«СИМВОЛ ВЕРЫ – ЗНАМЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» – ЛЕКЦИЯ ЕПИСКОПА ОРСКОГО И ГАЙСКОГО ИРИНЕЯ

Многие религиозные утверждения – догмы – недоказуемы. Они подобны изначальным положениям в науках, называемых аксиомами, которые принимаются без каких-либо доказательств. В религии нет ничего бессмысленного. Верующим понятны вероучение, очевидны его основные положения, известен смысл Таинств и обрядов. Однако все это крайне трудно доказать. Но в том и состоит наша вера, чтобы не искать бесконечных доказательств ее истинности, а принимать опытно, сердцем, жизнью.

 

Общие сведения о Символе веры

Символ веры – это краткое изложение догматов Православной веры. Образно говоря, – это знамя Христовой Церкви с надписаниями основ того, что она исповедует. До того, как Символ веры был окончательно утвержден соборным единством Святой Церкви, основные вероучительные истины передавались из уст в уста в разных формах, но всегда выражали самую суть учения о дарованном Христом спасении. Христианство испокон века неизменно утверждало, что, по любви к человеку, чтобы спасти его от последствий совершенного им греха, Бог послал на землю Своего Единородного Сына. Иисус Христос родился от Девы Марии, был распят, умер и воскрес в третий день, победив смерть, грозившую погубить все человечество. Это – вера апостолов, вера первых христиан, их проповедь, засвидетельствованная самоотверженными трудами и мученической смертью многих из них.

Одним из первых основы веры, на которых должно твердо стоять всякому последователю Христа, записал апостол Павел, утверждая в послании к Коринфянам, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Кор. 15, 3-7).

Многовековая традиция хранения боевого знамени связана с тем, что в прежние времена оно всегда находилось на передовой и именно передвижение знаменосца служило ориентиром для командования: наступают или отступают воины. Полководцы наблюдали за сражением с открытых возвышенностей и положение знамени, его передвижение зачастую определяло их последующие действия, приближающие общую победу.

Символ веры, подобно боевому знамени, стоит на передовой Церкви: он определяет, отделяет христиан от еретиков и иноверцев. Вся суть, важнейшее положение Символа веры – исповедание того, что Христос есть истинный Бог. Принимая Символ веры, человек свидетельствует о том, что всем сердцем принял христианское учение о спасении. 

Символ веры в том виде, который мы имеем теперь, был составлен в IV веке отцами I и II Вселенских Соборов. Он именуется Никео-Цареградским в связи с тем, что Первый Вселенский Собор проходил в 325 году в малоазийском городе Никея, а Второй состоялся в Константинополе в 381 году.

Отцы Первого Вселенского Собора имели целью дать общий, исчерпывающий ответ сторонникам ереси пресвитера Ария, утверждавших, что Иисус Христос не являлся Истинным Богом, Единосущным Божиим Сыном, а только лишь высшее Его творение. Ответ на эти глубокие заблуждения был дан, Собор осудил арианство, указав на ошибки Ария и его последователей и изложил православное учение о Христе.

На Втором Вселенском Соборе святые отцы осудили ересь Македония, отвергавшего Божество Святого Духа, а также изложили само учение о Святом Духе, выраженное в пяти основных положениях, которые были добавлены к имеющемуся Символу веры.

Символ веры читается, прежде всего, при совершении Таинства Крещения. Так человек исповедует верность Христу и отрекается от Его противника – диавола. Нередко чтение Символа веры сравнивают с принесением воинской присяги – ведь с момента Крещения мы становимся воинством Христовым. Взрослый человек должен произносить Символ веры сам. При Крещении младенца это делают восприемники. Также Символ веры соборно поется верующими во время Божественной литургии перед важнейшим ее моментом – совершением Евхаристического канона.

Символ веры объемлет двенадцать догматов, важнейших положений христианства, которые звучат так:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых,
и жизни будущаго века. Аминь.

Объяснение положений православного Символа веры

1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым

«Верую…»
«Верую» – важнейшее утверждение человека: я так верю, так и не иначе исповедую. Это всегда решимость подтвердить свою веру не только словом, а более – делом. Вплоть до готовности умереть ради веры.

Вера – это прикосновение к тайне, которую может открыть нам Бог. Я говорю «верую» о том, что невозможно увидеть, услышать, коснуться рукой, но что принимаю непреложной истиной, ради которой готов пострадать даже до смерти. В таком случае наше «верую» – одновременно и ответ на призыв Бога, и утверждение верности Ему перед людьми.

«Во единого Бога Отца»
В этих словах заключено исповедание и свидетельство, что Бог в мире только Один. Он – Отец, Любящий Свое творение. Очень важно видеть в Боге Отца, а не карателя. Если Бог – Отец для человека, то человек может, даже скорее имеет право просить Его о чем угодно, не боясь и не отдаляясь. Как дитя просит отца, так каждый христианин может просить Бога о том, в чем нуждаемся. Дитя может быть и настойчивым перед отцом, иногда до крайности, в то время как служители и работники отца нередко в трепете перед ним. Эти люди стараются угодить господину не столько по усердию и любви, сколько из-за страха наказания и больших потерь.

Дерзновение, подобное сыновьему, дал Бог и человеку. Мы можем, вернее, должны, принять Господа нашим Отцом и обращаться к Нему именно так. Это мы исповедуем и в православном Символе веры.

«Вседержителя»
Господь – Любящий Отец, Он – и Вседержитель, не оставляющий без заботы ничего во вселенной. 

Признавая эту истину, я также признаю, что все, что может случиться со мной (благополучное или совсем иное) – воля Божия. Во всем, даже в самых трудных обстоятельствах, я должен научиться видеть или чувствовать пользу для себя. Ведь все происходящее со мной Бог допускает для моего же вразумления, для моего спасения от будущих трудностей, о которых, возможно, я еще не знаю. 

Если я испытываю трудности, например, кто-то открыто враждует со мной, то прежде всего нужно увидеть, каковы мои отношения с Богом. Есть ли они вообще?! Ведь Господь попускает искушения для вразумления или по грехам. И если я буду хотя бы стараться, желать исправления, Он же избавит, поможет все преодолеть.

«Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
В греческом тексте Символа веры в этом положении о Боге говорится «ὁ Ποιητής» (poiētēs) – почти то же, что русское «поэт».

Но в некотором смысле слова «Творец» и «поэт» – антонимы, имеющие разный смысл. Так, о Сыне Божием подчеркнуто: «рожденна, несотворенна».

Рождение – это не что-то творческое, это не нечто новое, оно совершенно естественно. Творчество, напротив, – особое создание чего-либо.

Рождение – это повторение или воспроизведение чего-то, уже существующего. Творчество – создание нового.

Сын Божий рожден Богом. И все, что есть у Бога Отца, есть и у Сына Божия.

Мир же – тварный, созданный. Все в нашем мире сотворено, а не рождено Богом. Понимание Бога как Творца, а мира как сотворенного, означает признание глубочайшей разницы между ними, настоящей пропасти. Лишь Бог существует безусловно, совершенно и абсолютно. Мир и все в нем существует несовершенно, не имея источника бытия в себе. Источник бытия всего существующего – только Бог. В Священном Писании об этом же говорится: «Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3).

2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша

«Во единаго Господа Иисуса Христа»
В Символе веры содержится ответ на главный вопрос христианства: Кто есть Христос, Кого мы видим в Его лице? Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос – не просто Великий Человек, Пророк или Посланец небес, Он – Бог. Истинный Бог, Который нас создал, от Которого мы отпали в грех, и Который пришел нас спасти от проклятия и вечной смерти.

Иисус – имя человеческое, распространенное в Палестине во время земной жизни Спасителя. Дословно оно означает «Помазанник» или Мессия. Божий обет о том, что ради спасения человечества от греха в среде избранного народа явится Мессия, много раз звучит в священных ветхозаветных писаниях. Во Христе это обетование всецело исполняется, ибо Сам Бог является в мир.

«Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век»
«Единороднаго» означает, что Иисус Христос – единственный Сын Божий, Он один не сотворен, а рожден от Бога Отца прежде бытия всего тварного, в том числе времени, т.е. «прежде всех век». Только Он в полноте является Сыном Божиим, поскольку единосущен Отцу, имеет единую сущность (природу, естество) с Ним. Христос – Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного.

Людям, которые сотворены Богом, возможно стать чадами Божиими только по Его милости и благодати, но не по сущности: творение – не есть Творец.

Это положение введено в Символ веры для опровержения лжеучений о тварности Сына Божия (прежде всего, арианства).

«Им же вся быша» 
В этих словах выражается признание того, что Им – Сыном Божиим – все сотворено. Христианство исповедует Бога Троичным и все созданное – творение трех Божественных Лиц. При том каждое из них является причиной бытия особым, свойственным только Ему образом. Если Отец – Причина первичная, а Дух – Причина совершенствующая, то Слово, как именуется в Писании Сын Божий, – Причина действующая [4].

3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася

«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес»
То есть ради нас, ради каждого человека, для нашего спасения Христос, Сын Божий родился в земном Вифлееме. Это положение Символа веры говорит о воплощении Сына Божия, потому что именно воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы совершенно изменило отношения между Богом и человеком: «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин. 1, 14).

Обетование о пришествии Спасителя получили еще прародители Адам и Ева – о Нем было сказано Самим Вседержителем змию-искусителю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).

«И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» 
Христианство утверждает, что Бог не только воплощается, принимая на Себя человеческое тело, Он вочеловечивается, становится Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Но, становясь Человеком Бог, несомненно, остается Богом.

Воплотившись, Иисус Христос принял на Себя человеческую плоть и душу. Он одновременно явился и Истинным Богом, и истинным Человеком. Как сказал о тайне Боговоплощения священномученик Ириней Лионский: «Сын Всевышнего, <…> Он стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался Сыном Божиим» [1]. В этих словах святого заключено учение о нашем спасении и цель жизни каждого из нас. Каждый человек призван стать чадом Божиим – не по природе, а по Божией благодати и Его милости. Именно ради этого мы принимаем святое Крещение, становясь новым творением во Христе.

Зачатие и Рождество Христа Спасителя от Духа Святого и Девы Марии было сверхъестественно, ибо «Бог идеже хощет, побеждается естества чин» (см. Богородичен 4-й песни канона преподобного Андрея Критского – ред.) Мы чтим Матерь Божию Приснодевой, потому что до Рождества Христова, в самом таинстве Боговоплощения и после него Она была и остается совершенной Девой – эта истина непреложна для христиан. Воплощение совершилось не только по предвечному совету Пресвятой Троицы (см. 1 Пет. 1, 17-20), но также и по согласию Пресвятой Девы (см. Лк. 1, 38) и этом доверчивом послушании слову Божию церковное Предание видит ответ на ослушание Евы [4].

4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна

Святитель Николай Сербский, объясняя это положение Символа веры, говорит: «Мессия рода людского вынес клевету, злобу, обман, плевки, пощечины, насмешки, бичевание. И это еще не все. Осужден с разбойниками, распят на кресте, пострадал, умер в муках, был погребен. Преполную чашу страданий не отверг, и терновый венец с головы Своей не скинул, и тяжкого креста с плеч Своих не сложил. Так повенчал Он веру правую, православную со страданием и любовь с жертвой» [2]. Все это происходило на заре новой, христианской эры, в Палестине, при Понтийстем Пилате – римском префекте в то время (26-36 годы н.э.). Имя того, кто предал Христа смерти, упомянуто в Символе веры, чтобы указать на время распятия и воскресения Спасителя. Мы истинно признаем Господом и Искупителем рода человеческого только и исключительно одного Христа – Того, Который был распят за нас в годы правления Пилата Понтийского.

5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием

Воскресение Христово – спасение от вечной смерти всего человечества. Все свершилось так, как начертано было в Писаниях и предречено пророками. Святые отцы подчеркнули, что Господь Иисус Христос воскрес из мертвых «по Писанием» ради укрепления нашей веры – ведь предсказанное событие убеждает больше, чем не предсказанное [2].

Вера в Христово Воскресение – краеугольный камень христианства, ибо по слову апостола Павла, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). 
День, когда совершилось величайшее событие во Вселенной – воскрес во плоти наш Спаситель – святая Церковь воспевает как Праздник праздников и Торжество из торжеств. Поныне христиане еженедельно вспоминают Христово Воскресение в особый, воскресный день. Мы чтим каждый такой день как малую Пасху. Истинность веры в Воскресение Христово кровью засвидетельствовали множество исповедников и мучеников.

Преслушанием отпал от Бога первый человек, а вместе с ним и все человечество. Послушанием Небесному Отцу, вплоть до крестной смерти, Христос воскресил человеческую природу, призвал нас к первозданной чистоте – над диаволом и смертью одержана победа, причастниками которой можем и должны мы стать. Власть греха над человеком была бы беспредельной и погубила бы его совершенно, если бы Христос не воскрес ради нас. Для христиан Воскресение Господне – величайшее торжество жизни над смертью, освобождение от проклятия, тяготевшего над всеми потомками Адама, дарование возможности обожения каждому человеку [4]. Событие Воскресения – сердце христианской веры.

О каких Писаниях говорится в Символе веры? Это, прежде всего, множество пророчеств о Воскресении Христа в Священном Писании Ветхого Завета. Так, пророк Давид восклицал в молитве: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10). Пророчеством, прообразом славного Христова Воскресения были и события в судьбах праведников. Таким предзнаменованием было спасение Исаака, принесенного в жертву своим отцом Авраамом. Прообразом воскресения Христова является также трехдневное пребывание в чреве кита пророка Ионы, который после был выброшен живым на берег, о чем свидетельствовал Сам Спаситель: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40).

6И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́

По совершении Своего земного служения Христос возносится к Небесному Отцу: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 10). Как Богочеловек, Спаситель поставляет одесную, по правую сторону Бога уже обновленное, избавленное от греха человеческое естество. В объяснении Символа веры, предложенным профессором В.Н. Лосским, об этом говорится так: «Вознесение есть венец жертвы Христовой: закланный Агнец предстоит Отцу, являя в своей Богочеловеческой личности восстановленное единство между Богом и человеком <…> Христос, став добровольной жертвой, примирил человека с Богом, через Вознесение человечество во Христе соединено с Божеством и восседает в Славе одесную Отца, и дело каждого человека – самому стяжать предложенное во Иисусе Христе спасение» [4].

Искупительная смерть на Кресте, Воскресение и Вознесение связаны так тесно, что Господь говорит о них как о неделимом целом: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Его славное Вознесение – не уход от нас, а, напротив, призыв к нам. И, «если мы верим во Христа, если мы со Христом – то и мы на небе, или, во всяком случае, к небу, ко Христу, к Богу устремлена наша вера, наш дух, наша любовь» [7].

7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́

Христиане всех времен с трепетом ожидают второго пришествия Христова, поколения верующих хранят надежду на радость этой встречи. Впервые Сын Божий явился в мир в уничижении, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 7). Второе Его пришествие будет для всех явлением силы и славы Божией. В первое Свое пришествие Он был Искупителем мира, во второе пришествие будет ему Судией: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (ср. Мф. 25, 31-32; Откр. 20, 11-15).

Ожидание этого величайшего события не должно стать временем неблагоразумного страха или праздного любопытства. Для спасения и радостной встречи с Господом каждому дано все – только бы были произволение и труд самого человека. 

В отношении этого положения Символа веры профессор А.И. Осипов поясняет: «Во время всеобщего воскресения произойдет соединение души с обновленным телом и полное восстановление человека. Здесь возвратится человеку воля, утраченная со смертью, и он получит возможность до конца осознанно определить свое отношение к Богу. Ибо на этом суде, который часто именуется страшным, на основе опыта земной жизни, опыта посмертного состояния души и открывшегося видения любви Христовой и Его Царства, которому не будет конца, произойдет окончательное самоопределение каждой личности» [5].

С концом земного мира прекратится возможность всякого изменения, все станет совершенно непреложным, вневременным – «Егоже Царствию не будет конца». Окончательным будет и определение участи каждого человека, то самоопределение личности, о котором уже говорилось выше. По слову Самого Христа, те, кто не желал и не искал в земной своей жизни Бога, кто не стремился быть с Ним «пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). 
Все наши чаяния и молитвы – о том, чтобы войти в Царствие Божие, где праведные души вечно будут пребывать со Христом.

8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки

Этими словами Церковь исповедует несомненную веру в третье Лицо, третью Ипостась Святой Троицы – Святого Духа, Который единосущен и равен Отцу и Сыну и потому также именуется Господом. Как Бог, Святой Дух – первопричина всего тварного бытия. Бог Отец – Причина первичная, Сын Божий – Причина действующая, а Святой Дух – Причина совершенствующая, Он Животворящий, ибо действовал при творении мира. Он же вместе с Отцом и Сыном дает людям духовную жизнь. Даруемая Святым Духом благодать делает нас действительными причастниками Божеского естества (см. 2 Пет. 1, 4) в той мере, насколько это возможно для сотворенного человеческого естества. Исходя от Отца, Святой Дух свидетельствует об Отце и Сыне и приводит душу человека к Богу.

9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь

Церковь Христова имеет, несомненно, Божественное, а не человеческое происхождение. Создатель ее и Глава – Сам Спаситель, сказавший: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Основание Церкви было положено при земной жизни Сына Божия, Собравшего первую общину Своих учеников и последователей. 

Церковь составляют все люди, исповедующие одну веру во Христа, чтущие единое Священное Писание, хранящие общие установления о святых Таинствах, канонах, иерархическом устроении общин – потому она «едина». Вне Церкви нет спасения: подобно ветвям на дереве, которые происходят от него, получают жизнь и приносят плоды, питаясь соками ствола, опираясь на крепкий корень, христиане происходят от Христа, берут начало и жизнь от своего Бога и Учителя, и вместе образуют единую Церковь, приносящую плоды веры [3]. «Один Христос, одна глава, одно тело – значит и Церковь одна», – свидетельствует о церковном единстве святитель Николай Сербский [2].

Церкви принадлежат не только ныне живущие верующие, но и те ее чада, которые уже отошли в мир иной, ибо «Бог не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). 

По действию Святого Духа в ней, благодаря которому Церковь в неповрежденности хранит учение, данное Христом, она «свята», хотя объемлет не только святых и праведных людей. Святой Дух непреложно участвует в жизни Церкви, поставляет церковную иерархию и преподает Свои благодатные дары в Таинствах и священнодействиях.

Церковь «соборна», она всеобщая, вселенская, всегда открыта для всех и во все времена, ибо благовестие Христово дано человечеству в целом, каждому из нас, а не какому-либо одному народу, эпохе или культуре.
Господь приобрел, стяжал Церковь, пролив за нее Свою Божественную кровь, претерпев страдания и смерть. Он поставил апостолов, дав им власть совершать святые Таинства и благовествовать людям о спасении – ими была проповедана и распространена Церковь, и потому она «апостольская». С первых веков и поныне хранит Церковь апостольское преемство иерархии при поставлении в священный сан.

Как богочеловеческий организм, Церковь «вечна» и пребудет, по слову Спасителя, до скончания века.

10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.

В этих словах Символа веры напоминание, что исповедание веры начинается с крещения. Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). И апостолы жертвенно исполняли Его благословение, как и их преемники.

Крещение – первое из благодатных Таинств, хранимых Церковью, открывающее пред человеком путь к обретению всех даров Святого Духа, единению с Богом. Это Таинство вхождения в Церковь, без которого нельзя стать истинным последователем Христа и членом Его Церкви. В Крещении верующий невидимо и непостижимо соединяется со Христом. Конечно, если он глубоко верует в Него и стремится жить согласно вере.

Апостол Павел говорит: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Исповедовать, открыто признавать «едино» Крещение означает – прежде всего выражать признание того, что существует только одна истинная Церковь, обладающая спасительными Таинствами. Тех, кто отпал от истинной веры, Церковь принимает в свое лоно через покаяние.

В Символе веры упомянуто одно Крещение, а не все семь Таинств Церкви, потому что только оно дает человеку возможность приступать к другим Таинствам и священнодействиям.
Крещение человека совершается во образ смерти и Воскресения Самого Христа. В момент совершения этого Таинства верующий отрекается от диавола и от всех дел его, соединяясь со Христом и получая силы для борьбы с нечистью, страстями и грехами.

В Крещении человек должен умереть для прошлой жизни, совершенно отречься от всего, что недостойно христианина. Входя в воды крещенской купели, человек призван умереть для греха, чтобы выйдя из воды, родиться для другой – чистой, святой жизни. Крещением потопляются наши грехи, даруется благодатное обновление естества человека. Погружается крещаемый в воду, в знак смерти грешника, а выходит из нее – во образ воскресения праведных для новой жизни во Христе.

Воды Крещения для нас становятся образом смерти и рождения, по слову святителя Кирилла Иерусалимского: «Спасительная оная вода соделалась для вас и гробом, и матерью» [6]. Гробом, потому что в воде этой умирает человек, ограниченный земным и материальным, «плотью и кровью». Матерью, потому что рождается в ней новый человек, прощенный, очищенный, возрожденный, живущий уже здесь и сейчас новой и вечной жизнью.

Дети принимают Крещение по вере родителей и крестных. Это возможно, чтобы дать младенцам самое дорогое, что есть у матери и отца – православную веру. Однако Крещение младенцев допустимо только если взрослые понимают, что это момент начала духовной жизни, а не ее «кульминация» и готовы воспитывать детей истинными христианами.

Взрослым, приступающим к Таинству Крещения, очень важно осознать свои грехи и недостоинство, свое падение и нужду в благодати Божией, без которой невозможно спасение. Пример для всех нас – те, кто обрел святость: живя среди людей, подвизаясь в земной жизни, святые видели свои грехи бесчисленными, как песчинки на морском берегу. Так, пророк Давид восклицал о себе: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21, 7). О том же говорит апостол Павел: «Мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4, 9).

11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 
12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Чаю – т.е. ожидаю. Если верю, то и жду.

Истина о том, что смерь – не окончание жизни, не точка, а только запятая в бытии человека, во все времена была и остается бесспорной и понятной для большинства людей, хранящих чистую совесть. В загробную жизнь твердо верили поколения наших предков, ее чаяли, к ней готовились.

Эту веру свято хранил и избранный народ во времена Ветхого Завета, о ней свидетельствовали Божии избранники. Наиболее известно пророчество Иезекииля, который видел поле, полное мертвых, сухих человеческих костей, оживающих при вошествии в них духа жизни.

Но вера христиан во всеобщее воскресение основана не на предположениях и предчувствиях людей, а на свидетельстве Самого Воплотившегося и Воскресшего Христа Спасителя. Наша вера зиждется на Воскресении Христовом, она вся пронизана Пасхальным светом. 

Воскресением Христовым побеждена власть смерти над человеком, дарована надежда на всеобщее воскресение и обретение вечной жизни с Богом. Со всеобщим воскресением мертвых настанет время и Страшного Суда, которым окончательно определится участь каждого человека. Праведные души войдут в Царство Божие, обретут жизнь будущего века, в которой не будет болезней, страданий и скорбей. По слову апостола, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

В трепетном ожидании пришествия Христова живет каждый истинный христианин. Одно из ярких подтверждений этого – окончание Священного Писания. Последние строки Библии гласят: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк. 22, 20).
Окончанием же Символа веры является древнее слово «аминь», что в буквальном переводе означает «истинно, верно, да будет». Говоря так, мы вновь и вновь утверждаем непреложность и бесспорность истины спасения во Христе.

Материалы лекции:

1. Ириней Лионский, святитель. Против ересей. Книга третья. Глава X, п. 2 [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Азбука веры» 
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/3_10
2. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Во что мы верим? Объяснение Символа веры [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Азбука веры» 
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/vo-chto-my-verim-ob-jasnenie-simvola-very/
3. Гумеров Павел, священник. Объяснение Символа веры [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Азбука веры» 
URL: https://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very
4. Лосский В.Н. Толкование на Символ веры [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Азбука веры» 
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/tolkovanie-na-simvol-very/#0_3
5. Осипов А.И. Символ веры. Что и почему он нам говорит? [Электронный ресурс] // Православный журнал «Фома»
URL: https://foma.ru/simvol-veryi-chto-i-pochemu-on-nam-govorit.html
6. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века [Электронный ресурс] // Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
URL: https://sedmitza.ru/lib/text/537867/
7. Шмеман Александр, протоиерей. Воскресные беседы [Электронный ресурс] // Медиатека благотворительного фонда «Предание» 
URL: https://predanie.ru/book/220305-voskresnye-besedy/

вернуться