«БЫТЬ ВСЕГДА ЧЕСТНЫМ» – ЕПИСКОП ИРИНЕЙ ОБ УЧИТЕЛЬСТВЕ

Осень – особое время, традиционно связанное с учебой и преподаванием. В сентябре школьники и студенты вернулись к занятиям, открыли двери и многочисленные центры дополнительного образования для юношества, а также воскресные школы при храмах. Минувший октябрь ознаменовался 15-летием Православной гимназии во имя святых Царственных страстотерпцев при приходе Преображения Господня г. Орска. В свете этих событий предлагаем Вашему вниманию беседу с епископом Иринеем, посвященную теме учительства.

– Владыка, по Вашему мнению, кто такой учитель? Какими качествами должен обладать человек, желающий трудиться на педагогическом поприще?
– Конечно, важно призвание, искреннее желание трудиться на педагогическом поприще. Очень нехорошо, если человек выбирает профессию учителя, не стремясь при этом трудиться в поте лица, передавая все самое лучшее юным и забывая многие личные трудности. Учителями всегда были самые талантливые, лучшие люди своего времени. Молодое поколение взрослеет, «становится на ноги», и от того, кто и чему учит наших детей, зависит будущее не только каждого из них, но и Родины. Исходя из этого, можно понять, какими качествами должен обладать учитель.
Человек, ступающий на учительскую стезю, должен любить свое дело, уметь «зажечь» в сердцах учеников желание добиваться успехов – становиться лучше, умнее, сильнее, талантливее и добрее. Это невозможно, если он не работает над собой постоянно, совершенствуя свои знания и укрепляя всё положительное, а также избавляясь от негативного, что замечает в себе. Учитель должен уметь достойно и терпеливо переносить обиды, относиться ко всем с уважением и принимать людей такими, какие они есть. Этот человек должен быть во всех отношениях благородным, доброжелательным, вежливым, принимающим с пониманием мнение других, зачастую отличное от его собственного. И он непременно знает меру в своих высказываниях и поступках.

– Такие черты характера присущи человеку изначально или их можно взрастить, воспитать в себе?
– Бог каждому дает то, что ему нужно. Но продолжать работать над собой ты просто обязан. На месте никто никогда не стоит: или поднимается верх, или падает низ. Работать и совершенствовать себя необходимо.

– Вы затронули очень важную тему – совершенствование человека. В нашем обществе уже не одно десятилетие ведется дискуссия о том, что более актуально для этого: образование или воспитание юной  личности? В последнее время очевидно, что на воспитание стали обращать большее внимание…
– Да, кончено, радует, что сегодня все чаще говорят о воспитании. В последнее десятилетие прошлого века, к сожалению, утверждали, что задачей школы является образование, а воспитанием должны заниматься в семье. В итоге, собственно воспитанием практически никто не занимался. Родителям некогда – им нужно зарабатывать на жизнь, и далеко не всегда у современных родителей есть понятия и знания для воспитания. Поэтому многие надеялись на школу. В то время как в учебном процессе средних школ все меньше уделялось внимания воспитательной составляющей.

– А сегодня? Каковы на Ваш взгляд основные цели и задачи современной школы?
– В последнее время, как мы уже отметили, обращают большое внимание на воспитание. Многие понимают, что существенную помощь школе в этом может оказать Церковь. В школах вводится курс основ православной культуры, что тоже очень радует. Ведь страшно быть «иностранцем» в родной стране! Стыдно жить здесь и не знать азы своей религиозной культуры. Кроме того, этот курс учит ребят тому, как относиться к людям других религиозных мировоззрений, позволяет знать и уважать другую точку зрения, призывает с любовью относиться и к людям другой религиозной культуры, действительно, по-христиански, достойно настоящего человека.

– У Вас богатый опыт преподавания – около двух десятилетий! Что бы Вы пожелали коллегам-педагогам, исходя из своего опыта? К чему бы их призвали?
– Быть всегда честным и поступать соответствующе. Если ставите оценку, абсолютно любую, – ваши ученики должны знать, почему она такова. Нужно объяснить юному человеку, что он не знает и что ему нужно подучить, на что обратить внимание. Если оценивать, не объясняя – никто не будет знать, над чем работать.

– Вопрос более личный: владыка, волнуетесь ли Вы перед встречей с учениками или студентами?
– Иногда бывает. Один и тот же урок может не всегда восприниматься студентами в разных аудиториях одинаково. Важно, насколько актуальны твои знания, с чем столкнулся до того, как пришел на встречу с молодыми людьми. Особо следует обратить внимание на тех, перед кем выступаешь, какой у них уровень образования и культуры, какие взгляды. Нужно стараться говорить с людьми на их языке, понятном всем.

– Можете поделиться воспоминаниями? Ваш первый урок… Как это было?
– Да, помню первый урок.
С раннего детства мечтал стать учителем. Первый пробный урок перед друзьями тогда и провел – в игре изображая роль учителя. Потом были и другие… К таким урокам готовился заранее, обдумывал, что и как скажу.
Первый настоящий урок провел в следственном изоляторе в Сергиевом Посаде. В годы учебы в Московской духовной академии мне было предложено читать лекции и отвечать на вопросы людей, которые содержались там.
Официально начал преподавать около двадцати лет назад, когда был направлен для этого в Кишиневскую духовную семинарию. Конечно, готовился заранее, советовался с близким наставником по жизни – профессором Алексеем Ильичом Осиповым. Алексей Ильич научил, как вести себя на уроке, как его строить, как отвечать студентам. Этому замечательному человеку искренне благодарен за все, что он мне дал, как учитель и близкий человек. Я собрал много книг и аудиозаписей лекций, пока сам учился. Поэтому на первой лекции в Кишиневской семинарии чувствовал себя уверенно – материал знал практически наизусть. Не было и волнения – вел себя спокойно, всем казалось, что опыт преподавания у меня уже есть.

– Большое спасибо, владыка! Прекрасно, когда человек чувствует свое призвание и искренне стремится следовать ему, но нередко мы слышим, что современную молодежь называют «потерянным поколением». Согласны ли Вы с этим?
– Нет, не согласен. Я видел и знаю много ребят, которые, уверен, совсем скоро продвинут науку вперед. Многие молодые люди знают компьютер и технику намного лучше нас, «людей прошлого века». Это их способности и таланты, которыми они могут, и, уверен, в будущем послужат во благо своих близких и общества в целом.

– А что больше всего цените в учениках?
– Честность, как в любом человеке. И умение находить выход из сложных ситуаций, давать ответы на неожиданные вопросы. Очень важно никогда не сдаваться, не говорить: «Я не знаю, как ответить» и т.п. Люблю, если студент начинает рассуждать, строить теории и версии, стараясь их обосновать.

– И, по традиции, несколько слов для нашей аудитории.
– Каждому из нас нужно помнить: заходя в дом, следует снимать шапку, но не голову. Думайте над тем, что вам предложат, не спешите соглашаться сразу. Умейте сказать «нет» или «подумаю». Старайтесь смотреть на другого человека его глазами. Если он не соглашается с вами, возможно, у него свои аргументы, или ваши доводы не совсем убедительны для него. Учитесь рассказывать своим родным и близким то, о чем собираетесь беседовать с другими. Хорошо, если заранее вас услышат, зададут вопросы, которые, возможно, получите от тех, с кем планируете беседу или встречу. Вы не можете в полноте знать, чем живут, какие интересы у людей моложе и старше вас. Поэтому близкие в данном случае – ваши первые помощники.
 

Пресс-служба орской епархии





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры