Каждый человек вольно или невольно совершает разного рода грехи. Как их побеждать, с чего начать борьбу и путь к победе над всем греховным в сердце и в жизни человека? Такие вопросы стояли перед людьми во все времена. Часто они возникают и у наших современников.
Уже великий философ античности Аристотель говорил о том, что природа человека трехчастна и объемлет разум (логос), свободную волю и желания. Подобные размышления есть и в наследии святых отцов Церкви? например, у свт. Феофана Затворника, свт. Игнатия (Брянчанинова) и других. Все они едины в убеждении, что в жизни очень многое зависит от свободной воли человека. Если разум един с волей, то человек способен победить свои страстные, недобрые желания, стремления сердца. Такое единство разума и воли укрепляет его в совершении добрых дел, которые вскоре становятся искренне желанными для него. Если же греховное желание берет верх над разумом, то воля подавляется и человек направляет ее на пагубные дела. Как же преодолеть искушения, как бороться с греховными желаниями и как достичь необходимой в этой борьбе цельности? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к духовному опыту святых отцов и учителей Православной Церкви.
Начинать всегда необходимо с малого – т.е. бороться с теми недостатками, которые можешь победить. Важно обрести опыт победы в малых проступках, чтобы затем постепенно преодолеть большие недостатки и слабости. Например, самые бытовые ситуации. Если много говорил по телефону, по полчаса или больше, то теперь стараюсь беседовать только по делу. Если любил побаловать себя пищей – чуть меньше поем. Если ругал, осуждал людей – буду удерживать себя от таких резкостей. Зачастую только я сам могу понять причину своих поступков. И очень важно не упустить момент, когда эта причина заявит о себе в моем сердце, когда греховное стремление только зарождается в нем. Именно в этот момент и следует решительно вступить в борьбу – сначала с малыми грехами, которые мне легче победить. Так, начиная с малого, дойдем и до бо́льших подвигов.
Увидеть свой грех – значимо, но гораздо важнее бороться с ним. Однако каждый человек смотрит на грех по-разному. Это может быть самодовольство и даже радость от совершенного проступка. Может быть также глубокое покаяние. А между этими крайностями – состояния уныния, осуждения, ярости, вплоть до убийства, и прочие грехи.
Представим картину: мальчики-подростки заметили, что в саду у соседа растут отборные груши и яблоки, или виноград и клубника. Друзья «подбивают» друг друга на воровство – им интересно попробовать, вкусить запретный плод. Всей компанией они решают забраться в сад. Но чем ближе к саду, тем больше сомнений: забор высокий, за забором злая собака, да и хозяин тоже не всегда добр, особенно к незваным гостям. Может и палкой ударить, не пожалеет. Ребячий «запал» потихоньку утихает. Однако один из них не унимается: «Вы что, испугались? Да глупости! Идем!» С ним все же решаются на воровство еще один-два паренька. Они перелезают через забор, собирают фрукты и благополучно возвращаются к остальным. Кто они в глазах тех, кто не решились? Герои. Ведь смогли же. Не побоялись. Они становятся «авторитетами» для других, начинают требовать к себе особого отношения – похвалы, подчинения. Т.е. не только человек совершил грех, но еще и требует почести за это вместо того, чтобы бороться. Это одно отношение ко греху.
Еще один пример. Человек совершил преступление, а кто-то увидел или узнал об этом. Нужно «убрать» свидетеля, ведь он может все рассказать и тогда преступнику грозит тюремное заключение. Совершается еще и убийство. Увы, такое тоже случается. И грех все больше укореняется в сердце человека.
Другое, уже третье, отношение ко греху: совершил грех, раскаиваюсь, но не каюсь. Так поступил Иуда. Он предал Иисуса Христа, даже осознал совершенный грех, сожалел о нем. Но не покаялся в содеянном, а только усугубил все отчаянием.
Евангелист Матфей свидетельствует об этом: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился» (Мф. 27, 3-5).
И четвертое отношение ко греху – когда, согрешая, человек приносит искреннее покаяние. Пример – апостол Петр. Он трижды отрекся от Христа Спасителя, но после горько оплакивал это всю жизнь. В Евангелии от Матфея повествуется: «Пётр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрёкся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». И, выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26, 69-75).
Итак, нам очень важно знать, видеть свои грехи. Важно, но недостаточно. Намного важнее покаяться в них, стать другим человеком, постараться измениться в лучшую сторону. Умереть для жизни во грехе и родиться для другой, чистой.
Согрешаем мы все. Однако одни люди осознают это и плачут о грехах, а другие – принимают за норму и, увы нередко, даже получают удовольствие, продолжая грешить все больше.
Если вижу, что болен – начинаю лечение, обращаюсь к врачу. Достоин большого уважения и подражания тот, кто видит свои грехи, свои духовные немощи и болезни и начинает борьбу с ними, их лечение.
Какой грех самый опасный? Грех, совершаемый добровольно. Когда знаю, что согрешаю, но не останавливаюсь. Имею возможность поступить честно, но поступаю иначе. С этого начинается падение человека. Так человек привыкает жить без борьбы, поддаваясь искушениям. Иногда в надежде, что когда-то «потом» успеет покаяться. Но со временем он уже оправдывает свои поступки и окончательно отказывается от борьбы с грехом. Это очень плохо для самого человека. По слову святителя Иоанна Златоуста, «грехи удаляют нас от Бога и делают врагами Его».
В духовной жизни следует понуждать себя воздерживаться от желаний, пагубных для нас самих. Нужно также понуждать себя к совершению добрых, полезных дел, хотя далеко не всегда у нас есть на то желание. Такие усилия со временем войдут в привычку, появятся новые силы, чтобы учиться жить праведно. Пагубно для человека, если он и не хочет, и не понуждает себя на добрые дела, на что-то хорошее. Работать над собой – обязанность каждого. Один из известных пастырей прошлого столетия игумен Никон (Воробьев) наставлял: «Хотя бы один раз в день воздержись от того, чего тебе хочется, но то, что нехорошо. И хотя бы один раз в день понудь себя сделать то, что тебе не хочется, но ты знаешь, что это хорошо».
Любой человек должен помнить, что никто не имеет права обвинять кого-либо в случившихся несчастьях. Конечно, трудно терпеть боль, скорбь, поношения и никого не обвинять. Ни Бога, ни близких, никого из людей. Случившееся важно принимать как должное. Хорошо помнить пример благоразумного разбойника, признавшего произошедшее с ним как заслуженное наказание, «достойное по делам нашим» (Лк. 23, 41). Так и нам полезно думать: «По делам моим принимаю все посланное, для моего спасения и укрепления, Господи, помоги!» Это облегчает перенесение трудностей.
Другое важное условие для духовной жизни и преодоления скорби – благодарение Бога за испытания, за все. «Слава Тебе, Боже, за скорбь и за радость». Ведь Господь не совершает ничего, что не вело бы к моей пользе. Он чужд возмездию, гневу, каким-либо карам. И, понимая это, мы благодарим Его в трудные минуты жизни, чтобы можно было скорби перенести. Слово Божие открывает нам: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12).
Благодарю Бога и, хотя остается скорбь, но уходит страдание от нее. Сердце наполняется не болью, негодованием, протестом, а глубоким миром, приходит успокоение, дающее силы жить дальше.
Итак, если столкнулись с трудностями, важно помнить, что:
- недопустимо осуждение;
- у нас всегда есть за что принять скорбь, оно же часто и является ее причиной;
- в радости и в скорби нужно приносить благодарение Богу: Слава Тебе, Господи, за все!
Если стараться так жить, то скорби и трудности мы сможем переносить легче. Сначала это трудно, все вызывает протест у человека. Но постепенно, по мере того как человек перестает противиться и роптать на жизнь, происходящее принимается иначе, уже как должное. Человек начинает не бороться с собственной жизнью, а преображать, созидать ее вместе с Богом. С благодарностью в сердце приходит мир и покой. Уходит боль, скорби видятся не такими великими, как прежде.
Именно таким образом нужно принимать скорби, чтобы не потерять и здоровье тела. С таким пониманием происходящего на многие обстоятельства жизни уже смотрю иначе. Замечаю, что у других скорби часто большие, чем у меня, что кому-то гораздо труднее. Но они живут и не теряют тихой радости в своей жизни. Эти примеры и мне помогают иначе принимать болезни и другие трудности.
Чтобы научиться этому важно помнить слова Самого Господа: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Да, в жизни бывает очень трудно, но силою Христа Спасителя все трудности можно преодолеть. Важно призывать Бога на помощь. Возложим упование на Господа. Его сила совершается в немощи.
Поступая так – пусть в малом, но все же подвизаясь, живя духовной жизнью, мы постепенно преображаемся, становимся искренними, праведными людьми, сами не замечая этого. И это обновленное, чистое состояние духа позволяет нам выстоять в любых, даже самых страшных обстоятельствах жизни.
Епископ Орский и Гайский Ириней
Кишинев - Кицканы, 2025 г.