Кол. 3,11).
В заключение стоит отметить, что любить человека другой нации – не грех. Люди, вступающие в такие браки, не «преступники». Дети, рожденные в таких семьях – законные граждане страны. Эти браки допустимы, но не желательны. Понятия «грех» и «угроза» – не одно и то же. Греха в межнациональном и межконфессиональном браке нет, а угроза имеет место. Если молодые люди сделали свой выбор и создали семью – это их право. Но говорить о трудностях и предупредить их мы обязаны.

Епископ Орский и Гайский Ириней


 

1. Цит. по Даниил Сысоев, иерей. Брак с мусульманином.
2. Там же
3.Кормчая книга. Канон 14 четвертого Вселенского Собора в Халкидоне.
4. Кормчая книга. Канон 72 шестого Вселенского Собора в Трулле.
5. Мигрант для москвички – лучший жених? // Комсомольская правда от 31.08.2007
6. Бартзон Б. Как израильтянки переходят в другую веру // Вести. 01.05.2000. Тель-Авив
7. Кураев Андрей, диак. Межнациональные и межрелигиозные браки.





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры