Священное Писание нам говорит: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). Преподобному Ефрему Сирину принадлежит изречение: «Смирен тот, кто делами проповедует добродетель». Воистину так.
Мы убеждаемся в справедливости этого утверждения не только на примерах святых и выдающихся людей, но нередко, и в повседневной жизни. В подтверждение можно вспомнить следующий случай.
Один из величайших французских художников девятнадцатого века Эжен Делакруа – живописец и график, яркий представитель направления европейского романтизма в искусстве своего времени, оставил после себя множество замечательных работ. Известно, что последние двенадцать лет своей жизни он писал фрески в парижской церкви Сен-Сюльпис.
Одна из работ Делакруа оказалась у совсем простого человека, который работал уборщиком в университете. Эта картина была его фамильной реликвией: при жизни сам художник передал ее родным, а они – своим детям. Так через несколько поколений простой уборщик стал обладателем картины авторства своего выдающегося прадеда.
Этот простой человек, которого звали Томас, был вдовцом. Его супруга скончалась при родах, а единственного сына Питера он растил сам. Шли годы, мальчик рос, получил хорошее образование и стал отрадой отца. Наступил долгожданный момент свадьбы. Избранницей Питера стала скромная и красивая девушка Эмили – дочь весьма состоятельных родителей. И те, конечно, хотели быть знакомы с отцом жениха своей девочки. Взаимно желал того и Томас, поэтому поспешил ответить на приглашение.
За ужином его расспрашивали о жизни – кто он, чем занимается, где работает. Скромный и бесхитростный Томас ответил, что работает уборщиком в университете. Сказал и о том, что сын, которого он очень любит и которому отдал все, что имел и мог отдать, женится на хорошей девушке.
Услышав такой ответ, родители Эмили негодовали от того, что их дочь выходит замуж за сына такого простого человека. И в тот вечер, и в сам день свадьбы они зло шутили и оскорбляли Томаса. Знакомство, семейный ужин и свадьба, которые должны были стать для всех праздником, стали в итоге напряженным и неприятным мероприятием. Томасу было очень трудно и больно. Он не ожидал, что родители избранницы сына настолько грубо и презрительно отнесутся к нему из-за его профессии.
Очень переживали Питер и Эмили. Томас только улыбаясь утешал: «Не волнуйся, сынок. Ты женишься на любящей и любимой тобой Эмили, а не на ее родителях».
В подарок молодым родители невесты оплатили аренду очень престижного зала для свадьбы. Они желали, чтобы свадьба дочери была «достойна принцессы». Но не этого хотела Эмили. Девушка мечтала, чтобы праздник был скромным, в кругу родных и самых близких друзей.
Переживали молодые люди и за то, что родные Эмили ждали, что подарит их семье Томас. Сами влюбленные всячески подчеркивали, что будут рады всему и главное, что сам Томас рядом с ними. А вот родители невесты ждали этого памятного момента, скорее для того, чтобы иметь очередной повод для насмешек и порицаний.
Подарком стала та самая семейная реликвия, которую Томас вручил молодым. На картине был приятный лесной пейзаж и ничего более приметного. Сначала в сторону Томаса посыпались презрительные высказывания, его пытались поднять на смех. Но, присмотревшись к изображению, в углу картины заметили подпись автора – и это был Делакруа. Перед изумленными гостями торжества предстало неизвестное раннее произведение искусства кисти великого мастера. Питер был в восторге, ведь он знал о том, что картина всегда бережно хранилась в их доме.
Теперь Томаса засыпали уже не насмешками, а вопросами: как у него мог оказаться столь ценный предмет искусства? И он всё с той же простотой отвечал, что картина перешла в дар от его родителей, а им – от их, и что написана она его прадедом-художником, о котором Томасу рассказывала бабушка.
Родители невесты пришли в еще большее изумление: «Так ваш прадед – сам Делакруа?!» Теперь они увидели перед собой другого человека. Ведь скромный уборщик оказался потомком одного из самых известных художников в истории французского искусства!
Молодожены были очень рады за Томаса. Питер занялся изучением своей родословной, а специалисты подтвердили подлинность картины. Вскоре выяснилось, что от Делакруа осталось значительное состояние, которое перешло в руки законных наследников – его правнуков, Томаса и Питера.
Однако Томас по-прежнему продолжал работать уборщиком в университете. Для него работа была чем-то большим, чем просто источник дохода.
Родители Эмили резко изменили свое отношение к свату. Теперь его ждали комплименты и знаки внимания – люди все же надеялись и на долю наследства. Томас не обращал внимания на все эти слова, он часто занимался внуками.
Всем Томас подавал пример кротости и смирения, трудолюбия и честности независимо от обстоятельств. Истинным богатством для него были не деньги, ставшие его наследством, а люди, которые его окружали.
Этот простой человек показал, что достоинство и величие состоит не в материальном благосостоянии, а кроется в глубине сердца. Смирение и честность, воистину – сокровища, которые нельзя ни купить, ни продать.
Можно, конечно, простоту Томаса объяснить его «недалекостью» и незнанием об именитом предке. Но и после столь неожиданного открытия, немало изменившего в его жизни, он не изменил своему сердцу, оставшись искренним, открытым, добродушным человеком. В этом – деятельный пример кротости.
Важно и то, что одна добродетель ведет за собой другие, объединяется в одно с ними, и человек обретает истинное богатство духа, сам не замечая того, собирая его по крупицам... Об этом говорит святитель Димитрий Ростовский: «Кротость, смирение и незлобие можно считать за единое, ибо кротость ходит вместе со смирением, как говорит Господь: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29)… А незлобие не отстает от них и, как дружественное им, обретает вместе с ними благодать у Господа».
Итак, мы видим, как следует поступать честно и по совести. Важно не относиться к людям так, как не желал бы для себя. Сидя за столом – не переедать. Видя у другого то, чего не имеешь сам – не завидовать.
Великое дело – умение владеть собой и своими поступками. Если владею собой, то и оскорбления не ранят мою душу, а становятся поводом для сугубой молитвы за человека и себя самого. Так стяжается всякая добродетель и с нею – наше спасение.
Блаженный Августин писал: «Велика свобода быть способным не грешить. Но величайшая свобода – не быть способным грешить». Одно – когда могу не грешить. Другое – уже не грешу. Еще выше – неспособен грешить. Овладеть собой – значит быть способным не грешить, т.е. не поддаваться страстям. Чтобы этого достичь, необходимо постигать науку из наук – духовную жизнь.
Епископ Ириней Орский и Гайский