Евангелие от Матфея было написано на арамейском языке для евреев. Цель написания – показать евреям, что Мессия, которого ждали, пришел, и что все пророчества Ветхого Завета исполнились в лице Иисуса Христа.
Евангелист Матфей начинает свое благовествование с родословия Иисуса Христа. Апостол говорит о Христе, что Он сын Авраама и Давида. Важно было показать евреям, что Спаситель происходил от Авраама и из дома пророка Давида, и что родился в Вифлееме. Если бы Христос ничего общего с этими праведными мужами не имел, то Он и не был бы Мессией.
Иисус Христос есть обетованный еще в раю Спаситель мира. После грехопадения прародителей Бог говорит, что от семени жены родится Мессия. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).
Священное Писание говорит, что Мессия родится от Иакова. «Вижу Его, но ныне ещё нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля» (Быт. 35, 10-12).
Племя Иудино: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10).
О Вифлееме, как о месте рождения Мессии, говорил пророк Михей. «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).
Это некоторые важные пророчества о рождении Иисуса Христа. О них говорит евангелист Матфей. Он и начинает свое Евангелие с родословия Иисуса Христа. Правда, родословие Иисуса Христа люди читают быстро и без внимания. Оно понятно, там одни имена. Многие из них мало, о чем говорят.
«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф. 1, 1-16).
Глядя на этот текст, читатель задает некоторые вопросы, в том числе:
В каком смысле Христос сын Давида и сын Авраама? Они ведь жили в разное время, а у каждого человека может быть только один отец?
Иисус Христос — сын Авраама, сын Давида
Сын Давида
Наследник престола Давида – его сын Соломон. Бог не допустил, чтобы храм в Иерусалиме построил пророк Давид, так как тот пролил много крови. Построил храм его сын Соломон.
Спаситель – сын Давида. Что общего между Христом и сыном Давида? Храм. Соломон построил храм в Иерусалиме. Христос основал Церковь, Он Сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18).
У пророка и царя Давида было огромное желание строить храм. Об этом он сообщил пророку Нафану: «вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» (2 Цар. 7, 2). Разве нормально, что человек живет в роскошном дворце, а ковчег завета находится в походной палатке, в скинии? Нет.
Царь Давид победил врагов, принес мир и процветание в стране. Но Бог не дал ему строить храм. Священное Писание говорит: «но было ко мне слово Господне, и сказано: „ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицом Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек“» (1 Пар.22, 8-10).
Таким образом, в связи с тем, что руки Давида были в крови, он не имел права строить храм. При этом Господь открыл царю Давиду план построения храма. «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега, и чертеж всего, что было у него на душе, дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных, и священнических и левитских отделений, и всякого служебного дела в доме Господнем, и всех служебных сосудов дома Господня, золотых вещей, с означением веса, для всякого из служебных сосудов, всех вещей серебряных, с означением веса, для всякого из сосудов служебных» (1 Пар. 28, 11-14).
Весь материал для храма приготовил Давид. Соломон исполнил волю отца – построил храм.
Вот в каком смысле Иисус Христос – сын Давида. И Соломон, и Христос основали Церкви. Соломон построил храм в Иерусалиме для иудеев, а Христос основал Церковь для всех людей.
В Церковь Христову можно войти через Крещение, а стать истинным христианином можно, вкусив Тело и Кровь Спасителя. Священное Писание говорит, что Христу «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34).
Кровь и вода – эти символы церковные. Вода – через воду Крещения человек входит в Церковь Божию. Благодаря Причастию человек соединяется с Богом. По этим причинам Таинство Крещения и Таинство Причастия – самые важные Церковные Таинства христианской Церкви.
Сын Авраама
У Авраама был один любимый сын Исаак. Любимый, ибо долгожданный сын, через которого «произойдет великий народ» (Быт. 12, 2). Господь повелел Аврааму: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22, 2). Земля Мориа – это будущий Иерусалим. Авраам должен туда идти. И не просто идти, а принести в жертву своего сына.
Авраам ничего не отвечал Богу. Мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь, как поступал праведник. Мы видим готовность Авраама исполнить волю Божию. Он «встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22, 3).
Зачем Авраам наколол дрова? Для того чтобы не говорил в оправдание: «Нет дров, жертву не могу принести, Господи!» Важно было исполнить послушание от Бога.
Три долгих дня продолжалось это путешествие. Три дня, чтобы было время все обдумать, совершать жертвоприношение с трепетом и неспеша. После Авраам возвел очи свои, то есть он начал молиться.
Мальчик догадывался о жертвоприношении и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22, 7-8).
Исаак в данном случае символизирует Христа. Исаак несет дрова на своих плечах, а Христос на Себе нес Свой Крест.
Авраам занес над любимым сыном руку с ножом. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Отеческой рукой он обнажил нож над сыном и, сокрушенный отеческой любовью, трепетал, как бы не пропала казнь, удар не пришелся бы мимо и десница не утратила бы силы. Он испытывал чувство любви, но не отступил от обетования и спешил явить покорность» (Святитель Амвросий Медиоланский. Толкование Бытие 22 глава 10 стих. https://ekzeget.ru/bible/bytie/glava-22/stih-10/amvrosij-mediolanskij-svatitel/ ).
В это время с неба раздался голос с небо: «Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22, 11-12).
Бог благоволил, чтобы вместо Исаака Авраам принес в жертву животное. Рядом с жертвенником оказался овен, запутавшийся своими рогами в кустарнике. Авраам и принес его в жертву вместо своего сына Исаака. На этом месте был построен Иерусалимский Храм. А за городом была принесена Голгофская жертва, которую принес Бог ради спасения людей.
Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Господь знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа. Жалел ли Авраам своего сына? Да, жалел. Бог так возлюбил человека, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Епископ Орский и Гайский Ириней