ТРУДНО ЛИ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?

С правящим архиереем Орской епархии мы побеседовали о том, каким он видит труд руководителя.

- Владыка, как Вы думаете, трудно ли быть хорошим руководителем и что следует делать, чтобы работа подчиненных приносила радость и им, и руководству?

Конечно, быть хорошим трудно. Особенно хорошим руководителем. Очевидно, что тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом. Это справедливо не только в буквальном смысле.
Все чаще, к сожалению, от многих приходится слышать жалобы, что нет хороших специалистов: профессионалы, особенно молодые, уезжают в крупные регионы, ищут работу на других предприятиях, в других отраслях и т.п. С другой стороны, от самих тружеников нередко слышится гораздо более «простое» объяснение подобной ситуации – разочарование действиями руководства. Факт остается фактом. Люди, в первую очередь, уходят не от трудной работы, а от трудного руководителя.
В связи с этим руководителю важно понять, какие его поступки и действия раздражают людей. Случается, что начальник «выжимает все соки» из подчиненных, а после того как они теряют прежнюю работоспособность, их просто увольняет, «за ненадобностью». Подобное положение дел, увы, имеет место довольно часто – и это путь в никуда. От руководства необходимо делать все возможное, чтобы человек трудился в меру своих сил, а не чувствовал себя «автоматом» для исполнения служебных задач, который при первой «поломке» просто сменят другим таким же. При таком отношении руководства к труду подчиненных, ожидать какую-либо положительную отдачу от работников не приходится. Напротив – люди теряют интерес, вдохновение и, в конце концов, силы для работы. Поэтому очень важна благодарность и поддержка, и не только моральная. За добросовестный труд можно дать возможность дополнительного отдыха, чтобы человек мог побыть с родными и близкими. Никогда не будут лишними премии или прибавки к заработной плате или иные поощрения – всё зависит от обстоятельств и чувства такта руководства.

- Многие не находят общего языка с руководством, объясняя это несправедливыми наказаниями… Что Вы можете сказать об этом?

Апостол Павел говорит: «Начальник … не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». «Закрывать глаза» на совершенно неподобающие действия подчиненных нельзя ни в коем случае. Руководитель просто не имеет на это права. Наказание бывает необходимым, но начальник должен предпринимать что-либо только для пользы самого работника и всего коллектива. Недопустимы пустые эмоции и, тем более, унижение. Важно, чтобы сам подчиненный понял свою неправоту, сделал выводы, постарался исправиться. Любая ситуация может в конечном итоге стать конструктивной, но очень многое зависит от правильных действий руководства в этих обстоятельствах.

- Вопрос связанный – как насчет награждений?

Мы уже немного сказали об этом. Поощрение и похвала важны для любого из нас. Хорошим поводом для выражения благодарности от руководителя может стать особая дата подчиненного: юбилей, именины, рождение ребенка, завершение важного проекта и т.п. Замечательно, если начальник найдет время, чтобы вместе со всеми отметить успехи сотрудников.
Но нельзя в подобный «повод» стараться превратить какие-то «даты» самого руководителя. Почти всегда это лишь обременит людей. Не всегда на подобных встречах начальник может услышать правду о себе – большей частью преувеличенные похвалы. Это неполезно ни для него, ни для подчиненных. Скажи человеку много раз, что он плохой и хороший – он поверит, будет мнить о себе.
От руководства требуется безусловная верность данным обещаниям. По слову Христа «да-да» или «нет-нет». Не иначе. Оставаясь верным слову, вы растете в глазах соратников. Сотрудники подражают руководителю. Если он выполняет обещанное, то и окружающие будут это делать. И напротив – когда вы подводите людей, не выполняя свои обещания, они в скором времени начнут поступать так же. Человек интуитивно следует примеру…

- Важно именно слово начальника? Или руководитель все же должен прислушиваться к мнению подчиненных?

Очень правильно поступает руководитель, если умеет слышать и слушать людей, которые делятся своим видением четко и деликатно. Важно выбрать нужные слова, время, тон… Для этого мы молимся: за человека, которому обращаемся, чтобы правильно понял и за себя, чтобы Господь вложил нужные слова в мои уста, указал время, когда говорить или когда молчать. Иногда мы скорбим, что не промолчали. Не зря говорят: «молчание – золото». Важно помнить, что каждое слово может помочь обрести друзей и соратников или недоброжелателей.
И главное, каждому необходимо уметь говорить окружающим: «Простите, я не прав. Помолитесь за меня». Только будучи готовыми признать неправоту в чем-либо, сделать выводы, исправить, мы слышим сами и можем быть действительно услышаны другими. Без этого никакое совместное дело просто невозможно.

- А можно ли определить какой-либо общий принцип для назначения человека на руководящую должность?

Управлять людьми очень непросто. Чтобы никого не обидеть нужно дать хорошим специалистам профессионально расти, назначать их на руководящие должности. Конечно, важно, чтобы руководитель был в кругу единомышленников, но далеко не всегда дает хороший результат назначение на «посты» своих родных или близких знакомых, а не опытных работников. Т.е. приоритет, прежде всего – профессионализм и заинтересованность работника в своем деле. Если человек сам «горит», он сможет повести за собой других. А если иначе, то какой смысл в подобном руководстве?

Интервью подготовлено пресс-службой Орской епархии





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры