ЕПИСКОП ИРИНЕЙ: "СТАТЬ ОТЦОМ ДЛЯ КАЖДОГО"

Ответы Преосвященного епископа Орского и Гайского Иринея на вопросы редакции епархиальной газеты «Жизнь во Христе – слово о вере» (опубликовано в №18 за 2019 г.)

Жизнь епархии как она есть

 

– Ваше Преосвященство, со страниц нашей газеты читатели регулярно узнают о важных событиях из жизни Орской епархии. Вы, как правящий архиерей, довольны результатами прошедшего года? Все ли намеченные планы удалось осуществить?

Человек предполагает, а Бог – располагает. Планировать хорошо и нужно, но на всё воля Божия. Редко, когда можно быть довольным всем, – и это понятно. Более того, быть полностью довольным – порой духовно опасно. Как профессионал, любой человек должен уметь дать объективную оценку своим трудам.

Понимаю, где прав, а где стоит доработать. Главное, чтобы Господь милостиво принял посильные труды наших тружеников. В одиночку никто не сможет все сделать – нам нужны помощники. Только с помощью окружающих людей возможно осуществить какие-либо планы.

 

– Вы постоянно находитесь в поездах по епархии. Как много приходов посетили в 2019 году?

Меня Господь поставил архиереем здесь, чтобы я трудился. Патриарх напутствовал и благословлял посещать приходы по всей епархии, проповедовать Слово Божие, призывать людей к покаянию и возвещать о Воскресении из мертвых Христа Спасителя.

Любой архипастырь помнит слова тропаря святителям: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю». Эти слова относятся к каждому епископу. Этому примеру, такому образу жизни он просто обязан следовать.

В ушедшем году я по нескольку раз был во всех приходах епархии, в том числе и в отдаленных уголках области, где священнослужители ранее почти не бывали. Вместе с нашими батюшками мы «сажали и поливали», и, с Божией помощью, верю, вскоре будут плоды. Более двухсот раз совершал Божественную литургию. Стараюсь и прошу Бога принять и благословить наш совместный труд.

 

– Чаще всего архиерея, который отправляется в поездку по епархии, сопровождает целая свита помощников. Вы же не берете с собой никого. Почему?

Каждый поступает, как считает нужным. Возможно, некоторые архипастыри полагают, что будет полезнее, если взять много помощников. Я более смотрю на состояние наших приходов и трудности священников. Прямо сказать – немногие готовы принять большие «делегации». Да и зачем, если могу просто приехать в храм, к священнику – и все будут рады? Кушаю то же, что обычно дома или в храме сам батюшка, ночую в доме его семьи или друзей, знакомых. Важно, чтобы мой приезд не был в тягость.

К тому же в каждом храме есть свои помощники, и они рады помочь в алтаре, тем более, если приезжает архиерей. Не нужно их обижать, а, наоборот – привлекать к службам. На приходе значительно легче принять одного человека, чем «свиту».

Часто я еду не на один день – вместе со священником посещаем многие приходские общины района. Если бы меня сопровождали, то, как и где священнику всех поместить на ночлег, чем кормить? Важно и нужно думать о состоянии прихода и настоятеля. Любой приезд должен принести радость, а не тяготы. Надеюсь, что меня ждут.

 

– В Орской епархии много лет действует православная гимназия. Как вы оцениваете работу этой духовной школы?

Господь сказал: «По плодам узнаете их» (Мф. 7, 20). Хорошо знаю о состоянии дел в гимназии, потому что в ней преподаю. Кроме того, раз в месяц или два, исповедую всех преподавателей и гимназистов. Вижу разные изменения. Бывали падения людей, совсем неожиданные, которые искренне не очень хотел видеть. И, наоборот, взлеты – хорошее поведение и учеба – от тех, на кого мало кто обращал внимание, и немногие верили в их успех.

Радует, что наша школа дала «путевку в жизнь» многим людям. Некоторые выпускники стали священниками, учителями нашей же гимназии и просто хорошими людьми. Но искушения бывают, без них никуда.

 

– Выступая на епархиальном итоговом собрании 2016 года, Вы благословили священнослужителей Орского благочиния заниматься просветительской и миссионерской деятельностью на приходах отдаленных сельских районов. Прошло три года. Можете подвести какие-то итоги этой деятельности?

Плоды есть и радуют. Многие священники отнеслись к этому благому делу серьезно. Низкий поклон им за труды. Верю, что и остальные подтянутся и потрудятся, чтобы прийти к Богу со своей паствой: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис. 8, 18)

Кто-то из священников стал трудиться по первому призыву, «в первый час» (Мф. 20, 1); возможно, кто-то пойдет и «в одиннадцатый» (Мф. 20, 6), но пойдет.

 

– На протяжении длительного времени в епархии довольно активно ведется непростая работа по преподаванию курса «Основы православной культуры» в светских школах. Каковы результаты этой многолетней работы на сегодня?

Перемены в лучшую сторону есть. Сейчас на территории Орской епархии более 40% школьников изучают «Основы православной культуры». Есть куда стремиться. Лишь бы не навредить – ведь важны не проценты, а качество преподавания этого курса. Полюбят ли дети этот предмет или нет?

 

– Во многих епархиях между архиереем и священнослужителями существует огромная дистанция. А какие отношения с подчиненными сложились у вас и почему? Какими принципами вы руководствуетесь в работе с людьми?

Христос сказал Своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» (Ин. 15, 15). В другом месте Спаситель сказал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Эти слова стараюсь воплотить в жизнь. Радует, что многие священнослужители приезжают ко мне домой, делятся своими успехами и трудностями. Если могу, то даю совет.

Важно помнить и воплощать в жизнь завет апостола Павла: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15). Со мной так поступали, и я должен также поступать. Очень благодарен моим родителям, духовным наставникам и учителям: митрополиту Ташкентскому Викентию, почившему архиепископу Костромскому Алексию, почившему Единецкому епископу Доримедонту, особенно Алексею Ильичу Осипову, за воспитание. Они меня так учили.

 

– Какие главные критерии вы предъявляете, оценивая деятельность священника?

Честность, порядочность, умение осознать, если не прав; крепость веры и желание трудиться во славу Божию. Понятно, что не всё может получаться, но желание должно быть.

 

– Как, на ваш взгляд, должны быть выстроены правильные, здоровые отношения между священником и прихожанами? Какие вопросы духовничества вы считаете самыми важными?

Священник должен стать отцом для каждого и подавать трезвый, чуткий совет вопрошающему, а не давать «камень вместо хлеба» или «змию вместо рыбы» (Мф. 7, 9-10).

Священнослужитель обязан говорить, и вообще, жить так, чтобы после его советов в семьях верующих был мир, а не разногласия и споры. Пастырь дает советы, а не требует их выполнять. Легко разрушить семью или судьбу человеку, скрываясь под видом «благодатного старца», и очень трудно вернуть мир в семье или в душе каждого человека, если допустить неосторожность.

 

Не уходя от острых тем

 

– В 90-е годы прошлого века – годы возрождения Православия в России – у верующих людей отношение к священнику было очень возвышенным, трепетным, он являлся почти непререкаемым авторитетом. Однако в последние годы, как это ни печально признавать, градус доверия к служителям Церкви стал понижаться. И это уже ни для кого не секрет. В чем причины, по вашему мнению?

Увы, сами виноваты, что не стали «солью земли» и «светом мира» (Мф. 5, 13-14). Нам прощают, а мы неблагодарно забываем. Стали чуть не «полубогами», нередко даже не помня, какими должны быть. Позволяем себе многое недолжное. Увы, всегда среди людей были праведники и грешники. Священники – тоже люди… Порой перед палачами предстояли и преступники, и невинные. Святых прославляли, а грешников не почитали. Но только праведникам Господь вручает небесные мученические венцы.

 

– Все чаще достоянием общественности становятся факты о непристойном поведении некоторых священнослужителей из разных епархий. Многие верующие понимают, что они такие же простые, грешные люди, как и все. Прощают их. Понимают, что надо думать о своих грехах, а не о чужих. Тем не менее прихожане хотят видеть в священнике образец для подражания, который ведет их ко Христу, к чистоте и святости. И когда отрицательных примеров становится все больше и больше, верующим человеком могут овладеть печаль, отчаяние, а то и полное разочарование. Что посоветуете пастве?

В данном случае остается только сказать: «Простите нас, люди добрые! И помолитесь за нас». Жаль, что мы не научились на горьком опыте минувшего ХХ века. Господь терпит нас, но долго ли? Не знаю…

Увы, стоит признать, что «Церковь епископов» пока еще не стала «Церковью народа». И я среди них. Мы видим свои недоставки, стараемся… Простите. Верю, что Господь не оставит и наших стремлений!

 

– Выступая на Молодежном форуме, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что часть детей, особенно подростков, уходит из Церкви и потом не возвращается. Размышляя об этом, Его Святейшество заявил: «Этот факт связан с ошибками в воспитании со стороны родителей, и я сейчас не побоюсь сказать самого важного: со слабостью нашей системы воскресных школ». А как вы оцениваете эффективность работы воскресных школ в нашей епархии? Выпускники остаются в Церкви?

Многое зависит от руководителя воскресной школы, от состава преподавателей и от расположения храма. Хорошая воскресная школа при Петропавловском соборе в Новотроицке. В Орске есть замечательные школы при храмах великомученика Пантелеимона, Покрова Божией Матери (бывшем монастыре) и Архангела Михаила. Радует воскресная школа кафедрального собора великомученика Георгия Победоносца. Здесь уже несколько лет действует детско-юношеский православной центр, в котором, кроме Закона Божия, ребята могут заниматься творчеством и спортом – айкидо, самбо, хореографией, в конной школе.

В целом наши воскресные школы выполняют свою миссию по духовному воспитанию и воцерковлению юного человека.

 

– Одной из главных тем, которая волнует людей, является сложившийся в мировом Православии кризис: обострение взаимоотношений между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью, создание на Украине «независимой Церкви». Есть ли, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?

Думаю, что на Украине будут две Церкви: одна в подчинении Константинополя, а другая – Москвы.

Некоторые полагают, что Константинопольский Патриарх готовится принять какой-либо сомнительный закон и не желает, чтобы ему препятствовал Московский Патриарх. По этой причине и произошел разрыв между Москвой и Константинополем.

Важно, чтобы состоялось совещание, о котором говорил Патриарх Иерусалимский. Чтобы соборно решался вопрос автокефалии Украины. Многие эксперты утверждают, что Москве нужно было раньше Константинополя дать автокефалию Украинской Православной Церкви. Константинополь подтвердил бы законность этого, и мы сегодня могли бы причащаться из одной Чаши Христовой.

О разрешении этой сложнейшей ситуации нужно горячо просить Бога. Он поможет.

 

– Пожалуйста, выскажите свое мнение о недавно вступившем в силу новом законе, который закрепляет за религиозными организациями исключительное право на паломническую деятельность. Не усилит ли этот закон еще большее отдаление неверующих людей от Церкви? И как с паломнической деятельностью обстоят дела в Орской епархии?

Не думаю, что будут проблемы. Например, московские паломнические центры имеют возможность юридически сменить форму деятельности. Тогда по факту они продолжат организацию поездок по святым местам – только паломников чаще станут называть «туристами», чтобы соблюсти формальности. Еще важный момент – многие люди обращаются к конкретным экскурсоводам или в зарекомендовавший себя центр, потому что доверяют.

В Орской епархии паломнического центра на данный момент нет. Довольно высокие требования к условиям перевозок, которые полностью мы соблюдать пока не сможем. Частным образом поездки по святым местам порой организуются. Но все же это очень рискованно с точки зрения безопасности.

 

– Летом прошлого года десятки священнослужителей выступили с заявлением против ареста журналиста Ивана Голунова, задержанного правоохранительными органами по ложному обвинению. Вы были солидарны с теми, кто подписал заявление?

Читатели нашей газеты могли видеть мою статью о заключенных, в которой говорю, что не стоит сразу осуждать людей, которых обвиняют, или тех, кто уже находится за решеткой. Статья написана, в том числе, и по этому поводу. Я на стороне жертвы. О письме духовенства не знал. Но рад, что оно появилось, и что многие священники подписались в защиту.

 

О личном, и не только

 

– Ваше Преосвященство, значительную часть вашего архипастырского служения составляет преподавательская деятельность в Оренбургской духовной семинарии и Орском гуманитарно-технологическом институте. Какие дисциплины преподаете в этом году?

Рад, что могу преподавать в главном учебном заведении востока нашей области. Иду в институт, прежде всего, ради проповеди о Боге и ради духовного роста – студентов и самого себя. Преподавание обязывает очень много читать, быть в курсе событий церковной жизни. Ты должен постоянно готовиться к лекциям, урокам, беседам. Преподаю несколько курсов социальной и исторической направленности. С этого года попросили еще вести лекции по сравнительной истории мировых религий.

Общение с молодыми людьми, обсуждение острых проблем и вечных вопросов очень важно. Есть и добрые плоды: совсем недавно, в сентябре, крестил шестерых молодых людей, в октябре – четверых. Двое из них перешли в Православие, прежде исповедуя ислам. Все они связаны с нашим институтом – кто-то у меня учился, кто-то знаком, кто-то из интереса приходил на лекции. Некоторые поначалу активно спорили, требовали объяснений… Идет время, ребята взрослеют, глубже задумываются о многом, осмысливают, делают выводы, принимают решения. Слава Богу!

 

– Вы тесно общаетесь с молодежью уже много лет. Общество не стоит на месте, развивается. Какие тенденции появляются в жизни современных молодых людей?

Замечательно, что у нас много молодежи. У каждого – свои стремления, задачи. Одни много работают, стараются получить знания. Другие верят, что это совсем необязательно, и что удастся устроиться в жизни без больших забот. Я на стороне тружеников, уважаю их и помогаю, как могу.

 

– В миссионерском служении для проповеди Христа архипастыри сегодня используют разные возможности: печать, радио, телевидение, интернет. Вы часто выступаете в СМИ? Каковы ваши творческие планы?

Развивать свои способности мы обязаны, ведь каждому из нас Бог дал свой талант и не имеем права его «зарывать в землю». Преподаю, пишу, по возможности, записываю размышления. Готовлю сценарии уроков в игровой форме – реконструкций тех или иных событий. Замечательный урок об Афганистане мы провели в этом году в Орске. Сейчас готовлю новый – о Победе в Великой Отечественной воине.

 

– Владыка, известна ваша любовь к истории. Вы, безусловно, следите за тем, что происходит в мире и в церковной жизни. Не так давно директор Международного института афонского наследия Сергей Шумило выступил с предложением возобновить древнее почитание царевны Анны – супруги святого князя Владимира и равноапостольной просветительницы Руси. Как вы относитесь к его инициативе?

Анна стала супругой князя Владимира по несчастию. Была ли она рада, что покинула Константинополь? Стала ли своей для киевлян?

Думаю, что не стоит ее прославлять. Угодила Богу – хорошо. У Церкви нет задачи канонизации всех праведников. Очень многие святые известны лишь Богу.

 

– Заступив на Орскую кафедру и поселившись в частном доме, вы не только сами себя обслуживали, обходясь без помощников, но и вели домашнее хозяйство: выращивали овощи, держали кур… Как с этим в последнее время?

Работаю «в поте лица», как заповедал Бог. По-прежнему нахожу время на огород и курочек. Благо, есть хорошие помощники – дети протоиерея Георгия Кожеватова. Мы живем по соседству. Димитрий и Анна мне как родные. Если уезжаю, то кто-то из детей этого замечательного батюшки следит за домом и огородом.

Огурцы этого урожая закончились вот, в ноябре, помидоры – в начале декабря. Есть своя картошка, свёкла, морковь и другие овощи и фрукты. Работа на земле, в огороде помогает не быть в праздности и избавляет от не всегда нужных мыслей, взглядов.

 

– Вы много работаете над собой. Расскажите об этом. Поделитесь своим опытом духовного возрастания с читателями.

Все время нужно служить, работать и читать. Необходимо иметь хорошего наставника, который скажет правду. И найти настоящего друга, который вовремя предостережет от чрезмерного доверия к похвалам.

 

– Ваше Преосвященство, от лица всех читателей благодарим вас за интересные ответы. Кланяемся за молитвенное предстояние пред престолом Божиим за всех пасомых вами людей. Желаем помощи Божией в ваших ревностных, многообразных святительских трудах.

Благодарю за добрые пожелания, прошу святых молитв. Простите, стараюсь. Низкий поклон нашим священникам и людям, которые трудятся в поте лица ради Бога.

 

Беседовала Татьяна Базилевская