О любви к себе и ближним

Давайте порассуждаем, нормально ли это – когда человек любит себя.  Евангелие свидетельствует, что Христос учил прежде всего любить Бога и уже после того людей – ближних наших и себя самих. Любовь к Богу – основа всего.
Человек, несомненно, должен помнить, что Господь наделил его бесценным даром – человечеством. Человек – Образ Божий. Именно Образ Божий в себе нам и следует любить. Божие, а не «свое»! Если человек будет любить себя иначе, он не только социально и нравственно деградирует, но, что действительно страшно – погибнет духовно, погибнет для вечности. Человек же, сознающий величие Божие во всем и, более всего, в душе человеческой, будет видеть его и в других, и, конечно, станет относиться к себе и ближним с должным благоговением.
Протоиерей Геннадий в книге «Небесная лествица» пишет: «Любить себя, с точки зрения христианина, – это любить в себе образ Божий. А вот когда я в себе люблю себя, это уже идолопоклонство, это уже сотворение кумира, строительство капища внутри себя. Но такое возникает только тогда, когда я себя люблю вместо Бога. Не Бога в себе, а себя вместо Бога… Если в любви нет Бога, то эта любовь непременно примет страстные формы, а это ведет к трагическим исходам. Надо любить себя – ту бессмертную душу, которую вверил нам Господь и которую ты должен спасти».
Бывает, человек рассуждает так: пока я не полюблю себя самого и не научусь себя уважать, никогда не смогу полюбить своего ближнего, не смогу ему посочувствовать, пожалеть его, помочь … Но ведь если человек научится любить сначала только себя, только свои «интересы», ведущие на вершины социальной и, как ему, видимо, кажется, нравственной «лестницы», он очень рискует не научиться любить других вовсе и рано или поздно опустится до презрения к ближним. Святитель Тихон Задонский говорит: «Самолюбивый хочет быть любимым и другими, а других не любит и не хочет любить. Если и делает кому добро, однако не даром, но ради своей корысти. Самолюбивый нанесенных обид не терпит, но мстит или хочет мщения».
Кроме того, часто человек деградирует как раз из­за преувеличенной любви к себе, которую якобы «не заметили» окружающие… Такой, научившийся прежде всех любить себя, человек очень страдает, если другие «не ценят его по достоинству»,.. начинает «заглушать свое горе». Начинается всё с видимого безразличия к людям и себе (как бы «ответном»), а заканчивается часто трагично. К сожалению, в обществе такие примеры вовсе не редкость. И причина, повторюсь, совсем не в том, что человек не умеет «себя ценить»… Но, увы, в прямо противоположном.
Итак, неразумная любовь к себе та, которая превосходит любовь к Богу. Любить себя важно. Но что это значит? В православной традиции, это любовь к бессмертной своей душе. Всякий грех есть преступление против нашей собственной души, своего рода убийство души. Настоящая, христианская любовь к себе – это забота о душе. Это стремление к спасению, к совершенству, работа над собой, исправление. А высокое мнение о своих достоинствах, излишняя забота о теле и т.п. – есть не любовь к себе, а любовь к своему грешному и слабому «ветхому» человеку. Эта любовь пагубна, о ней говорит святитель Игнатий, епископ Кавказский, указывая на то, что сам человек становится злейшим врагом себе, непрестанно согрешая, чтобы угодить этой любви к себе, но не истинной, а ложной – замененной эгоизмом.
Подумайте, неужели святые любили себя в том понимании, к которому все мы привыкли? Неужели Подвигоположник Господь явил нам пример «любви к себе», молясь на Кресте за распинающих Его?! Где здесь хоть тень «любви к себе»?! Чтобы глубже понять это, можно вновь обратиться к словам святителя Игнатия: «Правильная любовь к себе заключается в исполнении Христовых заповедей».
Любой человек в глубине души понимает, что у него есть высшее предназначение, которое не связано ни с его биологическими потребностями, ни с его социальными функциями. Есть нечто другое, для чего он живет. Человек, по­настоящему любящий себя, будет стараться не попасть в рабство собственных страстей. Это рабство греху означает, что он любовь к себе, к Богу, к ближнему променял на состояние зависимости, дающее ему иллюзию покоя, иллюзию смысла жизни. Это и есть самолюбие, которое недопустимо для православного христианина.
Итак, если говорить о любви к себе как любви христианской, любви к Образу Божию в себе, то она, несомненно, необходима для нас. Но если иметь в виду столь распространенную ныне позицию об уважении и едва ли не почитании самих себя более тех, кто с нами рядом, предпочтении себя другим, а не самоотверженное следование Любви Божией, то это глубокое заблуждение.

ИРИНЕЙ,
епископ Орский и Гайский





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры