Епископ Орский и Гайский Ириней ответил на часто задаваемые вопросы.
– Откуда в мире грех?
– Иисус Христос пришел к людям, чтобы помочь им. Его однажды спросили: Спаситель ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его. Но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Чтобы явилась слава Божия» (Иоанн 9, 2-3).
– Где же явилась слава Божия?
– На Голгофе. Перед Своим распятием Христос сказал Своим ученикам: «Ныне настало время прославиться Сыну Человеческому». Прославиться не в смысле стать известным, а показать силу Божию. Сын Божий пришел в мир, чтобы победить зло, а не для того, чтобы объяснить его. Мы сможем спросить Бога о страданиях и, возможно, ответ получим при встрече с Ним, если проведем жизнь, живя по правде Божией.
– Почему же Бог допускает страдания?
– Бог зло не творил. Бог распялся на Кресте за нас.
– «Где же Бог, когда народ страдает?»
– Он там, где боль и трудности, кровь и смерть. Бог всегда рядом с погибающими и скорбящими, Ему свойственно быть на Кресте. Рядом с Крестом Спасителя – стоят человеческие кресты. Бог плачет с нами.
– Откуда столько зла в этом мире?
– Богословы и философы редко размышляли о зле. «Зло не имеет сути, оно лишь – отсутствие добра, как тьма – отсутствие света. Отсутствие света – исправляется присутствием света».
Бог есть Любовь. Бог дал человеку свободу, ибо вне свободы невозможно обрести истинную Любовь и возрасти в ней. Но человек не устоял в своем призвании. Он отвернулся от Бога.
Зло – это постоянный побег человека от Бога. Зло – это отсутствие Любви. Но мы не оставлены Богом. Он нас полюбил до крестной смерти.
Вы знаете, что такое любовь, потому что только по любви к людям вы были готовы защитить их ценой своей жизни. Вам легче понять Тайну Крестной Смерти нашего Бога.
Зная, что есть истинная Любовь, нам не следует смотреть в сторону ее отсутствия.
– Что скажете о войне?
– Вопрос о войне и о страданиях – это трудный и проклятый вопрос. Им нужно болеть и от него нельзя «выздоравливать». Этот вопрос лучше отдать Богу при встрече с Ним. Пускай Он тебе ответит. Сначала Бог будет спрашивать меня, а потом, быть может, у меня появится возможность спросить Его. А до той поры лучше молчать и беречь свою боль.
– Зачем креститься?
– Если человек готов умереть для прошлой жизни, то можем крестить. Ведь заходя в воду купели, каждый умирает для прошлой жизни, а выходя из воды – человек должен заново рождаться для другой жизни.
– Зачем венчаться?
– Брак – это чудо на земле. Брачные венцы – это награды молодоженам за сохраненную чистоту. Брак – это место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными. Брак – это место, где начинается единая общая жизнь.
Создать семью – это значит пустить другого человека в свою личную жизнь и жить ради другого. Это тяжело, это подвиг. Церковь восхищается теми, кто готов идти на эту жертву и приравнивает его к подвигу мучеников. По этой причине при венчании на их головы возлагают венцы, которые символизируют мученические венцы.
Перед Венчанием Церковь спрашивает желающих вступить в брак, а готовы ли вы жить по вере христианской? Жить, чтобы любить. Любить и быть готовым умереть ради нее или него? Быть у кровати в случае болезни и не бросать? Быть вместе до смерти и после нее? Венчаться, чтобы вторая половина была одна единственная?
Муж должен любить свою супругу так же, как Христос возлюбил Свою Церковь. Он полюбил человека – до крестной смерти.
– Получается, в браке есть жертва?
– Все мы помним фильм «Семнадцать мгновений весны». В этом фильме разведчица Кэт стоит перед выбором: жертвовать своим новорожденным сыном, которого нацист морозит у открытого балкона, или предать Штирлица. Ей нужно было выбирать: исполнить материнский долг или присягу. От нее зависит жизнь любимого сына или ее товарища-разведчика Штирлица и многих, с которыми они работали на благо Родины. Она должна выбирать, кому отдать предпочтение.
Кэт готова жертвовать своим сыном. Это высокий идеал. Никто не осуждал ее за этот поступок. Никто не упрекал режиссера за этот фильм. Значит, все мы согласны с поступком Кэт. Так нужно любить, чтобы жертвовать ради мужа или ради жены.
Важно помнить, что семейная жизнь – это не только медовый месяц. После праздничных дней наступают будни со своими проблемами. Но память о первой любви муж и жена обязаны пронести через всю свою жизнь.
– Кто главный в семье?
– В семье все по согласию. Но последнее слово за мужем, он несет ответственность за семью и за принятое решение. Если супруги готовы жертвовать собой ради второй половины, то и венчать вас можно.
Ответил епископ Орский и Гайский Ириней