«ВАЖНО „СЕЯТЬ“, ПЛОДЫ БУДУТ…»

епископ Орский и Гайский Ириней об опыте преподавания в высшей школе.

Практически сразу после назначения на Орскую кафедру епископ Ириней начал преподавать в Орском гуманитарно-технологическом институте. Окончив Московские духовные школы – семинарию и академию, а также с отличием исторический факультет Российского государственного гуманитарного университета и имея богатый пастырский опыт, Владыка успешно читает лекции уже по нескольким по курсам социологической и исторической направленности.
Мы беседовали с ним о преподаваемых дисциплинах, об отношении студентов к его сану и деятельности.

– Владыка, вы преподаете в Орском институте не первый год и ведете не богословские предметы, а светские. Ваше присутствие в вузе – норма или, скорее, исключительное явление?

– Рад, что, имея духовное и светское высшее образование, веду преподавательскую деятельность в ведущем вузе восточного Оренбуржья – Орском гуманитарно-технологическом институте. Более пяти лет читаю здесь лекции по курсу «Церковь, государство и общество». С прошлого года стал преподавать еще две дисциплины: историю стран Европы и Америки в эпоху Нового времени и историю мировой и отечественной культуры того же периода.
К сожалению, богословские факультеты в светских вузах России сейчас – редкость. И, конечно, такое положение дел сказывается негативно на всех. Студенты духовных школ лишаются возможности общаться со светскими сверстниками, они не знают, с какими трудностями сталкиваются молодые люди, как их возможно преодолеть. В свою очередь, студенты государственных и частных вузов также не имеют представления, чем живет наша Церковь, какие богословские дискуссии ведутся внутри нее, не знакомы с историей Церкви и могут легко поддаваться разным искушениям и манипуляциям религиозных обманщиков.
Для преподавателя очень важно быть предельно внимательным к каждому своему слову, обращенному к аудитории. На лекциях приветствую критический подход, чтобы студенты размышляли, дискутировали. Хорошо, что у многих есть желание поправить меня или доказать обратное моим утверждениям. В таких ситуациях всегда нужно работать над собой, быть готовым дать ответ спрашивающим. По слову Священного Писания: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» (Лк. 11:11).

– Какова ваша цель в институте? Привести людей к Богу?

– Моя первостепенная задача – давать знания. Да, есть студенты, которые пришли в Церковь после нашего знакомства, после общения на лекциях и вне занятий. Им стало интересно, они открыли для себя новое, и это свободный выбор человека. Важно «сеять» (см. Мк. 4:3-20), плоды будут потом, мы не знаем, когда. Другая моя задача – не дать молодым людям попасть в руки религиозных мошенников.
Важно также уделить особое внимание тем, кто стремится достигнуть чего-либо в жизни. Эти ребята стараются хорошо учиться, активно участвуют в студенческой деятельности – для лучших из них назначаются архиерейские стипендии. Сейчас по всей епархии 16 студентов вузов и колледжей получают такие стипендии, ежемесячно от двух до пяти тысяч рублей. Верю, что их старания не пройдут даром и они принесут пользу и светскому обществу, и Церкви. А некоторые уже трудятся на разных поприщах и не забывают о том, как помогали и поддерживали их, стараются следовать этому примеру. Со многими из них мы тепло общаемся и после окончания ими учебы.

– По вашим наблюдениям, кого сегодня больше в храме: простых людей или образованных?

– Всегда в храме простых людей было намного больше. Богатых, образованных и успешных в обществе в целом не так много, так что это закономерно. Но священнику нужно уметь общаться со всеми, быть открытым к диалогу с каждым человеком. Особое внимание следует уделить интеллигенции – нашим учителям, медикам, работникам сферы культуры и другим. Многие из них готовы стать помощниками духовенства.
Печально, если в храме нет стариков. Они – молитвенники прихода. Молодые люди все время спешат, им порой некогда молиться. Но они верят, что за них молятся их родные бабушки и дедушки, матери и отцы…

– Возвращаясь к теме молодежи: как подать предмет, чтобы заинтересовать молодых людей?

– Скажу об исторических дисциплинах, которые преподаю. Большинство исследователей соглашаются с тем, что история – наш учитель. Историю человечества нужно изучать, подобно тому, как врач изучает болезнь пациента. Он записывает его жалобы, задает вопросы о болезни и на основании симптомов ставит диагноз. После этого он предлагает больному лечение, следит за ходом восстановления. В сложных случаях врачи принимают коллегиальное решение о лечении больного. Каждый из них предлагает метод лечения, исходя из своего опыта. И этот опыт может быть не только положительным – кому-то становилось лучше, а у кого-то, наоборот, наблюдалось ухудшение. Порой страдания и даже смерть одних в последствии были спасительными для многих других людей – очень важен именно опыт. Это жизнь.
Подобным образом и историк должен изучать и преподавать свой предмет: это наблюдение закономерностей, связи событий и последствий; в конечном итоге, это – передача опыта от поколения к поколению. Если к предмету относиться так, а не просто, как к определенной сумме знаний, которые следует «втолковать» студентам, то интерес со стороны аудитории, несомненно, возрастает.
Вот один из многих примеров. История Испании. О мощи этой страны в конце XV и начале XVI веков говорит тот факт, что Христофор Колумб и его споспешники открыли новый материк и начали колонизацию Америки. Затем Испании покорился Неаполь. Вскоре была образована Испанская империя, колонии которой находились в Европе, Америке, Африке, Азии и Океании. На вершине своего могущества Испания была одной из крупнейших империй в мировой истории и в тот исторический период – сильнейшей в политическом отношении европейской державой. Однако большие доходы от колонизации Америки сыграли отрицательную роль. Приток доходов извне не способствовал развитию внутренней экономики государства. Логично – зачем трудиться, угнетать своих граждан, если можно относительно легко заработать на чужом труде? «Ешь, пей, веселись…» (см. Лк. 12:19). В обществе углублялось социальное неравенство: появился слой общественной элиты, стремившейся только к обогащению и роскоши. Всё это усугубляло экономическое и политическое отставание Испании от других стран Западной Европы. За это и поплатились. В стране начался экономический упадок. Недовольство среди граждан возрастало и достигло апогея в революционных бурях. В итоге Испания потеряла контроль и над колониями, некоторые их них в XIX веке получили независимость.
Таким образом, из-за притока доходов от колоний оказались заброшены собственные земли, утеряны трудовые навыки и само стремление к труду; вместо развития был спровоцирован глубокий экономический кризис, и в конце концов государство утратило свою значимость в мире. Этот путь может пройти любая страна, если граждане не будут знать истории и делать важные выводы.

– Т.е. вы считаете, что для материального благополучия государства важны не только знания экономики, но и истории?

– Я выступаю за то, чтобы решения принимались коллегиально специалистами, среди которых должны быть и историки. Особенно, если это касается установления тех или иных общегосударственных праздников.
Например, неоднократно проводили соцопросы о 12 июня и 4 ноября. Многие не знают, что это за даты, и какие же праздники отмечает вся страна. Тогда можно ли назвать праздники всеобщими и объединяющими? Если в 1991 году по данным авторитетного исследовательского агентства «Левада-центр» 12 июня ассоциировали с Днем России (коим эта дата официально и является) 65 % респондентов, то в 2016 году – уже 29 %. Почти также дело обстоит и с Днем народного единства. В 2009 году проводился опрос. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более трети опрошенных затруднились с ответом! Около половины ответили, что будут отмечать День народного единства и примерно 6% сказали, что 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции. Если многие люди не помнят и не придают значения этим датам, то они и не стали для них близкими, а значит, и праздничными.
Обращаясь к теме дня единства, специалисты нередко предлагают определить другую дату, которая объединила бы наше общество. Ведь в XVII веке не все нынешние народы России входили в ее состав. А Польша, при всем уважении к этой стране, не самая сильная держава, победе над которой можно так радоваться. Есть в истории России другие даты, которые могли бы претендовать на День народного единства. То же справедливо и для других подобных ситуаций: прислушиваться к мнению экспертов очень важно. То же справедливо и для других подобных ситуаций: прислушиваться к мнению экспертов очень важно, ведь в итоге мы стремимся к общественному единству, стабильности и разве это не существенный фактор благополучия государства?

– Да, конечно. Но чтобы у нас были эксперты в будущем, уже сейчас нужно уделять особое внимание качеству знаний студентов. На что вы обращаете внимание при ответах учащихся?

– Молодой человек должен уметь четко и внимательно излагать свои мысли, не употреблять «слова-паразиты», такие как «ну», «да», «э».
От учащихся семинарии требую отказа от «дежурных фраз»: «святые отцы сказали» или «по этому вопросу наша Церковь учит так». Для них подобное недопустимо – будущие священнослужители обязаны корректно цитировать святого отца, дать ссылку на книгу и объяснить, по какой причине он говорил именно так. Церковь высказывает свое мнение только на Вселенских Соборах, на которых формировались догмы православного вероучения. По другим вопросам выражает мнение не Церковь, а конкретно тот или иной ее представитель. Существует позиция того или иного богослова, которая не должна противоречить православной традиции.
От имени Церкви мы имеем право говорить, излагая Символ веры. В нем содержится наша догматика, с которой действительно согласна вся Церковь. Эти истины утверждались на Вселенских Соборах. В иных случаях имеют место мнения и рассуждения конкретных людей, имена которых священник должен знать.

– Владыка, поясните, пожалуйста, подробнее: что такое – догмат?

– Догмат – это непререкаемая истина, переданная верующим через Священное Писание, выраженная соборным мнением Церкви. Один из современных богословов – диакон Андрей Кураев – говорит, что «догмат стоит на страже Евангелия». Как это может быть? Вот пример: одни люди ссылаются на Библию и говорят о Христе, что Он только Бог и не видят Его человечества; другие также читают Священное Писание, но в личности Иисуса Христа видят Сына Человеческого, не замечая в Нем Бога… Споры могут быть бесконечными. Догмат же ставит в них точку, чётко определяя, помогая человеку глубже вникать в смысл Писания и видеть во Христе Богочеловека – истинного Бога и истинного Человека.

– Если всё так строго, то имеют ли право богословы дискутировать между собой по тем или иным вопросам? Ведь порой складывается впечатление, что Церковь – это система запретов, и подобное просто невозможно.

– Да, если сегодня спросить людей о Церкви, то многие скажут, что Церковь – это система запретов. А кто-то добавит, что в ней никак нельзя спорить и во всем нужно только соглашаться, не имея собственного мнения. Но это не совсем справедливо.
В истории Церкви возникали богословские споры даже в первые века христианства, о чем свидетельствует еще апостол Павел, говоря, что «надлежит быть и разногласиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Ученые в своем кругу обсуждают какие-то проблемы, спорят, и это вполне нормально. Так и в богословских кругах люди часто собираются на беседы, рассуждают и дискутируют на разные темы. Многие вопросы пастырской практики священнослужители и богословы решают по-разному.
Люди часто смотрят, как поступает священник, которому они доверяют, к которому многие приходят на Исповедь и за советом, как он учит. Для них его мнение порой становится взглядом Церкви. Но нужно помнить, что любой священник, богослов или просто мирянин может в чем-то ошибаться. Это допустимо. Мы не имеем права ошибаться только в том, что касается догматического учения Церкви, излагая Символ веры и его толкование. Если искажаются эти основные положения вероучения – имеет место ересь.

– Еще о современной жизни Церкви: многих, особенно молодых, людей интересует вопрос о ее нынешнем положении в нашей стране. Церковь сегодня – помощница государственной власти?

– Жаль, что теперь Церковь нередко воспринимают как часть некоего официоза. Это удаляет людей от нее. Однако, это несправедливо. Церковь не имеет влияния на светскую власть, также и государство не вмешивается в вопросы церковного управления. Разве считаются с мнением представителей Церкви при назначении кого-либо на высокопоставленную должность? Ни мы никому ничего не навязываем, ни нам.
Да, сегодня мы видим, что развивается церковно-государственный диалог, часто он весьма плодотворен. Однако, рамки этого диалога четко определены обоими сторонами. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ… Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». В своих отношениях с государством мы вежливо, но твердо настаиваем на равенстве, обоюдном уважении.

– Ваше Преосвященство, благодарю за содержательную и интересную беседу.

– И я благодарю всех за святые молитвы и помощь, которую оказывают нашей Церкви и лично мне.

 





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры