ХРИСТИАНИН И ВОЙНА – О СВЯЩЕННОМ ДОЛГЕ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА

«Можно ли защищать Отечество с оружием в руках? Как вообще относиться к войне? Откуда в мире злоба, жестокость, грех?» – люди часто задают эти и многие подобные вопросы. Их острота не умаляется со временем, а, напротив, возрастает во все более агрессивном, эгоцентричном мире. Смерть любого человека никогда не пройдет бесследно. Тем более, если причиной ее стало убийство, чем бы оно ни было обусловлено. Так что же можно предложить в ответ?

Христианин всегда должен помнить слова Спасителя: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 12-13). Важно помнить и о том, что, по слову святителя Филарета, митрополита Московского, «плохой гражданин земного отечества не может быть хорошим гражданином Отечества Небесного». Мы призваны любить, «возделывать и хранить» (Бытие 2, 15) созданный Богом мир, в котором живем. И это значит, что мы не должны быть безразличны к жизни государства, его истории и культуре. Поэтому священный долг, особо для верующего человека, – защищать Отечество, даже ценой своей жизни.

Церковь благословляет воинов на ратный подвиг. Обиды и жестокость порой приемлемо переносить безответно – только если они касаются лично меня. Но за алтари и очаги, за жизни ближних, за всё, что священно – родные святыни и наши дома – должно стоять до последнего. Оружие в руках воина – лишь средство защиты. И, как всякое средство, оно может быть использовано во благо или во зло. Даже обычный нож в руках хирурга – спасение, а в руках бандита – смерть. Многое зависит от нас самих.

При этом Церковь, благословляя оружие, молится о воинах, уповая, что их мечи навсегда останутся в ножнах. Если все же не так – Церковь соборно молится, чтобы оружие служило только для защиты от явного врага и никогда – для нападения, ибо мы помним слова Господа: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

К вопросу о проявлении греха в нашем мире: мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел к людям именно потому, что человечество погибало от грехов. Но не всегда следствия греха прямо связаны с личной ответственностью человека за что-либо. Вспомним Евангельское повествование о слепорожденном, когда ученики, видя несчастного, спросили Спасителя: «Кто согрешил – он или родители его, что родился слепым?» И услышали в ответ, что «не согрешил ни он, ни родители его. Но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 2-3). Эта болезнь была промыслом о человеке и его ближних, чтобы явилась Слава Божия.

Слава Божия явилась на Голгофе. Перед Своим распятием Христос сказал ученикам: «Ныне настало время прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 23). Прославиться, т.е. явить силу и милость Божию в полноте. Сын Божий пришел в мир, чтобы победить зло, а не для того, чтобы объяснить его причины.

Мы можем спросить Бога о страданиях и даже, возможно, получим ответ – при встрече с Ним. Конечно, если проведем земную, временную жизнь благочестиво, стараясь жить по правде Божией.

Мы знаем, что Бог не творил зла. Более того, Он распялся на кресте за нас, чтобы человечество не погибло совершенно во зле. Господь всегда там, где страдают люди, где боль и скорбь, кровь и смерть… Бог всегда с погибающими, Он всегда на Кресте. Рядом с Крестом Спасителя человеческие кресты. Так было на Голгофе. Так остается и поныне. Бог плачет с нами. Всегда.

Вопрос о страданиях, насилии, войнах – трудный, проклятый вопрос. Им нужно болеть, от него нельзя «выздоравливать». Но получить ответ в полноте мы не можем в земной жизни. Все это следует отдать Богу. При встрече с Ним, верю, не останемся без ответа.

Прежде Господь спросит меня за то, что совершил я. Но после, быть может, у меня появится возможность спросить Его… А до той поры лучше молчать и хранить свою боль только для Него.

Глубокую боль и тяжелые страдания переживал легендарный создатель автомата АК-47 Михаил Тимофеевич Калашников. Незадолго до смерти он написал Патриарху Кириллу письмо, в котором делился своими душевными переживаниями и сомнениями по поводу ответственности за смерти людей, убитых из созданного им автомата: «Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, девяноста трех лет от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага? <…> На Вас уповаю в своих грешных раздумьях, на Ваше пастырское слово и Вашу прозорливую мудрость», – писал Михаил Тимофеевич.

Патриарх ответил легендарному конструктору, что его жизнь и труд являют собой пример патриотизма и правильного отношения к стране. А по поводу ответственности конструктора автомата за гибель людей у Церкви есть вполне определённая позиция: когда оружие служит защите Отечества, Церковь поддерживает и его создателей, и военнослужащих, которые его применяют. Он ведь создавал этот автомат для защиты своей страны, а не для того, чтобы им пользовались террористы.

Думается, уместно будет привести полные тексты обоих писем.

 

***

ПИСЬМО МИХАИЛА КАЛАШНИКОВА

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

 

Ваше Святейшество!

Многие годы я посвятил конструкторскому делу. На моем счету более ста пятидесяти образцов стрелкового оружия, которые созданы с единственной целью – обеспечить надежную защиту Отечества от посягательств врагов.

Никто меня не сможет переубедить в народной мудрости «держи порох сухим» и «готовь сани летом», ибо мне очень хорошо известно, каким был наш порох и какими были сани в двадцатых, тридцатых годах, а потом накануне Великой Отечественной войны. Я – солдат, которого судьба испытала в 1941 году, в самые первые месяцы той страшной и роковой для нашего народа войны. Слава Богу, я выжил, хотя получил контузию и ранение, дающие о себе знать уже семьдесят лет.

Да, тело приносит боль, но боль телесная ничто перед душевными ранами, которые мы получаем по жизни. Моя душевная рана 1941 года не дает мне покоя ни ночью, ни днем. Как же так, такая держава, такая мощная оборонная промышленность, такая сильная конструкторская школа, столько замечательных образцов оружия было в заделе, а оказавшись на поле боя, я и мои фронтовые соратники не могли себя защитить. У нас не было автоматов и пулеметов, а легендарная винтовка Мосина, и та одна на троих. И судьба распорядилась так, что вчерашний алтайский паренек, сын раскулаченных и сосланных в таежную Сибирь, танкист и старший сержант становится оружейным конструктором, сумевшим за четыре тяжелейших года воплотить свою мечту в чудо-оружии, в автомате АК-47.

Потом, после войны и до самого недавнего времени, я много и мучительно трудился, я не мог остановиться ни днем, ни ночью, не отходил от станка до тех пор, пока не создавал образец с улучшенными характеристиками. Мы всегда шли в ногу со временем, мы опережали в чем-то нашего главного соперника – американцев и при этом на человеческом уровне были друзьями, хотя и служили разным, непримиримым в те годы, общественным системам.

И мир до 1991 года был таким, каков он был – зыбким, озлобленным, противоречивым. Но он был, несмотря на войны и конфликты, в которых шла перестрелка, погибали люди, в чем повинен и мой автомат…

Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, девяноста трех лет от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага?

Чем больше я живу, тем чаще этот вопрос сверлит мой мозг, тем глубже я забираюсь в своих размышлениях и догадках о том, зачем Всевышний допустил дьявольские желания у человека – зависть, жадность, агрессию, почему Он позволил мыслям о братоубийстве и злодействе вырваться за пределы человеческого естества и стать самодостаточными, возводимыми кем-то и где-то в мораль и политический стандарт? Почему Господь Бог и Сын Его Иисус Христос, приходивший в мир и пострадавший, погибший от земного «мира», оставил все как было и оставляет как есть? Все вокруг меняется, нет смены лишь человеку и его мышлению: он такой же завистливый, злой, бессердечный, неугомонный, как и прежде!

Русская Православная Церковь несет миру святые ценности добра и милосердия. В суровые годы Великой Отечественной войны, когда советским людям как никогда требовалась духовная стойкость, безбожное государство поменяло отношение к вере православной: открылись по селам и городам церкви, колокольным набатом наполнился воздух, из уст народа-атеиста раздавалась молитва…

Уже двадцать лет мы живем в другой стране. Как будто порвалось что-то внутри, какая-то в душе пустота, на сердце безвозвратная утрата… А еще тревога за будущее детей и внуков… И снова, как в годы военного лихолетья, народ потянулся в Богу, к осмыслению своего места на земле и во Вселенной. Церковь и вера укрепляются в российском обществе. И это очень отрадно! Но вот что не может не беспокоить. Да, увеличивается количество храмов и монастырей на нашей земле, а зло все равно не убывает!.. Добро и зло живут, соседствуют, борются и, что самое страшное, смиряются друг с другом в душах людей – вот к чему я пришел на закате своей земной жизни. Получается какой-то вечный двигатель, который я так хотел изобрести в молодые годы. Свет и тень, добро и зло – две противоположности одного целого, не способного существовать друг без друга? И неужели Всевышний все так и устроил? И человечеству прозябать вечно в таком соотношении?

На Вас уповаю в своих грешных раздумьях, на Ваше пастырское слово и Вашу прозорливую мудрость. Смотрю и слушаю Ваши проповеди и ответы на письма мирян, чьи души пребывают в житейских смятениях. Многим Вы помогаете Божьим Словом, люди очень нуждаются в духовной поддержке.

Ваше Святейшество, я всю свою жизнь имел дело с железками, я их притирал друг к другу, делал их соседство более терпимым, дающим новое качество. Конечно, и люди всегда и во все времена требуют притирки, требуют своего конструктора, кто смог бы наставить, помочь им в общении между собой. И такими добрыми посредниками, по моему мнению, являются служители Церкви Русской и Православной. На нашей земле удмуртской есть храм, который расположен в центре Ижевска и носит имя Архангела Михаила, который особо близок моему сердцу, моей душе, в котором за нас, грешников, молятся прекрасные и светлые священники.

И меня Господь надоумил приблизиться на склоне лет с помощью моих друзей к Святым Таинствам Христовым, исповедоваться и причаститься Телом и Кровью Христовыми у отца Виктора, настоятеля этого храма Божьего.

Когда в 91 год от роду я переступил порог храма, на душе моей было волнение и чувство… такое, как будто я уже здесь был… Такое чувство дается, наверное, только крещеному человеку, а ведь меня окрестили в 1919 году в сельской церквушке поселка Курья Курьинского района Алтайского края. Слава Богу, восстанавливается сейчас мой крестильный храм в родном селе, и я благодарен судьбе, что у меня есть возможность поддержать это святое дело. Много лет прошло, а душа помнит, раз отозвалась на голос священника, на молитву, воспряла от мерцания свечей и запаха ладана… Как же хорошо, пронеслась тогда в голове мысль, что отказал я в строительстве музея моего имени на этом месте, где стоит сейчас Свято-Михайловский храм, взорванный в 30-х годах. А ведь у него более чем двухвековая история.

Особенно дорого обстоятельство, что мне было дано в прошлом году по весне возле храма высадить сибирский кедр, доставленный с моей любимой родины, из села Курья Алтайского края. Даст Бог, вырастет из саженца достойное древо, украсит духовную жизнь моих земляков. Будут люди смотреть на храм и на дерево и думать об этом соседстве двух вечных символов Добра и Жизни. И моя душа будет радоваться, наблюдая с высот небесных за этой красотой и благодатью.

Я понимаю, как Вам сложно сейчас, в годину неправедных нападок на Православную Церковь, подрывающих в людях веру и растлевающих их нравственность. Хочется верить, что силы Света и Разума одержат окончательную победу.

Примите мои пожелания доброго здоровья, Ваше Святейшество, пусть поможет Всевышний Вам в Ваших трудах во имя человечества и во благо граждан России.

Раб Божий конструктор Михаил Калашников. 7 апреля, Благовещение. г. Ижевск.

 

***

Ответное послание Патриарх Кирилл направил Михаилу Калашникову

в День Победы, 9 мая 2012 года.

 

ОТВЕТ ПАТРИАРХА

Конструктору, Герою России М. Т. Калашникову

 

Уважаемый Михаил Тимофеевич!

Сердечно поздравляя Вас с праздником Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, хотел бы выразить Вам искреннюю признательность за Ваше письмо и слова поддержки, высказанные в мой адрес.

Долгие годы Вы посвятили трудам на благо Родины, ее безопасности и обороноспособности. Изобретенное Вами стрелковое оружие, лишив вероломного, хорошо оснащенного врага многих боевых преимуществ, сберегло немало жизней наших солдат, помогло им самоотверженно защищать родную землю. Уверен, что Ваш вклад в приближение Великой Победы всегда будет жить в памяти благодарных потомков.

С болью в сердце Вы пишете о том, что созданное Вами некогда в благих целях оружие сегодня далеко не всегда используется для сохранения мира. Но важно понимать, что ответственность за это лежит не на изобретателе, а на тех злонамеренных людях, которые достижения технического прогресса обращают во вред ближним.

Разделяя Вашу озабоченность по поводу современного состояния мира, вместе с тем хотел бы отметить, что зло не имеет самостоятельного бытия и вошло в мир лишь с человеческим грехом, преодолеть который нам может помочь только Божия благодать, подаваемая в церковных Таинствах, в чтении Священного Писания, в молитве.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить Вам признательность за Ваши усилия по восстановлению и строительству храмов, возрождению порушенных в прошлом святынь.

Еще раз поздравляя Вас со знаменательным праздником Великой Победы, желаю Вам крепости сил, душевного мира, духовной бодрости и помощи от Господа во всех благих делах и начинаниях. Предстательством Пречистой Девы Марии да сохранит Вас Милосердный Владыка в добром здравии на многая лета.

С уважением,

†КИРИЛЛ, Патриарх Московский и всея Руси.

 

***

Эти слова вновь подтверждают, что призвание христианина – чтить и любить святыни, хранить их, защищать Родину и ближних. Воспитывать в людях мужество, ответственность и любовь к Отчизне необходимо с самых юных лет. Ведь человек, сердце которого с юности не напиталось любовью к родной земле, к её народу и святыням, будет плохим гражданином. Человек, в душе которого нет почтения к предкам, к родным традициям, станет плохим семьянином. Чтобы взрастить в подрастающем поколении добродетели мужества, ответственности и любови к Отчизне нужно приложить очень много усилий. Но более всего важен добрый деятельный пример старших.

 

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться