В связи с недавно вышедшей книгой «История религии» корреспондент «Ведомостей Оренбургской митрополии» взял интервью у автора книги, правящего архиерея Орской епархии, епископа Орского и Гайского Иринея.
- Владыка, если можно, сначала не совсем о книге, а о более глобальных вещах, которые, может быть, и сподвигли написать её. Какую главную задачу как архиерей-пастырь большой епархии Вы ставите для себя?
– Думаю, многие знают о том, что с назначением на Орскую кафедру я сразу стал преподавать в ведущем ВУЗе Восточного Оренбуржья – Орском гуманитарно-технологическом институте. В этом вижу одну из важнейших задач пастырского служения, ведь преподавание открывает большие возможности для просвещения и миссионерской деятельности. Читаю несколько дисциплин, в том числе и курс истории религий. По предмету имеется подробная программа и курс лекций, но можно было и дополнять курс для большей доступности и интереса.
За годы преподавания собралось достаточно материала, который недавно был издан отдельной книгой. С просьбой о таком пособии обращались и мои коллеги в ВУЗе. Работа продолжалась более трех лет. Очень рад, что этот труд был издан в Лавре преподобного Сергия в Сергиевом Посаде.
Надеюсь, книга станет не только учебником, который поможет и преподавателям, и, главное, нашим студентам более глубоко вникать в данную проблематику. Дай Бог, чтобы благодаря этому труду многие люди увидели красоту Православной веры и пришли бы в храм.
Книга – это и миссионерское пособие для ищущих Бога и истину. А, как я уже отметил, православная миссия, несомненно, – одна из важнейших задач пастыря, тем более, несущего служение на границе двух крупнейших континентов – Европы и Азии. Наша главная задача, чтобы, в том числе, и благодаря просвещению, большей осведомленности, между людьми сохранялся мир и стабильность. В этом залог общего благополучия.
- Ваши взаимоотношения с Господом очень личные? Вы делитесь этой радостью с окружающими?
– Так или иначе большинство людей обращаются к Богу. Даже, порой, не сознавая того. И чаще всего, мы, конечно, обращаемся к Нему с просьбами. Многие и благодарят Господа, получая ответ, исполнение просимого. Да, мы делимся такой радостью с близкими. Рассказываем, свидетельствуем о нашей вере, об исполнении прошений. И я, конечно, прошу у Господа укрепления в служении. Обращался к Нему и с просьбой дать сил, чтобы мог написать это труд. Как видите, Господь помог. Благодарю Вседержителя за Его милость ко мне. И делюсь радостью с Вами.
Благодарю также многих людей, которые знали, что ведется работа над книгой и молились о благополучном ее завершении. Бог и их услышал. Благодарю Его за помощь. В такие моменты особо вспоминаются слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия» (1 Фес 5, 16-18).
- Владыка, Вы по характеру и устремлению глобально мыслящий человек, даже скажем, международно-мыслящий – не так давно ездили в Молдавию, участвовали там в службах, проводили важные встречи. Архиереи в данном случае – это посланники мира?
– Да, я периодически бываю в Молдавии. В основном служу, проповедую и читаю лекции. Любой священнослужитель говорит и молится о мире. Бог заповедал нам молится о мире.
«Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!
Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе» (Пс. 121, 6-9).
Значит, каждый священник – посланник мира, в том числе и я.
- Харви Кокс, автор книги «О мирском граде», в 60-х годах предрекал религии полное, если не исчезновение, то игнорирование. Он связывал это с победой научно-технической революции и общим «взрослением» человечества, которому религия уже будет не нужна. Однако спустя короткое время в Иране происходит исламская революция, поднимает голову радикальный протестантизм, а с падением коммунистических режимов возрождается православие. Как Вы считаете, в наше время можно ли говорить о повышении интереса к религии или о его угасании?
– Однозначно интерес к религии есть и будет возрастать. Мало кто предполагал, что судьба человечества на рубеже XX-XXI веков будет в чем-либо зависеть от мнения богословов. Но от христианского и исламского проповедника сегодня зависит по какому пути пойдет приверженец их веры. Могут раздаваться призывы к миру, а можно и в Священном Писании найти основания для призыва к противостоянию, открытой войне. Вняв проповеди радикалов кто-то может покончить с собой, при этом убив и многих других. Эта тема – влияния духовных лидеров на общественное сознание – тоже затронута в моей книге. Обратите внимание на сведения о секте «Храм народов» и иных. Те же радикальные исповедники ислама – шахиды, доходят до умопомрачения, совершая самоубийства с целью погубить как можно больше «неверных» – взрывая себя в автобусе или в толпе людей. Шахид кто – подонок или герой? Определяют это именно исламские богословы. Будет одобрено такое поведение или осуждено? И что ждет, в этой связи, общество в дальнейшем? В книге дается трезвая оценка данных проблем.
- Работая над описанием других религий, Вам, как епископу, удается ли сохранять нейтральное религиоведческое отношение к ним, или все же Вы допускаете критику их догматов с точки зрения православного христианства?
– И в работе над книгой, и в преподавании в целом, всегда придерживаюсь благоразумной меры. Эта мера четко определена и в законодательстве. Так, в Уголовном Кодексе РФ есть 29 статья, гарантирующая человеку свободу мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие ненависть и вражду в любом виде, а также решительное утверждение какого-либо превосходства, в том числе религиозного.
Поэтому стараюсь сравнивать религиозные взгляды, делаю общие выводы. Но уже сам читатель может высказываться об отношении к той или иной конфессии – что для него велико, а что не является таковым.
Я, как автор, говорю о догматах, но не унижаю человека и религию. Излагаю конкретно вероучение. Даю оценку тех или иных взглядов с точки зрения православного христианина, но без резких суждений в адрес иных конфессий.
- Если писать об иудаизме и об исламе, то нельзя не обойти вниманием и современную политическую ситуацию на Ближнем Востоке. Вы упомянули, что для иудеев Земля Обетованная – не просто фигура речи, но настоящая идея, за которую они могут бороться веками. Как же тогда быть тем, кто тоже исторически долгое время на ней проживал (я имею в виду здесь и мусульманское и христианское население)?
– В книге обращаю внимание на нынешний конфликт. Да, для иудеев Земля Обетованная – это святыня. И они готовы горячо бороться за нее. Свято это место и для исламского мира, для арабов. Чтят Святую Землю христиане. Дай Бог, чтобы там наступил мир. Однако это маловероятно. Слишком много крови было пролито, есть взаимные глубочайшие обиды и жестокая ненависть двух народов – евреев и арабов. Это разделение случилось еще при праотце Аврааме. От него, от его сыновей произошли эти враждующие ныне народы. От Измаила берет начало арабский мир, а от Исаака – еврейская нация. (Быт. 21, 9-20). Полагаю, что только чудо может умирить их. Просим у Бога, что Он Сам открыл глаза людям, чтобы каждый мог видеть боль другого и сочувствовать ему.
- Вы служите в Восточном Оренбуржье – месте, где соседствуют христианство и ислам, а в советское время была проведена серьезная работа над полной атеизацией региона. Вы часто выезжаете как правящий архипастырь по дальним деревням, селам, где священнику всегда рады. Как Вы видите, есть ли у нашей деревни надежда на возрождение, процветание, и как в этом сейчас может помочь Церковь?
– Восток нашей области мне знаком лучше, чем некоторым областным руководителям. Очень часто бываю в сельских храмах епархии, в школах. Иногда приезжаю на несколько дней, общаюсь со многими людьми. Среди них и руководители, и простые люди, и богатые, и бедные. Все стараются увидеться, поговорить.
Увы, но будущего у сел в области практически нет. Люди уезжают, их ничего не держит… Церковь для многих – место встречи друг с другом, с новыми людьми, место, где можно отметить праздники (день рождения, именины и другие) или разделить с единоверцами скорбь (общая молитва, панихида, поминальная трапеза). Люди нуждаются в храме и благодарят, что он есть.
- На презентации Вашей книги почетным гостем был митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Викентий. Нам, жителям Южного Урала, он хорошо знаком, поскольку долгое время служил в Екатеринбурге. Кем он является для Вас – духовным авторитетом, духовным отцом, советником? Расскажите о нем.
– Митрополита Викентия знаю очень давно. Еще в юности, когда с родителями приезжал в Лавру – он нас встречал, кормил, устраивал на ночлег. Тогда будущий владыка был насельником Троице-Сергиевой Лавры. Он принимал мои первые сознательные исповеди, давал наставления и мудрые советы. Благодарю митрополита Викентия за то, что дал мне направление в Московскую духовную семинарию. Этому человеку я благодарен и за материальную помощь во время обучения в Московских духовных школах. Очень рад, что Владыка приехал к нам. У него бывал много раз и, надеюсь, что буду еще. Он духовный наставник для многих архиереев. Мы спрашиваем у него совета, просим принять исповедь. Благо, что есть такой мудрый наставник. Апостол Павел учит нас: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
- Завершая наш разговор, хотелось бы спросить Вас также и о творческих планах на будущее, и о иных запланированных добрых делах. Будут ли новые книги, и о чем? Будут ли в ближайшее время какие-то интересные проекты от Орской епархии – мероприятия, фестивали?
– Планы есть. Важно, чтобы Господь их благословил, чтобы они были угодны Ему. Возможно, соберу написанные статьи и издам отдельной книгой. Об этом мне говорят многие, особенно после издания учебника по религиоведению.
Надеюсь, что в ближайшее время организуем кинолекторий в орском ДК, где раз в месяц будем смотреть и обсуждать со всеми желающими фильмы. Люди нуждаются в беседах. Особенно это почувствовал, когда из-за паводка в Орске сам долгое время проживал в общежитии института и мог общаться с молодежью. Многие студенты приходили на беседы, хотели задать вопросы, высказать мнение. Это, конечно, очень важно.
На всё мы просим у Господа сил, а у людей – святых молитв.
Беседовала Вера Арнгольд