СЕЯТЬ ДОБРОЕ СЕМЯ В СЕРДЦАХ

Накануне нового учебного года мы задали несколько вопросов правящему архиерею Орской епархии епископу Иринею. Его Преосвященство уделяет большое внимание работе с детьми и молодежью, много лет преподает в различных учебных заведениях, имеет ученую степень.

- Ваше Преосвященство, можно ли кратко сказать о том, чем занимается священник?

В нашем обществе есть убеждение, что по-настоящему трудятся только люди, плоды чьего труда можно «потрогать руками», т.е. результаты их деятельности измеряются килограммами, метрами, штуками… Но, к сожалению, зачастую забывается, что самое важное и трудное дело – это изменение человека в лучшую сторону. Этот труд более значим, чем обработка земли или работа на производстве. Именно этим трудом заняты педагоги, медики, военные. Из этой же области и труд священника.
Священнику необходимо постоянно слушать людей, беседовать с ними, сострадать им и, если просят, давать советы. Для этого часто нужно самому забыть о личных трудностях, печалях, семейных неурядицах и быть перед людьми предельно собранным. Очень трудно помочь человеку победить равнодушие и отчаяние. Священнику важно убедить людей, что Небо близко каждому и Бог принимает всякого человека, искренне обратившегося к Нему.
Другая задача священника – помочь человеку поверить, что все окружающие люди –  не его «враги», а  братья и сестры, которых каждый из нас должен любить как самого себя. Таким образом, важнейшая обязанность священника – беседовать с людьми, разделять их горести и радости и принимать их как свои.
Как в любом деле, в священническом служении есть выдающиеся личности, достигшие духовных высот – старцы, и бывают просто люди, исполняющие свои обязанности.
Во многом труд священника схож с трудом учителя и медика. Так, еще Аристотель говорил, что педагогика – это высшее искусство из всех искусств. Ваятель имеет дело с глиной или мрамором, а педагог лепит из живого юноши настоящего человека. Каким он его создаст, таковым он и будет. Не меньшая ответственность лежит на священнике, ведь часто он отвечает за то, каков духовный путь приходящего к нему человека.

- Но разве возможно радоваться и скорбеть действительно с каждым человеком?

Да. И это не только возможно, но и необходимо.
Вот важный пример из жизни. К сожалению, в мире не прекращаются войны. И после каждого боя командиры считают потери. До того, как столкнулись со смертью лицом к лицу люди, однополчане, могли спорить, ссориться, даже драться. Но после – радуются тому, что тот, с кем недавно вздорил, просто жив! Подобно и в жизни духа.
Помню встречи с людьми после крушения самолета Москва-Орск. Поехал в аэропорт и плакал с потерявшими родных. Не мог иначе. И теперь скорблю вместе с ними, а иногда вспоминая их, молясь о них – плачу. Все они стали родными для меня.
В последнее время венчал несколько молодых пар. И искренне радовался с ними. Говорил проповедь и радовался, а порой были и слезы радости.
Так во всём. Это жизнь. Когда молишься о ком-либо, не можешь не скорбеть или радоваться с ним. Если, конечно, твоя молитва искренна.

- Владыка, о чем нужно просить в молитве?

Главное понять и всем сердцем обратиться: «Господи, Ты лучше знаешь, что мне полезно и нужно!». Просить стоит об одном – прощении грехов своих и окружающих людей. Просить, чтобы из духовно мертвого стать живым человеком, научиться любить и сострадать людям.

- Сейчас все чаще можно увидеть священника на многих общественных мероприятиях, духовенство нередко посещает школы – как к этому относятся представители других конфессий?

Одного мусульманского лидера спросили: «Вас не напрягает, что патриархия лоббирует присутствие церкви в школе или в армии?» Он ответил: «Нет! Если Русская Православная Церковь куда-то откроет дверь, которую непосильно открыть нам, мы войдем туда вслед за ней». Это правда, что мы, входя в какие-либо сферы общественной жизни, не закрываем за собой дверь. За нами идут и представители других конфессий. Появились священники-капелланы, а сегодня в российской армии есть мулла-капеллан и раввин-капеллан.
Для всех представителей религиозных конфессий есть общие темы, как например, по биоэтике, нравственности, проблеме абортов, наркомании и пьянства и многие другие. Важно, чтобы о пороках говорили все думающие люди, в том числе и представители всех религий.

- Поделитесь, пожалуйста, мыслями о присутствии религии в школе.

Когда-то главный раввин России Адольф Шаевич сказал: «Я полагаю, что необходимо преподавание Закона Божиего в школе. Нужно, чтобы русский народ вернулся к Православию. И в этом интерес именно нас, евреев, потому что опасен именно неуправляемый человек, человек с непредсказуемым поведением. Тот, у кого нет стержня – непредсказуем, а потому опасен».
Я рад, что сегодня в школе преподаются основы мировых религиозных культур. Это шаг к миру и к тому, что религиозных фанатиков, в плохом смысле этого слова, будет намного меньше.

- Как Вы думаете, почему студенты уважают Вас, охотно общаются, дискутируют?

Есть разные подходы к студентам. Я стараюсь для них быть своим, переживать их удачи и трудности. А еще позволяю им задавать разные вопросы, в том числе и не очень приятные для Церкви. Стараюсь говорить интересно по моей теме. Поначалу не все слушают, а после начинают прислушаться, вступают в разговор. Важно уметь «разбудить» студента, заинтересовать молодого человека.
Иногда выбираю и другую форму занятий, когда делюсь своим взглядом на проблемы молодежи. Так и обращаюсь к ним: «У вас есть свой взгляд, но, может стоит узнать и мой? Это неплохая возможность открыть что-то новое, расширить кругозор». Ребята прислушиваются, не всегда соглашаются. Но важно, чтобы они услышали и мою точку зрения. Может мой ответ или мое мнение по тем или иным вопросам им пригодится будет не сейчас, а спустя время – не в этом суть. Главное, уже сегодня посеять доброе семя в сердцах, а плоды, может быть, явятся потом.
За честные ответы и трезвый взгляд студенты уважают преподавателей.

- Что пожелаете учителям и ученикам в новом учебном году?

Дай Бог учителям силы передать знания новому поколению, а ученикам впитать в себя самое лучшее, что есть у их добрых наставников.
Низкий поклон моим коллегам, которые самоотверженно трудятся, зачастую без всякой отдачи. Дорогие учителя, вы – герои наших дней.

С епископом Иринеем, преподавателем Орского гуманитарно-технологического института беседовала Ольга Дорофеева.





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры