СТАТЬЯ ЕПИСКОПА ОРСКОГО И ГАЙСКОГО ИРИНЕЯ «О РЕЛИГИИ»

Статья епископа Орского и Гайского Иринея «О религии».

Понятие и сущность религии

Религия – это особое мировоззрение, мироощущение человека, основанное на твердой убежденности, вере в существование сверхъестественного, нематериального мира. Религия может быть определена как попытка человека установить связь с духовным миром, обрести единство с Богом. Фундамент религиозного мировосприятия – вера в Бога, которая, в свою очередь, определяет систему ценностей и нормы поведения человека. Для верующего Бог – Источник бытия, Творец мироздания и самого человека.

О феномене религии размышляли многие философы, ученые и другие исторические деятели. Скажем кратко о представлениях некоторых из них.

Видный политический деятель древнего Рима, выдающийся оратор и философ Цицерон в своих сочинениях разделял понятия организованной «религии» (religio) и «суеверия» (superstitio). Определение религии Цицерон дает в своем трактате «О природе богов», где говорит, что религия «состоит в благочестивом поклонении богам». При этом поклонение богам должно быть бескорыстным и осмысленным, что составляет основу религиозного культа и отличает религию от пагубных для человека суеверий. Само слово «религия» Цицерон считал производным от латинского «relegere» (вновь собирать, снова обсуждать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым почтением» [2].

Известный западный христианский мыслитель и богослов Лактанций (250-325 гг.) относит происхождение термина «религия» к латинскому глаголу «religare», означающего «связывать», «соединять». «С тем условием мы и рождаемся, – говорит он, – чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... Так имя „религия“ произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека» [3]. По мнению Лактанция религия есть союз благочестия человека с Богом. И в этом он прав, поскольку сущность религии – именно живое единение человека с Богом, которое совершается глубоко в человеческом сердце.

Подобно Лактанцию понимал существо религии и христианский богослов, проповедник и философ блаженный Августин (354-430 гг.). Он предполагал, что слово «религия» произошло от глагола «reeligere» – «воссоединять», и сама религия, соответственно, ни что иное, как восстановление, воссоединение когда-то утраченного союза между человеком и Богом [1].

О религии, как о союзе с Богом, жизни в единении с Ним говорят большинство тех, кто оставил свои размышления об этом вопросе. Среди них русский философ и религиозный мыслитель С.Л. Франк, дающий такое определение: «Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение потребности человеческой души в спасении» [4].

Таким образом, основываясь на многих рассуждениях, можно определить религию как связь человека с Богом, благоговейное предстояние и стремление обрести союз с Ним. Это сокровенное единение совершается в душе человека непостижимым для нас самих образом. Молитва, как поиск Бога, воззвание к Нему – уже по сути – религия. Если я с надеждой смотрю на небо, понимая его не как нечто материальное, а стремясь к Небу, как духовному миру, если прошу помощи – это проявление веры, религиозности человека.

Религия, как феномен человеческой жизни и нашей деятельности, имеет внешние проявления и особенности.

 

Для каждой религии характерны:

– определенное вероучение, т.е. догматические основы;

– нравственное учение, система духовно-нравственных ценностей и ориентиров;

– обряды или ритуалы (как неотъемлемая часть религиозной практики);

– почитание последователями той или иной религии жизни и учения ее основателя.

Духовная сфера человеческой жизни особо тонка и уязвима, поэтому в ней необходимы предельная осторожность и внимание. Ошибки в духовной жизни влекут за собой очень тяжелые, порой непоправимые самые печальные последствия. Поэтому исследуя различные религиозные культы, необходимо ответственно отнестись к их вероучению. Особенно, к чему призываются их последователи.

 

Общее в учении о Боге

Очень важно знать, как религия учит о Боге и сотворении окружающего мира и человека; о грехопадении и спасении; о рае и аде (о достижении райского блаженства и, напротив, о том, как избежать адских мук); о единении с Богом, всеобщем суде, конце мира и том, что последует за ним.

Религия учит…

Но человек, занимающийся богословием, поиском Бога преимущественно рассудком, как и подвижник, стремящийся к познанию Бога опытным путем, желая обрести Его скорее в сердце, если будет предельно честным, на вопрос о возможности познания Бога ответит лишь то, что Он непостижим и говорить о Нем определенно мы не можем.

Какими словами можно описать Бога? Никакими. Нет таких слов, которые могли бы полностью сказать что-либо о Боге, ибо Он превыше всего сотворенного. Даже самые возвышенные слова не говорят о Нем в полноте. И, хотя мы говорим о Боге словом, это всегда крайне ограничено. Поэтому лучше молчать и молиться Богу, а не говорить о Нем нашим искаженным словом.

Порой подвижники предпочитают молчание самым глубоким духовным беседам, чтобы не потерять того знания о Боге, которое они обрели личным опытом. Один из самых ярких примеров для нас – ветхозаветный праведник Иов многострадальный, который, познав Бога в возможной для него полноте, восклицал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42, 5-6).

Все наши слова – это категории сотворенного, земного мира. Ими мы не можем говорить о Боге как должно. Апостол Павел говорит: «Знаю человека во Христе, который <…> восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).

Но люди всегда искали истину, ибо знали, что Господь открывается Своим усердным искателям. Слово Божие говорит: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2).

Бог знает, что язык человека скуден и не может правильно и полно говорить о Нем. И Он прощает наши попытки говорить о Себе, хотя наши слова часто далеки от истины. Прощает, ибо любит, потому что Бог есть Любовь.

Обратимся к житейским примерам.

Вот к нам бежит совсем маленький ребенок, и мы радуемся каждому его слову. Мы не ждем от него обращения к нам по имени и отчеству и чего-то подобного. Нам ценно любое его слово, ведь оно такое искреннее!

Или другая ситуация.

Некий студент приехал к преподавателю домой для консультации по предстоящим экзаменам. Преподаватель дал ему задание, а сам на время отошел в другую комнату, где был маленький ребенок. Конечно, завязалась беседа. И очевидно, что их общение было далеко от привычного для научного сообщества лексикона. Студент, невольно слыша эту беседу может рассуждать по-разному. Либо радоваться, что у него замечательный преподаватель, который может найти общий язык и с таким

малышом, обсудить вместе что-то интересное, стать ближе друг другу. Либо негодовать, почему его наставник искажает родной язык до неузнаваемости – ведь ребенок усвоит это на всю жизнь и сам будет поступать также!

Нередко мы оказываемся в подобных ситуациях, и выбор того, что принять в сердце, конечно, только за нами.

Эти примеры довольно ярко поясняют наши попытки говорить что-либо о Боге. Мы знаем, что какими бы «плоскими» не были наши мысли и рассуждения, Бог принимает их, позволяет нам обращаться к Нему на понятном для нас языке.

Бог любит каждого человека и позволяет нам хоть что-то говорить о Нем. Абсолютная истина сокрыта от нас. Но это не повод, чтобы ее не искать. Так, если я не могу съесть сразу все яблоки, которые созревают в мире или даже в одном саду – это не повод, чтобы вовсе не пробовать их.

В любой науке нет предела познанию. Так же и в мире богословия. Познать всего до конца мы не можем, знать все о Боге мы не в состоянии. Но это не повод отказаться от тех знаний, которые у нас все же есть.

Человек свободен пред Богом, Он не управляет нами принуждая, не заставляет силой слушать Его. Если бы я зависел от Бога, то не был свободен и мог бы обвинять Его во всем, что со мной случается. Но мне дарована свобода, а вместе с тем и ответственность за свою жизнь.

Бог же, будучи совершен и неизменяем, всегда любит человека. Всякое религиозное учение основано на опыте откровения Бога человеку, возможной для каждого из нас личной связи с Ним. Люди могут слышать Его слова и наставления. Избранники Божии, святые, воспринимали Его учение, записывали Его слова, передавали современникам и потомкам. Так явились Священное Писание и Предание в христианской Церкви.

Может ли уберечь от больших ошибок стремление следовать только священным текстам? Нет. Очень многое зависит от духовных лидеров. Наставник порой имеет собственное видение, толкование тех или иных слов Священного Писания. Каждый проповедник является соавтором текста, который он начинает толковать. Каждый может толковать, как он понимает.

 

Критерии толкования Священного Писания и исповедания вероучительных истин

Как быть, чтобы не ошибиться? Где критерии истинности и правды? Об этом преподобный Викентий Леринский говорил так: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все» [5]. В этих словах отражены основы церковного толкования Библии.

«Повсюду, везде»: важно знать, везде ли учат так, а не иначе. Распространено ли это учение широко, принимается ли оно Церковью повсеместно или только в отдельных местах?

«Всегда»: учение, которое известно ныне – известно много веков или это новый взгляд на что-либо? Было ли оно принято на заре христианства или доктрина появилась на свет позднее?

«Все»: насколько Церковь единодушна в отношении этого учения? Достигнуто ли общее согласие по этому вопросу? Если были разногласия, то на каких соборах выражено общее мнение отцов Церкви?

В жизни Церкви есть явления, доступные для понимания и описания словом. Есть также явления, которые возможно опытно познать, но нельзя выразить словесными категориями – слово для этого слишком тесно. И есть в духовном мире то, что ни постичь, ни передать словом невозможно. Так апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4).

Истинный христианин любит Бога не из-за страха ада или стремления к блаженствам рая. Верующий человек любит Бога, а не некие земные или небесные блага,

даруемые Им. Христос сказал: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33).

Сохранилось средневековое предание о юродивой женщине, которая ходила по городу с зажженным факелом и с ведром воды. И многие спрашивали ее: «Почему ты так ходишь?» Ответ был необычным. «Хочу, – сказала она, – залить пламя ада и поджечь райский сад. Хочу, чтобы люди служили Богу не за обещания райских наград или из-за страха ада, а любили Его просто так».

Да, любить Бога ради Него Самого, а не за блага или из страха – великое счастье. Тот, кто умеет так любить – настоящий христианин.

Так любил Бога праведный Иов. Он потерял все свое богатство, здоровье, друзей. Друзья предлагали ему проклинать Бога, чтобы умереть, когда Иов весь покрылся проказой (см. Иов 2, 7) и жил вне стен города.

Даже его супруга говорила: «Похули Бога и умри» см. (Иов 2, 9). Но Иов был тверд в уповании на Господа: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21). Также он говорит: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (ср. Иов 2, 10). Иов полюбил Бога только ради Бога и остался верен Ему, несмотря ни на что. Это очень высокая ступень духовного возрастания, не каждый готов подняться на нее.

 

Общие выводы

Вера в Бога – основа религиозной жизни. Благоговение пред Ним, поиск встречи и единения с Богом очень важны, но все же еще недостаточны. Истина только в любви. Любви Бога к человеку и ответной любви человека к Богу.

 

Литература:

1. Августин Блаженный. Об истинной религии. – Минск, 1999.

2. Цицерон М. О природе богов. Философские трактаты. – М., 1985.

3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика: в 2 т. – СПб., 1884. Т. 1.

4. Франк С.Л. Философия и религия. – М., 1990.

5. Все так делают? / Гилквист П., Леонтьева М. [Электронный ресурс] // Сетевой портал «Правмир». 25 марта 2010 URL: https://www.pravmir.ru/vse-tak-delayut/

 

Епископ Орский и Гайский Ириней

вернуться