ЕПИСКОП ОРСКИЙ И ГАЙСКИЙ ИРИНЕЙ: «У ТОЛЕРАНТНОСТИ ЕСТЬ ЧЁТКИЕ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО»

О полемике вокруг допустимости ношения хиджаба в учебных заведениях и на работе.

В Госдуму внесён законопроект, который наделит субъекты России правом на запрет ношения в общественных местах и государственных организациях религиозной или другой одежды, которая полностью или частично скрывает лицо.

Автором инициативы является заместитель председателя Госдумы, депутат от партии «Новые люди» Владислав Даванков. Речь идет, в частности, о хиджабах и никабах.

Вопрос очень сложный. Одни считают, что запрет никабов — это необходимая мера, с другой стороны — это может быть воспринято как ущемление мусульман.

Тема внешнего вида представителей различных конфессий актуальна. Обсуждается часто во многих странах. В 2004 году во Франции был принят закон, запрещающий в образовательных учреждениях носить символы или одежду, демонстрирующие религиозную принадлежность.

В России Верховный Суд признал законным запрет на демонстрацию религиозной атрибутики и ношение хиджаба в школах в 2015 году.

Однако в марте 2017 года парламент Чеченской Республики - принял закон, разрешающий школьницам носить хиджаб в республиканских школах.

Как относиться к ношению хиджаба в общественных местах, в частности, в учреждениях образования? Почему в одном регионе это запрещено, а в другом допустимо? Можно ли носить в школе нательный крестик, кипу и хиджаб?

На уроке физкультуры крест может быть виден. Это обстоятельство сейчас никого не смущает. Потому, на наш взгляд, не стоило бы запрещать кипу или хиджаб.

Учитель должен оценивать успеваемость учеников независимо от их религиозных убеждений. Носит ли ребенок нательный крест, кипу или хиджаб – это не должно сказываться на отношении к нему педагогов и других учащихся.

Светская школа должна быть нейтральна в этом вопросе. Относительно подобных ситуаций уместно привести слова диакона Андрея Кураева: «Если кого-то напрягает вид чужой религиозной святыни – это проблема дурного воспитания того, кто оскорбляется, но не того, кто просто носит свою святыню».

Здесь особо важны предельная деликатность и понимание того, что у толерантности есть чёткие границы дозволенного. Например, нельзя делать обязательной молитву в общеобразовательной школе, запрещать женщинам-педагогам пользоваться косметикой или, наоборот, требовать носить платок и т.п. Замечания от старших сотрудников учреждения должны быть равно допустимы как к мальчикам, так и к девочкам.

Дети, вне зависимости от вероисповедания, должны учиться быть вежливыми, обращаться к старшим на «Вы», не отвечать грубо.

Вопрос внешнего вида касается не только тех или иных учреждений – это проблема гораздо более широкого плана. Так, если имеет место запрет на ношение хиджабов в определенных местах, то почему возможно появляться полуобнаженными едва ли не повсюду?! Лучше в одежде или без неё? Что делать, если человек уже не чувствует той самой тонкой грани в отношении себя и окружающих, а порой и вовсе теряет стыд?

К сожалению, в ряде стран Европы ситуация в этом отношении плачевная – допускается почти откровенный разврат. Даже в странах с преимущественно мусульманским населением можно видеть рядом и полураздетую даму, и женщину, закутанную с ног до головы в традиционную одежду.

На фоне этих контрастов скромно одетая женщина зачастую выглядит гораздо лучше тех, кто старается привлечь к себе внимание, порой не лучшими средствами. Радует, что в наши дни есть те, кто полагает вызывающий внешний вид недопустимым.

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться