СТАТЬЯ ЕПИСКОПА ОРСКОГО И ГАЙСКОГО ИРИНЕЯ: «ХРИСТИАНСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Понятие «терпение» для христиан – одно из основополагающих. «В терпении вашем стяжите (т.е. спасайте) души ваша» (Лк. 21, 19), – говорит Иисус Христос. Терпение – одна из главных добродетелей. Однако терпение в христианском понимании – безропотное перенесение скорбей и болезней, с упованием на волю и милосердие Божие – отнюдь не то же самое, что предлагает, по сути, культ толерантности.

Под влиянием Запада сегодня о толерантности говорят, как о форме равнодушия. Подчёркивается необходимость быть терпимыми ко всему и не обращая внимания на то, что происходит вокруг.

Христианство, напротив, призывает не быть равнодушными друг к другу. Мы должны помочь и себе, и другим обрести спасение души, не дать другому человеку погибнуть. Православие призывает любить грешника и ненавидеть грех. Христос говорил не о терпении только – Спаситель призывает любить и любить деятельно. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лука, 6, 27-28). Любить, значит спасать человека, порой и против его воли. Для этого я должен уметь дать оценку поступкам человека, чтобы уберечь его и окружающих от беззаконий и возможной гибели.

Одна из форм такой заботы – правдивая нравственная оценка греховных поступков человека: нужно уметь сказать, что грех – это грех. Но в современное определение толерантности настойчиво вкладывают требование «закрывать глава», не видеть того, что делает другой человек. Людям предлагают делать вид, что происходящее с другими лично их не касается, и якобы такие действия сохраняют добрые отношения, а значит общественную стабильность и прогресс.

Но одно – терпимость к недостаткам человека, с которыми он рожден, и совсем другое – отношение к порокам общества. Например, мы снисходительно относимся к человеку, у которого слабое здоровье. Бывает, что больной человек делает все медленно. Это нас раздражает. Но мы понимаем больного, прощаем и терпим его.

Нельзя путать толерантность и законы гостеприимства. Хозяин дома оказывает теплый прием гостям. Но и гость должен подчиняться правилам морали, культуры, которые есть в этом обществе и в именно в этом доме. В своем доме хозяин – хозяин, а никак не гость. Но современная «толерантность» предлагает хозяину и гостю «меняться местами», чтобы гость стал хозяином, а хозяин – гостем в своем же доме. Об этом свидетельствуют проблемы миграции, особенно в европейских странах.

Если спросить либерала-грешника: «Готовы ли вы принять мою точку зрения, что гомосексуализм – это грех? И что вы не имеете права пропагандировать аморальные деяния, тем более совершая массовые шествия по городу?», скорее всего, будет получен ответ, что я не имею права так рассуждать, что это ненормально, и что я должен отказаться от моих взглядов, ибо они не толерантны.

Проявлять толерантность – не значит уступить. Никто не должен жертвовать нравственными законами и терпимо относиться к безнравственным взглядам и поступкам людей. Всё это несет угрозу обществу.

Нравственный закон существует в каждом обществе, он охраняется государством, религиозными требованиями, народными обычаями. Этот закон должны соблюдать все, в противном случае создается большая угроза для социальной стабильности и благополучного развития общества в целом

Нравственный закон – это «соль», это фундамент, на котором стоит наш мир. Соль – продукт, который сам не гниёт и в соприкосновении с другими продуктами не даёт загнить и им. Поэтому Господь наш Иисус Христос и приводит своим ученикам в пример именно СОЛЬ. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Матфей, 5, 13). Не будет фундамента – мир рухнет.

Свобода слова и печати – хорошее дело. Но важно знать, каких слов и какой печати. Можно легко через телевидение и печатные издания вбрасывать в массы аморальные понятия и нормы, например, призывать к насилию, разводам или суициду. В таком случае мы потеряем общество.

Православные христиане имеют полное право сохранять теплые дружеские отношения со всеми людьми, в том числе и с теми, кто иначе верит или совсем не имеет веры. Но это не значит, что мы не должны возражать по тем вопросам, которые нас разделяют. Запрет говорить о пороках общества – это нарушение и уничтожение принципа толерантности. Мы осуждаем грех и должны быть готовы помочь человеку избавиться от него. Одно дело мировоззрение, другое дело – конкретные люди.

Можно ли быть терпимым к сатанизму, несмотря на то что это мировоззрение человека? Конечно, нет. Если мировоззрение несет зло человеку, то я должен бороться с этим явлением.

Можем ли мы быть терпимы к убийству, насилиям, воровству и прочим беззакониям? Нет, ни в коем случае! Должны сочувствовать грешнику, но обязаны ненавидеть грех. Так, я могу сочувствовать алкоголику, но не могу быть терпимым к пьянству. Могу быть терпимым к вору, но не к воровству.

Ученые не могут быть толерантны. В научной среде среди ученых всё время ведутся дискуссии, и это нормально. Без этого наука не может развиваться.

Религия – тоже, в немалой мере, наука, которая касается духовной сферы нашей жизни. В каждой религии есть своя теория по тем или иным основным аспектам вероучения.

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться