ИСТОРИЯ ОДНОЙ БИТВЫ ИЛИ ПОЧЕМУ БЛИЖНИЙ ВОСТОК НЕХРИСТИАНСКИЙ?

История не знает сослагательного наклонения, но помнит события и выдающихся людей, героев и гениев своего времени, оставивших неизгладимый след в веках. Таковым был полководец, возможно, сын казахского народа, аль-Малик аз-Захир Рукн ад-дунийа ва-д-дин Бейбарс аль-Бундукдари ас-Салих известный в истории как правитель Египта Бейбарс.
Именно он в 1260 году одержал малоизвестную в нашей истории победу при Айн-Джалуде в Галилее – сражении, ставшем одним из ключевых моментов всемирной истории.
В XIII веке Ближний Восток оказался в руках монголов. Мощная монгольская армия завоевала Персию, Палестину и Сирию. Ей покорились Багдад с центром арабского халифата, Дамаск и Халеб (Алеппо). На очереди стоял Египет с пришедшими к власти мамлюками, который должен был перейти в руки монгольских завоевателей. Брат великого хана Мункэ – главнокомандующий монгольской армией Хулагу отправил посольство к мамлюкскому султану Кутузу в Каир с ультиматумом: «Великий господь избрал Чингиз-хана и его род и [все] страны на земле разом пожаловал нам. Каждый, кто отвернулся от повиновения нам, перестал существовать вместе с женами, детьми, родичами, рабами и городами, как всем должно быть известно, а молва о нашей безграничной рати разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре. Так что, ежели ты покорен нашему величеству, то пришли дань, явись сам и проси [к себе] воеводу, а не то – готовься к войне».
Ответом Каира стала казнь монгольских послов. Началась усиленная подготовка к войне.
Все шло к тому, что Египет бы пал, но в 1259 году в Золотой Орде внезапно скончался великий хан Мункэ. Хулагу с большей частью войска вернулся в Иран, а в Палестине остался корпус (гарнизон), возглавляемый генералом монгольской армии Китбуки. Ему и предстояло сразиться с мамлюками. Силы были примерно равны.
В битве с исламистами монголы рассчитывали на поддержку крестоносцев, небольшие отряды которых еще оставались в Палестине. Но те отказали, предпочитая сохранять дружественный мамлюкам нейтралитет. Более того, крестоносцы неожиданно поддержали мамлюков: дали возможность египетской армии пройти через свои земли (территорию Иерусалимского королевства и выйти в Галилею), снабдили в христианской Акре продовольствием и помогли зайти в тыл к монголам.
Китбука находился в долине Бекаа, когда получил известие, что мамлюки вступили в Сирию и направляются на север. Он собрал свои войска, рассеянные по гарнизонам и пастбищам, выступил на юг и занял позицию близ Айн-Джалута.
3 сентября 1260 года две армии сошлись здесь, в Айн-Джалуте. В этом сражении важную роль в победе мамлюков сыграло неожиданное отступление сирийских мусульман, сражавшихся в войске монголов, приведшее к образованию бреши в их рядах. Бейбарс ложным отступлением завлек Китбуку в засаду, где на него с трех сторон ударили мамлюки. Монгольская армия была разбита, Китбука был взят в плен и казнен.
Эта победа имела огромное моральное значение: миф о непобедимости монгольской армии пошатнулся, армия мамлюков подняла боевой дух египтянам. Бейбарс, в том числе благодаря этой победе, стал султаном Египта.
Если бы монголы победили мамлюков – ислам как господствующая религия перестал бы существовать не только в Египте, но и на всей территории от Средней Азии до Марокко. Возможно, что вся мировая история пошла бы иным путем. На тот момент – в XIII веке – часть монголов были христианами (они придерживались несторианства – еретического течения), а другие – язычниками.
В результате поражения монголы ушли с Ближнего Востока, а спустя примерно столетие Золотая Орда приняла ислам.
В то же время мамлюки обосновались на Востоке. Христиане Палестины, Сирии и Египта (а их в то время было никак не менее половины – по подсчетам некоторых историков, даже большинство) жестко преследовались египтянами. Такова была «благодарность» крестоносцам-христианам за оказанную мамлюкам помощь. С того времени христиан на Ближнем Востоке стало всё меньше.
Если бы монголы одержали победу в сражении при Айн-Джалуте, то они бы образовали свою огромную христианскую империю. Но этому не суждено было быть.

Епископ Орский и Гайский Ириней





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры