МИССИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В соответствии с Указом Президента Владимира Путина от 28 апреля 2018 года – 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Для этого был образован организационный комитет и был утвержден план мероприятий по проведению в Российской Федерации Года театра.

В программе мероприятий было предложено издать «Театральную энциклопедию России», провести тематические форумы, встречи, мастер-классы, конкурсы, семинары с ведущими актерами, режиссерами и театральными специалистами. Все это делалось по причине того, что, как рассуждают организаторы мероприятий, – «театр – это жизнь на сцене, это прекрасная возможность посмотреть на свои проблемы со стороны». 

Почему Год театра? Какие задачи стоят перед театром? Как Церковь относится к театру? Подобные вопросы можно услышать от разных людей. Они правы. Важно дать оценку тем вопросам, которые поднимает общество.

Театр в далекие времена

Театр эпохи поздней античности, театр средневековья и современный театр далеко не идентичны. Театральные зрелища первых веков служили сохранению языческой культуры. На сцене того времени изображались многочисленные божества, поступки которых были очень далеки от нынешних понятий нравственности. Именно по причине откровенного бесчинства и языческого характера подобных зрелищ в наследии святых отцов мы встречаем прямые запреты посещать театр христианам.

Святитель Иоанн Златоуст в 42 беседе на книгу «Деяния апостольские» говорит о пагубности зрелищ. «Здесь смех, бесстыдство, бесовское веселие, бесчиние, потеря времени, бесполезное употребление целых дней, возбуждение нечистых пожеланий, упражнение порочных похотей, школа прелюбодеяния, училище разврата, поощрение безнравственности, побуждения к смехотворству, примеры непристойности». [2]

Прошли века, сменились поколения, одна за другой миновали целые эпохи – изменения коснулись едва ли не каждого явления жизни человека. Не стал исключением и театр. Оставаясь хранилищем достижений культуры, театр постепенно стал преобразовываться из кощунственных игрищ в средство донесения до зрителя значимых нравственных установок. При этом зачастую театр обращается к духовному наследию христианства.

Театр и искусство в советское время

Одним из ярких примеров может служить деятельность театров и музеев в советское время. В условиях масштабной антирелигиозной пропаганды у духовенства фактически не было возможности проповедовать. Но именно в это время деятели культуры – авторы постановок, актеры и сотрудники музеев – в самых разных формах говорили о Боге. Они помогали людям задуматься о Боге, о вере и о смысле жизни. Ставились спектакли, в основе которых лежал глубокий нравственный посыл, велись серьезные работы по сохранению исторического наследия. Также прилагались усилия, чтобы сделать доступными для многих достояния духовной культуры, организовывались выставки, работали преданные своему делу экскурсоводы. Все это принесло свои благие плоды.

В качестве примера можно привести постановку «Юнона и Авось». Многие люди видели и слышали эту рок-оперу и плакали. И было от чего плакать.

Главный герой оперы – Николай Резанов отправляется к берегам Калифорнии, чтобы найти новые земли и наладить российско-американские и испанские торговые отношения. Резанов выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось». Путешественники останавливаются на испанском берегу Калифорнии. Комендант форта дал бал в честь российского миротворца.

На балу Николай дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами и приглашает ее на танец. Дочери губернатора Кончите было всего 16 лет. Резанов влюбляется в нее. Он готов взять ее в жены. Но, есть проблема. Кончита – католичка, Николай – православный. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – она должна была получить согласие Папы Римского, он –российского императора.

По этой причине Резанов оставляет возлюбленную и отправляется в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. По дороге в Петербург он заболевает горячкой и умирает. Кончита остается ждать путешественника. Ей сообщили о гибели любимого, она не верит, продолжает ждать.

Прошло тридцать лет. Увидев официальную бумагу о гибели Резанова, Кончита уходит в монастырь, где принимаем монашеский постриг.

В опере звучат церковные песнопения и молитвы к Богу и Божией Матери. Все это было необычно для той эпохи. Невозможно было представить, чтобы на сцене звучали слова: «Со святыми упокой, Христе, душу рабы твоей новопреставленной Анны, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечна».

К Богу: «Господи, воззвах к тебе, услышь мя, Господи!».

«О, горе мне, грешному! Паче всех человек окаянен есмь. Покаяния несть во мне; даждь ми. Господи, слезы, да плачутся дел моих горько».

К Божией Матери: «О, Пресвятая Дева, Мати Господа Вышнего, Заступница и покрова всех к тебе прибегающих!..».

«Мати Божия, Пречистая, воззри на меня грешного, и от сети диавола избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачутся дел моих горько...».

Пророческими оказались слова песни: «Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Местом для проповеди слова Божия в советское время были музеи и книги. В школьном учебнике по истории были изображения икон Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и Богоматери Владимирской. Эти святыни-шедевры находятся в Третьяковской галерее. Многие люди приходили в галерею, чтобы посмотреть на них. А некоторые люди, чтобы совершить тайную молитву. Экскурсоводы тех дней не ставили задачу проповеди Творца, страшно было об этом думать. Вместо них о Боге говорили эти святые лики. Воистину по Евангельскому гласу: «камни возопили» (Лк. 19, 40).

Театр в наше время

Театр сегодня во многом продолжает заложенные в прошлом веке традиции. В наше время ряд театральных постановок помогает зрителю понять, что значит быть по-настоящему человеком, осознающим свое призвание и быть способным не ограничивать жизнь материальными рамками земного существования.

Но с другой стороны, некоторые представители современных театральных школ пытаются доносить до зрителя идеи, которые не каждый человек готов воспринимать и смотреть или интерпретировать правильно. Ряд пьес несет в себе неприкрытую демонстрацию ужаса человеческого бытия без Бога в крайне эпатажных формах. Эти формы могут быть разные, страшные и кощунственные. Противно зрителю, что на сцене есть полуголые актеры, страсть и мат. Нарваться на пошлость можно и в спектакле с традиционным, проверенным временем названием, что неприемлемо. Для человека, который привык видеть в театре форму классического спектакля, сеющего «разумное, доброе, ценное и вечное» – такие пьесы неприятны и неприемлемы.

Многие согласятся с утверждением, что все прекрасное в нашем мире – лишь отблеск красоты небесной, только частицы потерянного рая. Поэтому встречаясь с красотой, в том числе, и на театральной сцене, человек имеет возможность устремиться духом далее видимой, чувственной красоты. Так он может сделать робкие шаги, приблизиться к Богу, услышать Его в своем сердце. Понимая это, многие деятели культуры и искусства видят призвание всей своей жизни в призыве окружающих людей к высшему, бесценному и вечному.

Деятели культуры о Боге и театре

Лучше говорить Богу о человеке, чем человеку о Боге. Потому некоторые из тех, кто искренне предан служению людям в сфере культуры и искусства, оставляют его ради служения Господу. Они идут в монастыри и принимают монашество. Ибо «Боже! Ты Бог мой; Тебя жаждет душа моя». (Пс. 62, 2).

Среди них такие незаурядные личности, как архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), актрисы театра и кино Ольга Гобзева и Любовь Стриженова.

Преосвященный Иоанн (в миру князь Дмитрий Шаховской) – проповедник, писатель и поэт. Еще молодым человеком вполне преуспевающий журналист, наследник аристократического имени, оставляет мир и принимает постриг в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Начинается его новая жизнь, а позже и святительское служение. «Я просто заскучал в своих правдах. Ценности мои перестали утолять меня. Все чаще стал я выходить из этого мира в молитву и богомыслие.

Так рыба, ища глотнуть неизведанного ею воздуха, высовывается и выпрыгивает из своей водной стихии. И я так выходил из ценностей своего смертного человечества и наконец понял, что волна милости Божьей тихо выплеснула меня на берег нового бытия» – говорил он в последствии о себе. [3]

Выпускница ВГИКа Ольга Гобзева отдала служению в театре и кино почти четверть века. Она снялась более чем в сорока известных фильмах, таких как: «Крылья», «Портрет жены художника», «Однажды 20 лет спустя» и др. В 1991 году актриса приняла решение продолжить жизненный путь в монашестве и спустя время приняла ангельский образ в Свято-Введенском монастыре города Иваново.

На вопрос о причине ухода из мира искусства в монастырь она отвечала так: «У актера психическая его природа особенно чуткая, обнаженная, а поэтому часто он совсем незащищен от мира. Отсюда такое количество трагических судеб». [4]

В другом месте она говорит следующее: «Судьба, сам человек, его внутренний мир — гораздо важнее, гораздо интереснее, глубже любого дела, любой актерской, режиссерской или какой-либо профессии. И душа человека всегда пытается найти нечто необходимое для нее, зовет, и надо прислушиваться к этому зову…». [5]

Тем же путем пошла и выпускница школы-студии МХАТ актриса Любовь Лифенцова (в замужестве Стриженова). Много лет отдав работе в сфере кино, исполнив значимые роди в фильмах «Случай из следственной практики», «Земля, до востребования», «Каникулы Кроша» и других, в 2008 году Любовь Стриженова ушла в Киево-Николаевский Алатырский женский монастырь Чувашии. Когда повзрослели и стали самостоятельными дети и внуки, народная артистка России приняла постриг с именем Иудифь.

Многие знакомы с творчеством Никиты Сергеевича Михалкова. Он был воцерковлен с детства. Никита Сергеевич рассказывает: «К нам домой, к матери регулярно приходил батюшка. И мой отец в этом смысле был тончайший человек, он никогда не сопротивлялся маме, а просто в этот момент уходил из дома». Однажды папу спросили: «Вы член ЦК — и к вам, ну какой стыд, поп домой ходит». И папа сказал с присущим ему юмором: «Послушайте, моя жена старше меня на 10 лет. Когда умер Ленин, ей было уже 14 лет. Ну как я могу ее отучить?» Им, конечно, было нечего ответить, кроме: «Ну ладно. Хорошо». [6]

Так удивительны человеческие судьбы, жизненные пути каждого из нас.

Театр справедливо можно считать сокровищницей достижений культуры. Но важно понимать, что культура не тождественна духовности, поэтому театральная «проповедь» несопоставима со служением Церкви по нравственному совершенствованию человека. Но театр может быть ступенью на пути к поиску Истины и к храму.

Тот, кто является или только чувствует призвание быть актером, должен понимать, что это тяжелый и, в определенной мере, духовно опасный труд. Ведь актер подражает персонажу, буквально вживается в определенный образ, принимая на себя его добродетели или страсти, мысли, чувства. Если человек чрезмерно восприимчив – он рискует потерять себя и всю жизнь лишь подражать своим персонажам. Не дай Бог, чтобы это коснулось кого-либо!

Инокиня Ольга (в миру — Ольга Фроловна Гобзева) говорит: «Играя в кино, я старалась, чтобы роли несли в себе зерно не разрушающее, по крайней мере… В театре я сыграла одну роль и побоялась перевоплощаться в образы других людей». [7] 

Но трудности – вовсе не повод отказываться от действий. Если актер – верующий христианин, то подвергать себя каким-либо опасностям ради служения ближним для него – трепет и радость. Диакон Андрей Кураев говорит: «Служения епископа, судьи, учителя нужны людям. И мир культуры тоже людям нужен, а значит, нужны и те, кто мог бы работать в мире искусства, в том числе и актерского, принося с собою в этот мир весть о той глубине человеческой души, которая раскрылась только в Евангелии». [8]

Актеру сохранить себя и достойно нести свое служение помогает вера. Для него важно периодически приступать к церковным Таинствам, обретая через них благодать. Полезны для него молитвы верующих людей и благословение духовного наставника.

Инокиня Ольга (Гобзева) утверждает: «Актерская профессия так же опасна, как профессия летчика-испытателя. В этой профессии подвергается опасности душа человека. Если человек не защищен верой, не защищен нравственным воспитанием в семье, не защищен знаниями, то он подвержен страшному риску». [9]

Как быть верующему актеру, если ему предлагают принять на себя роль Иисуса Христа, Божией Матери или святых? Стоит ли говорить и действовать от имени Спасителя? Подобные вопросы возникают у многих людей.

Довольно взвешенное мнение выражает заслуженный деятель искусств России, академик РАЕН, руководитель московского театра «Камерная сцена» Михаил Щепенко, отмечая: «Думаю, что Христа и Богородицу нельзя играть на сцене и в кино. Со святыми несколько другая ситуация. Все-таки каждый святой шел путем преодоления греховных начал, свойственных нам всем, это в каком-то смысле такой же человек, как и мы».[10] Лучше, если актер откажется от роли Христа и Божией Матери. Но бывают исключительные случаи, которые заставляют нас признать, что и эти роли должен исполнить человек.

Данность нашего времени в том, что на языке театра можно говорить о Боге и вере, нравственности и смысле жизни. Радостно, что до многих сердец можно «достучаться» даже со сцены – призывая к покаянию и совершенствованию. Но для этого необходимо высокое мастерство и преданность своему делу – ведь нужно исполнять роль так, чтобы человек, видя этот образ, устремился к Господу.

Труженикам мира искусства особо важно помнить о том, что дух творит себе форму. Понимать, что своим творчеством они влияют на тех, кто рядом. Поэтому актер должен быть человеком высокой нравственной культуры, хранить чистоту сердца и иметь искреннюю любовь к людям. От его действий зачастую серьезно зависят мысли, чувства, настроение и даже психическое здоровье зрителя, слушателя и читателя. Важно, как учит Слово Божие: «дать человеку хлеб, а не камень» (Мф. 7, 9).

Радует Никита Сергеевич Михалков, который публично заявляет о вере и нравственности. Однажды он, отвечая на вопросы корреспондента, упомянул фразу Василия Васильевича Розанова: «Человек без веры мне вообще не интересен». После пресс-конференции к нему подошел человек с вопросом: «Вот смотрите; я не пью, не курю, не лгу, не лжесвидетельствую; я никого не убивал, не изменял жене, — и так далее, в общем, рассказал мне о себе как об очень добродетельном человеке. — Но я не верую. И что, я вам не интересен?» Я без малейшей паузы сказал: «Абсолютно». «Но почему?» Я отвечаю: «Понимаете, вот если бы мне пришлось сейчас с вами ехать в поезде, то нам с вами даже поговорить не о чем! Вы ведь даже не понимаете, что такое жизнь. Потому что вы свои добродетели возвели в свою заслугу. Но не вы должны это о себе говорить: другие, ваши ближние, должны свидетельствовать о том, кто вы такой. Вы же просто любуетесь собой, тем, какой вы хороший. Мне это не интересно». [11]

В акафисте «Слава Богу за все» есть замечательные слова: «Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе…».[12] В справедливости этого многие убеждались на своем опыте. И очень важно, чтобы этот глубочайший духовный посыл лежал в основе всякого творчества, в том числе, театрального. Хорошо, если после спектакля зритель признает, что культура, искусство – замечательны и нужны обществу. Но более значимо, если он почувствует в глубине сердца, что не должен останавливаться на воспринятом. Важно идти дальше, подниматься выше, достигать неба и идти к Богу. Если человек трепетно подойдет к пониманию, что выше всякого творчества – Творец и устремится к Его благодати, Его Таинствам, хранимым Церковью – будет исполнена самая высшая миссия театра.

Епископ Орский и Гайский Ириней

2. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_55/42

3. http://afon-ru.com/Arhiepiskop-Ioann-SHahovskoj-Avtobiografiya-vladyki-Ioanna-San-Francisskogo-SHahovskogo

4. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_7047/

5. https://www.pravmir.ru/inokinya-olga-gobzeva-dlya-cheloveka-estestvenno-somnevatsya/

6. https://foma.ru/nikita-mihalkov-ya-boyus-snimat-kino-po-dostoevskomu.html

7. http://www.sinergia-lib.ru/index.php?id=193§ion_id=152

8. http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=2619&id=4495&view=print

9. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_19908/

10. https://www.pravmir.ru/teatr-yazykom-iskusstva-o-vere/

11. https://foma.ru/nikita-mihalkov-ya-boyus-snimat-kino-po-dostoevskomu.html

12. https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1960