Икона Рождества Христова – особенная. На ней изображено величайшее событие в истории человечества – пришествие в мир Самого Бога. Перед нами Матерь Божия и Младенец Иисус Христос в пустой холодной пещере, служившей загоном для скота. Спаситель пришел к людям, но люди не приняли Его. Перед Святым семейством были закрыты все двери Вифлеема.
Божественный Младенец будто бы оставлен, Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Она лежит отдельно от Него; Матерь Божия и Иосиф, формальный муж Марии, в смятении. Но отчего?
У родителей Марии Иоакима и Анны долгое время не было детей, хотя оба были уже в преклонном возрасте. Но по горячей молитве праведников Господь послал им утешение: у них родилась Чудная Дочь, названная Марией. Дочку они посвятили Творцу, Мария росла при Иерусалимском храме. Вскоре ее родители скончались. Достигнув совершеннолетия, Мария должна была покинуть святое место – храм Божий, поскольку законы Израиля обязывали каждого, особенно потомков царя Давида, к которым принадлежала Мария, иметь детей – так выражалось всеобщее ожидание Мессии. По закону и традиции еврейского народа каждая девушка должна была выйти замуж и иметь детей. Но Мария чувствовала, что Ее жизненное призвание несравненно выше и просила священнослужителей Иерусалимского храма выдать Ее замуж лишь формально. Ее просьбу исполнили, отдав на попечение уже пожилому вдовцу Иосифу, который обещал хранить чистоту Марии. Так Иосиф стал обручником Марии.
К нему и направлен взор Божией Матери на праздничной иконе, изображающей Рождество Христово. Мария думает о нем, ибо он в смятении. Иосиф знает, что отец Младенца Христа не он. «Как же быть и что делать?» – думает святой праведник. Ведь по Израильскому закону жена, нарушившая верность мужу, должна быть побита камнями. Иосиф думает, как поступить: отдать Марию суду или тайно отпустить Ее с миром из своего дома, чтобы Она жила дальше, как пожелает Сама. В конце концов Иосиф решил «тайно отпустить Ее» (Мф. 1, 19). Икона Рождества напоминает нам об этих глубочайших переживаниях и борениях святого Иосифа. Но сомнения закончились, когда ему во сне явился Ангел Господень и возвестил радостную весть: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся от Нее есть от Духа Святого» (Мф. 1, 20).
На праздничной иконе изображено место первого земного пристанища Мессии. Христос рожден не в царственных палатах, а в пещере и положен яслях. В этой темной пещере Божественный Младенец в белых ризах являет истинный Свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Об этом Свете пророчествовал пророк Исаия еще в Ветхом Завете, говоря: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис. 9, 2). Мы видим, что Бог в мире – Свет миру. Кроме Христа никто и ничто не могло явить Сего Божественного Света.
На иконе Рождества Христова мы видим пастухов и волхвов, пришедших поклониться Спасителю. Пастухи – честные простые люди, которым первым Ангел возвестил радостную весть о Рождении Мессии. Они должны были днем и ночью, зимой и летом, в дождь и снег пасти стада для храмовых жертв. Эти люди знали о пророчествах, знали, что должен родиться Христос. Возможно, они ждали пришествия Мессии в мир больше, чем кто-либо другой из иудеев. И вот они узнают, что ожидаемое произошло, что их тяжкий труд завершился! Первыми из людей они узнали, что отныне не надо, как прежде, готовить животных для совершения жертвоприношений в Иерусалимском Храме. Не надо, ибо родился Мессия, Который возьмет грехи всего человечества на Себя. Родился Спаситель, Который принесет Себя в Жертву за весь мир.
Волхвы – мудрецы, умнейшие люди своего времени, узнавшие по явлению Необыкновенной Звезды на Востоке о времени рождения Христа и последовавшие за ней, чтобы поклониться Величайшему Царю и принести ему дары: ладан – как Богу,
золото – как Царю и смирну (благовонное масло) – как человеку, должному принять и смерть.
Волхвы долго разыскивали Младенца Иисуса, спрашивая у многих жителей Иерусалима: «Где родился Царь Иудейский?» Страшно подумать. Ведь один такой вопрос мог стоить им жизни! Ирод, правитель Иудеи, не имел право царствовать. На престол он пришел с помощью римлян. Боясь за свой престол, Ирод убивал всех подозреваемых в переворотах. Но чужестранцы – волхвы с востока – приходят и к нему и спрашивают о Царе Иудейском!
На иконе волхвы изображены далеко от Спасителя мира – Иисуса Христа, что символизирует поиск Бога, богоискательство. Они разного возраста, что знаменует три человеческих возраста – юность, зрелость, старость, но на звезду указывает самый юный: ко Христу можно приходить и служить Ему в разном возрасте, но лучше прийти в «первый, а не в одиннадцатый час» (Мф. 20, 1-16) своей жизни.
Рядом с яслями мы видим изображение вола и осла. Присутствие этих животных не столько подчеркивает место действия – хлев, сколько символически отображает пророчество Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1, 3). Эти животные также символизируют два народа – израильский и языческий, для спасения которых и явился Христос. Вол, как чистое и избранное животное, которое приносилось в жертву, указывает на еврейский народ, а осел, нечистое животное, – это языческий мир. Но у колыбели Христа они встречаются. Спаситель объединяет избранный народ и мир язычников. Вол и осел встречают Самого Творца Вселенной. Ко Христу призываются все люди! Не важно происхождение, важна готовность следовать за Ним. Во Христе, по словам апостола Павла, «нет ни Иудея, ни язычника… а все одно» (Гал. 3, 28).
Таким образом, у Христа собрана вся вселенная, а Спаситель человечества объединяет всех людей. Господь пришел к людям для того, чтобы человеческая жизнь могла соединиться с жизнью Божественной, слиться с нею. Христос становится человеком, чтобы спасти людей, чтобы смягчить ожесточенное грехом человеческое сердце, преобразить все человеческое естество. Бессмертный принял образ смертного, чтобы нам даровать бессмертие, чтобы человек стал богом по благодати, чтобы соделать сынов человеческих сынами Божиими, даровать мир земной и небесный, даровать каждому совершенство и святость.
Епископ Орский и Гайский Ириней