ВЗГЛЯД НА ФИЛЬМ «ЛЕВИАФАН»

Сегодня все вокруг спорят о новом фильме, о «Левиафане». Это правильно, и это нормально. Люди, живущие в этом мире, должны реагировать на подобные сцены и взгляды. Многие верующие, которые живут среди нас, просят дать оценку этой картине. Это и заставило смотреть этот фильм и написать о нем.

Обращает на себя внимание название фильма – «Левиафан». Практически каждый человек хотя бы понаслышке знаком с наименованием этого чудовища, повествование о котором содержится в Библии. Но в данном случае это понятие используется как метафора, обозначающая слияние властей государства и Церкви в единую систему, которая, подобно мифическому Левиафану, противостоит простому и беззащитному человеку в его борьбе за существование не на жизнь, а на смерть, в конечном итоге полностью уничтожая человеческую природу.
По режиссерскому замыслу все события разворачиваются в России, в чем проявляется существенный акцент картины. Но подобное происходило и, к сожалению, происходит во многих странах. Однако граждане этих стран зачастую предпочитают умалчивать о таких проявлениях, а в случаях напоминания или, тем более, разглашения подробностей – реакция общества однозначно негативная. Это и понятно: несмотря на все превратности жизни в том или ином государстве, граждане, которые еще не окончательно утратили чувство патриотизма, до последнего будут настаивать и защищать свою общую чистоту и национальное достоинство.
В случае же с «Левиафаном» мы сталкиваемся с ситуацией прямо противоположной, когда авторы, по сути, унижают свою страну, представляют в самом неприглядном виде перед мировым сообществом. Похвал подобные действия, конечно, вряд ли заслуживают.
Этот фильм получил немало премий за свою социально-политическую направленность. Но основу этой направленности составляет жесточайшая критика отношений государства и власти, которые складываются на современном этапе. Было бы хорошо, если бы эта критика предлагала какую-либо альтернативу, либо прямо – выход из сложившейся ситуации, но, к сожалению, этого не предусмотрено.
Сюжетным фоном здесь выступают картины запустения и упадка, контраста крайней нищеты народа и безразличия правящей элиты. Коррупция, предательство и полная безнаказанность власть предержащих, противоречащее всем канонам, слияние властей государства и Церкви, потеря надежды и нежелание большинства людей жить, отчаяние и выпивка – вот основные мотивы этого фильма.
Мы знаем, что всякий труд, тем более, труд творческий, призван не только подчеркивать и усугублять негативные проявления действительности, но более – давать альтернативу, показывать пути выхода из подобных ситуаций, призывать человека к жизни и борьбе с пороками.
Однако этот фильм скорее показывает путь к гибели, он не дает никаких надежд простому человеку. Красной нитью сквозь весь сюжет проходит мотив того, что ни сопротивляться, ни бороться не стоит – даже если на вашей стороне правда, вы обречены.
С самой неприглядной стороны показаны и действия представителей Церкви, их поддержка беззаконий мэра ради сохранения власти. Несомненно, это немалый удар по Церковной иерархии и серьезное искажение действительности. Представители Церкви знакомы с канонами, которые предписывают Церкви не вмешаться в дела государственного управления и не допускают активного участия в политической жизни.
Священное Писание категорически запрещает брать деньги, запятнанные грехами. Сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень» (4Цар. 12, 16).
Если человек не потерял совесть, то поддерживать беззаконие ради собственной выгоды не имеет право. Если же среди сообщества представителей государственной и церковной власти находятся такие – это не означает, что подобное поведение является нормой для большинства. Церковь и государство призваны вести человека к благополучию – земному и Небесному, эта двуединая цель обуславливает неизбежное соработничество Церкви и государства. Сорабтничество, но не объединение и тем более не слияние.
Если действия власти противоречат Евангельскому духу жертвенной любви, если не соответствуют основным нравственным установлениям, то Церковь всегда выступала и выступает против них, призывая власть пересмотреть свои позиции и исправить, если что-то неподобающее совершено.
Одним словом, фильм «злободневный», обнажающий значительные проблемы современного общества, его «раны». Но для лечения ран обнажить их перед всеми – далеко недостаточно. Во всяком случае, для человека, который искренне любит свою Родину. Думаю, что об этом авторы фильма не подумали.

Ириней,
епископ Орский и Гайский

 





О проекте | Карта сайта | Контакты | Полезные ссылки | Наши баннеры