ОРСК. 5 мая 2024 г. В Светлое Христово Воскресение, Пасху, епископ Орский и Гайский Ириней совершил освящение пасхальных куличей и яиц на территории Свято-Георгиевского кафедрального собора.
Традиция освящать куличи, творожные пасхи и яйца всем нам хорошо известна, но зачем же мы это делаем?
Бог – Творец духовного и материального мира. Всё, что Он создал, хорошо весьма (Быт. 1:31). Это означает, что христианству несвойственно противопоставление духа и материи как противостоящих друг другу начал. Человек – существо, состоящее из духа, души и тела; и один из основополагающих догматов нашей веры состоит в утверждении реальности воскресения умерших людей в преображенных, но сохранивших свою материальную природу телах. Весь мир представляет собой удивительное сочетание духа и материи. И, как пишет протопресвитер Александр Шмеман, «настоящая перспектива, настоящая цель мира в том, чтобы всё материальное одухотворялось, то есть приобретало духовное значение, а всё духовное воплощалось».
Следствием грехопадения Адама и Евы стало искажение способа существования не только человека, но и всего материального космоса, так что в изначально совершенный мир был внесён внутренний разлад. И главный смысл освящения состоит в восстановлении материи в том статусе, который она имела до грехопадения. В результате, «она (материя – прим. авт.) не отделяет человека от Бога, а, напротив, есть путь и средство к соединению с Ним, она не владычествует над человеком, а, напротив, сама служит ему» (Протопресвитер Александр Шмеман, Вера и Церковь). В этом же и смысл освящения куличей и яиц.
«Итак, едите ли, пьёте ли или иное что делаете, всё делайте в славу Божию», – пишет апостол Павел в послании к Коринфянам (1 Кор. 10:31). Освящая куличи и другую скоромную пищу, мы знаменуем завершение поста, во время которого предписывается воздержание от продуктов животного происхождения. Церковь напоминает нам, а в особенности тем, кто гнушается материей как чем-то в принципе пагубным и мешающим спасению, что в пище нет ничего дурного, что она тоже является творением Божиим, которое следует принимать с признанием, благодарностью и молитвой (см. 1 Тим. 4:3).
В освящении куличей и яиц есть ещё один смысл. По традиции, принося в храм пасхальные яства, мы какую-то часть оставляем там в качестве пожертвования. Человек таким образом проявляет любовь к тем, кто находится в крайней нужде или по каким-то обстоятельствам не смог сам должным образом подготовить пасхальный стол. Оказывая милость другим людям, мы приносим эту жертву Самому Богу, сказавшему: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Пресс-служба Орской епархии с использованием материалов журнала «Фома»